Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка
Тьюторская практика по выявлению интереса обучающихся к исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о тьюторском сопровождении | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Нашему государству нужны конкурентоспособные люди, обладающие навыками исследовательской деятельности. Сформированные навыки исследовательской работы необходимы не только тем, чья жизнь связана с научными поисками, но в современном мире востребованы каждым. Невольно возникает вопрос: как удовлетворить заказ общества?
На уровне начального образования все обучающиеся уже перешли на новые стандарты и занимаются проектной и исследовательской работой в урочной и внеурочной деятельности (где охват составляет 100%). Такой картины мы не наблюдаем на ступенях основного и среднего образования. В системе исследовательской работой занимаются только отдельные ученики, что составляет 10% от числа обучающихся. Выявляется проблема: как активизировать формирование исследовательских навыков у старшеклассников (обучающихся среднего и старшего звена)?
Мир детства – особый, очень важный для становления будущей личности. Детям свойственна любознательность, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать, изучать, они рождаются исследователями.
В нашей школе помогает не растерять природный дар исследователя - работа научного общества учащихся (НОУ) «Наука и мы». В рамках деятельности объединения учащиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы.
Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов.
На диагностическом этапе идёт – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности. Проходит первая встреча тьютора со своим подопечным. В школе руководителем научного общества «Наука и мы» ежегодно проводится организационное собрание всех членов общества, и приглашаются все желающие заниматься исследовательской деятельностью. Составляется план работы научного общества совместно с обучающимися, где они отмечают свои интересы, куда бы они хотели поехать, что услышать, кого пригласить на встречи. На собрании выступают со своими презентациями успешные школьники (победители конференций) и делятся опытом исследовательской работы. На первое собрание приглашаются и специалисты района, т.к. тема исследования может быть связана с выбором будущей профессии у старшеклассников.
На встрече вручаются лекторские путёвки тем ребятам, которые занимались исследовательской деятельностью и будут выступать со своими работами в рамках традиционной Ломоносовской недели. На первом собрании присутствуют как школьники, так и учителя, таким образом, тьюторант рассказывает о себе, зачем он пришёл, что его интересует. Тьютор в ходе беседы фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности в дневнике наблюдений. В результате составляется карта интересов обучающихся, где может подобраться и группа ребят с похожими увлечениями. Например, нам даже пришлось обратиться за консультацией по виду крючков к одному из пап школьника.
В ходе реализации проектировочного этапа – идёт диагностирование потребностей и приоритетов обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Т.е. идёт сбор информации для составления ИОМ и определения расписания педагога. Большую помощь в этом оказывает работа лекторской группы в рамках традиционной Ломоносовской недели в школе, в ходе которой ребята ещё раз демонстрируют свой опыт выступлений и агитируют учащихся заниматься исследовательской деятельностью.
Руководитель научного общества составляет сводную таблицу, где представлены фамилии обучающихся и тема исследования. Далее составляется расписание выступлений тьюторантов. В итоге лекторы знакомят ребят со своими исследовательскими работами, рассказывают о своих успехах, делятся опытом, используя презентации, а некоторые проводят познавательные и интересные игры. Положительная динамика количества выступлений:
2013-2014 - 40; 2014-2015 - 42; 2015-2016 - 44
Вся лекторская группа ребят отмечается благодарностями на общешкольной линейке. Наиболее активным лекторам вручаются грамоты.
На этапе реализации происходит непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. В ходе тьюторской консультации составляется план работы по выбранной теме, график индивидуальных встреч, вносятся дополнения в ИОМ.
Тьюторант изучает список литературы, различные методики, сайты, подготовленные тьютором. Определяет гипотезу, ставит цели, задачи. Тьютор всё это время наблюдает за ходом выполнения исследовательской работы, корректирует, поддерживает.
Основой для разработки индивидуальной образовательной программы на этом этапе являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся, которые могут проявляться в стеснении выступлений на публике, в боязни отвечать на вопросы слушателей. Решить эту задачу помогает такая форма сопровождения как тьюториал (учебный тьюторский семинар), где ребята приобретают опыт общения, коммуникативных навыков. Такое общение обучающиеся могут получить и на выездных мероприятиях Научного общества. Ребята со своими исследовательскими работами побывали даже в нескольких школах района, где они выступали, делились опытом, успехами, а самое главное - общались. В своих анкетах школьники отмечали, что наши встречи содержательны, интересны и полезны.
На последнем этапе идёт подготовка презентации результатов работы – создаётся портфолио достижений учащихся, анализ и презентация опыта и достижений исследовательской деятельности учащихся.
Презентация опыта организуется разными способами:
- устное небольшое сообщение во время тьюториала;
- выступление на классном часе или уроке;
- специально организованная презентация в период итоговой школьной, или окружной конференций учебно-исследовательских работ (1-4 классы «Юный исследователь», 5-8 классы «Шаги в науку», 9-11 классы «На пути к открытиям»);
- участие в конкурсах различного уровня (учебно-исследовательская конференция муниципального этапа «Юность Устьи»; регионального этапа «Юность Поморья»; межрегиональная научно-практическая конференция в г. Великий Устюг «С наукой в будущее»; межрегиональная научно-практическая конференция в г. Архангельске, Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского в г. Москва).
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации. Тьюторантом проводится анализ проделанной работы по этапам, выявляются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое обсуждение самого выступления. Определяются перспективы для дальнейшей работы. Результативность деятельности учащихся оценивается по материалам портфолио достижений, которое является для него эффективным инструментом самооценки, куда входят: оригиналы или копии исследовательских работ тьюторанта; отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов; грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях.
Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что также повышает мотивированность деятельности других учащихся. Мы даже организуем выставку портфолио.
Тьютор, помогая школьнику организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио или дневник наблюдений, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность.
Основными результатами тьюторского сопровождения обучающихся являются,
во-первых, освоение учеником этапов работы над исследовательской деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию, во-вторых, развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.
К 2015 учебному году достигли следующих показателей.
2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч. год | |
Всего членов НОУ (из них нач. звено) | 55 человек 35 человек | 57 человек 38 человек | 60 человек 35 человек |
Тьюторантов (из них нач. звено) | 35 человек 25 человек | 35 человек 26 человек | 37 человек 23 человека |
Тьюторы/кураторы | 20 человек | 22 человека | 23 человека |
Лекторская группа | 15 человек | 16 человек | 16 человек |
Таким образом, с положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского педагогического сопровождения.
Мы считаем, что использование данной практики эффективно, т.к. результаты учебно-исследовательской деятельности обучающихся в МБОУ «ОСОШ №1» следующие: Окружные – 11 победителей, 15 призёров; Муниципальные- 9 победителей, 7 призёров; Региональные – 1 победитель, 5 призёров; Всероссийские – 6 победителей, 2 призёра.
Тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности, так как у обучающихся:
- формируются ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности;
- углубляются предметные и межпредметные знания;
- повышается мотивация к самообразованию;
- развиваются общеучебные умения и навыки.
В итоге происходит развитие личностных качеств обучающихся.
Таким образом, тьюторское сопровождение в образовательной школе - это особый вид педагогического сопровождения, который направлен в первую очередь на развитие познавательного интереса обучающегося и, следовательно, может реализовываться в таких совместных видах деятельности тьюторанта и тьютора как исследовательская деятельность.
Воспитать успешного ученика можно, постоянно подводя к ситуации успеха
Успех не случайность, а закономерность: достигается при целенаправленной, систематической работе тьютора и тьюторанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Особенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В современных социально-экономических условиях образование понимается не как получение человеком готового знания, а как средство развития и самореализации личности, способной самостоятельно делать сво...
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Надбитов Р.К. Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия. Статья в журнал "Исследователь". 2020 г.
Публикация в журнале...
Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ
Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить...