Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности контингента вечерней школы Вечерняя школа была открыта в 1956 году для работающей молодежи и взрослых, она выполняет очень важную социальную роль - дает возможность получить не только среднее, но и основное образование тем обучающимся, которые по разным причинам не могли этого сделать в дневных школах. СОШ№57
Особенности контингента вечерней школы Педагогически запущенные учащиеся, у которых есть негативный жизненный опыт. Подростки, стоящие на различных видах учёта. Работающие учащиеся, имеющие перерыв в образовании. Разновозрастной состав классов: в классе могут быть учащиеся15-18 лет и старше. Учащиеся, длительно не посещавшие школу СОШ№57
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА 4 культурно-историческая теория Л.С. Выготского идеи проблемного обучения И.Я. Лернера концепция развивающего обучения В.В. Давыдова теория рефлексивного мышления Н.Г. Алексеева проектный метод Д. Дьюи, У. Килпатрика концепция свободного воспитания С.Т. Шацкого СОШ№57
Нормативно-правовая база, регулирующая научно-исследовательскую деятельность в МБОУ г.Мурманска СОШ№57 (СП ВСОШ) 5 СОШ№57
СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 Постановка проблемы. Определение критериев результативности. Определение доступных ресурсов. План выполнения проекта. Реализация плана, корректировка. Оценка эффективности и результативности. Литература. СОШ№57
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изменение( преобразование) действительности Окружающая действительность- пространство изменений и преобразования Планирование процесса созданий продукта и реализация этого плана ПРОЕКТИРОВАНИЕ- решение определенной четко сформулированной задачи! Реализация проекта часто требует исследования 7 СОШ№57
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от ученика учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков 8 СОШ№57
9 СОШ№57 Представления учащимися своих проектов -в Федеральном конкурсе проектов , организованных Microsoft и Intel , представление проекта «Математика в моей будущей профессии »- 4 участника; - на городском семинаре для социальных работников школ «Реализация принципов реабилитационной педагогики в учебно-воспитательном процессе ВСОШ №7» «Защита проектов в 10 классе по теме «Профессии которые мы выбираем…». - на методических днях для педагогов общеобразовательных учреждений «Уроки педагогического мастерства -2013» (лицей №2 18.02.2013). Презентация проекта «Создание учащимися дидактического пособия по математике » -на курсах повышения квалификации, образовательного Фонда «Талант и Успех» РФ по программе семинара «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в области физико-математических, естественно-научных и инженерных знаний»
Название проекта : укажите название проекта Автор (ы) проекта Укажите краткие сведения об авторах проекта – ФИО, предмет, стаж педагогической деятельности Павличенко Ольга Юрьевна, учитель математики 1 квалификационной категории, стаж 15 лет Фойчук Инга Юрьевна, учитель математики 1 квалификационной категории, стаж 13лет Школа Укажите сведения об образовательном учреждении: школа, населенный пункт, регион Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 7 Сайт школы http://vsosh7.ucoz.ru/ Предметная область проекта Укажите предметную область (предметные области) проекта Математика Допрофессиональная подготовка Возраст / Класс Укажите возраст участников проекта, класс (курс) 15-17 лет 9 класс Цели проекта Укажите цели и задачи проекта. Не более 500 знаков. Доказать, необходимость изучения математики для овладения знаниями по профессии. Демонстрация применения математики в производственной деятельности человека. Развитие творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности. Воспитание чувства воли и познавательной активности Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе
Название проекта : укажите название проекта Автор (ы) проекта Укажите краткие сведения об авторах проекта – ФИО, предмет, стаж педагогической деятельности Павличенко Ольга Юрьевна, учитель математики 1 квалификационной категории, стаж 15 лет Фойчук Инга Юрьевна, учитель математики 1 квалификационной категории, стаж 13лет Школа Укажите сведения об образовательном учреждении: школа, населенный пункт, регион Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 7 Сайт школы http://vsosh7.ucoz.ru/ Предметная область проекта Укажите предметную область (предметные области) проекта Математика Допрофессиональная подготовка Возраст / Класс Укажите возраст участников проекта, класс (курс) 15-17 лет 9 класс Цели проекта Укажите цели и задачи проекта. Не более 500 знаков. Доказать, необходимость изучения математики для овладения знаниями по профессии. Демонстрация применения математики в производственной деятельности человека. Развитие творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности. Воспитание чувства воли и познавательной активности Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе
Описание Проекта Планирование и проектирование образовательной среды проекта Содействовать развитию логического мышления обучающихся; мотивировать к изучению предмета, показав тесную связь между математикой и профессией, которые обучающиеся осваивают в межшкольном учебном комбинате (МУК) ; научить пользоваться справочной и обучающей литературой при подготовке проекта; использовать в своей работе ИКТ-технологии; сформировать навыки представления результатов своей работы. Практическая направленность проекта: Для педагога- использование задач с практическим применением на уроках математики в 9 кл ., в котором обучающиеся нацелены на получение рабочих специальностей. Для обучающегося- мотивация, интерес к знаниям , навыки , соответствующие образовательным стандартам . Уникальность проекта: обучающиеся, при подборе и составлении задач для подготовки к защите проектов, должны не просто предложить набор задач по математике, но и предоставить краткий рассказ о профессии, а так же осветить ситуации, в которых возникает необходимость решения той или иной задачи. В ходе этого проекта у ребят должно сложиться не только определенное впечатление о различных профессиях, но и убежденность в том, что весь изучаемый в курсе основной школы учебный материал имеет практическое применение.
Достижение результатов проекта Ожидаемые результаты: после завершения проекта обучающиеся убедятся в том , как изучаемый ими предмет (а в частности математика) пригодится в освоении профессии. Что должно повлиять на их профессиональные навыки. знакомство с различными профессиями Ожидаемые практические результаты: Создание электронного и бумажного сборника задач с практическим применением по темам математики в 9 кл .,по профилям, выбранными обучающимися в МУК (повар, швея, парикмахер, автослесарь) создание компьютерных презентаций () своего проекта, где будет отражена: 1) тема; 2) краткое описание профессии (выбранной в МУК) 3) темы математики по которым составлен сборник; 4) сборник задач; 5) ответы; 6) используемая литература; 7) используемые электронные ресурсы. Методические материалы этапы работы; критерии оценивания; интернет ресурсы
Развитие исследовательских навыков и компетенции критического мышления Применение результатов проекта для решения реальных задач окружающего мира В ходе проекта обучающиеся проходят учебный материал по математике в школе и одновременно получают профессию в МУКе . Задача обучающихся состоит в том, чтобы по теме , пройденной на уроке математике, составить ряд задач с практическим содержанием по выбранной ими профессии. Алгоритм составления задачи. Определить к какому разделу математики будет относится задача. Определить относительно какой величины будет составляться задача. Определить величины , которые можно найти из условия задачи. Записать условие задачи. С помощью формул установить математическую связь между величинами. Решить полученные уравнения или системы уравнений. Оценить, полученный ответ насколько он реален. Проверить ответ на корректность. Алгоритм работы обучающихся над проектом. Выбрать тему из раздела математики. Составить по выбранной теме задачи. В текстовом редакторе MS office Word оформить сборник. В приложении Microsoft Power Point оформить презентацию своего проекта. По завершению проекта обучающиеся смогут: Связать науку с окружающим их миром профессий Оформить в электронном виде сборник задач Оформить свой проект и представить его Познакомить со своим проектом однокласников
Формирование новых педагогических практик Разница в возрасте обучающихся одного класса вечерней школы может составлять три-четыре года, что влечет за собой и разницу психологических особенностей поведения. В школе оказываются подростки не посещающие занятия в течении 2-3 лет. Большинство имеют в прошлом негативный учебный и жизненный опыт, и повторяют курс 9 класса второй или третий раз. Низкая учебная мотивация, отсутствие учебных навыков, низкая грамотность и высокий уровень тревожности, создают огромные сложности в работе учителя. Одним из главнейших условий успешного выполнения целей учебно-воспитательного процесса является создание на уроке атмосферы психолого-педагогической комфортности. Она базируется на трёх составляющих: -обеспечение возможности общения; -реализация себя через деятельность; -признание интеллектуальной состоятельности обучающегося. Эти условия реализуются в процессе обучения в вечерней школе и допрофессиональной подготовки в межшкольном учебном комбинате по выбранной подростками специальности. В целях развития учебной мотивации, учителя математики на жизненных примерах показывают, что любой раздел математики можно применить в выбранной обучающимися профессии, что математика-это изучение таких приемов в вычислении, которые пригодятся в жизни. ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. . Мы, учителя вечерней школы, на протяжении всего времени обучения наших учеников, стимулируем их к получению знаний, которые они в последствии могут применить в жизни, и этому в большей степени способствует применение информационных технологий. Использование информационных технологий не только на уроках математики, но и в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства , повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучающихся и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Проект в 9 классе по теме: МАТЕМАТИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Ученики 9в класса в межшкольном учебном комбинате получают специальности: Повар Пекарь Швея Парикмахер Слесарь по ремонту автомобилей
Математика в моей будущей профессии Содержание 1 Автор проекта 2 Предмет 3 Тема 4 Краткая аннотация проекта 5 Вопросы, направляющие проект 6 План проведения проекта 7 Визитная карточка 8 Публикация учителя 9 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся 10 Примеры проектной деятельности учащихся 11 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию 12 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности 13 Полезные ресурсы
Автор проекта Павличенко Ольга Юрьевна, учитель первой квалификационной категории. Фойчук Инга Юрьевна, учитель второй квалификационной категории. Предмет Математика Тема Математика в моей будущей профессии Краткая аннотация проекта Развить мотивацию учеников к изучению математики. Убедить обучающихся, что знания, полученные на уроках математики, используются практически везде, как на рабочем месте, так и в быту. Вопросы, направляющие проект ' Основополагающий вопрос' Как использовать математические навыки в своей профессиональной деятельности? ' Проблемный вопрос' Возможно, ли мотивировать учеников получающих профессии: автослесарь, повар, парикмахер, швея, к изучению математики? ' Учебные вопросы' Задачи, решаемые при работе конкретного специалиста.
План проведения проекта 1.Подготовительный этап: 1.Постановка основополагающего вопроса 2.Определение целей работы над проектом 3.Формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм) 4.Формирование групп для проведения исследований *Распределение ролей участников групп *Распределение объема выполнения работы для каждого участника. 5.Знакомство с критериями оценивания. 6.Рекомендации учителя по предоставленному материалу участников, с каждой группой индивидуально. 2.Практический этап 1.Совместное планирование проекта 2.Анализ имеющейся информации. 3.Определение потребностей в информации. 4.Сбор и изучение информации участниками проекта (поиск информации в Интернет, и других источниках). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью студентов *Совместное обсуждение в группах результатов проекта *Обзор собранного участниками материала для проекта. 6.Работа учеников по поиску материалов к проекту, обработка информации *Подготовка методического материала для выполнения практической работы 7.Предварительная оценка проекта. 3.Контрольный этап 1.Презентация проекта. 2.Анализ результатов выполнения проекта. 3.Оценка деятельности учеников (Критерии оценивания презентации) 4.Самооценка продвижения каждого участника проекта (рефлексия )
Визитная карточка проекта Фамилия, имя отчество Павличенко О. Ю., Фойчук И.Ю. Регион Россия Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Город Мурманск Номер и/или название школы/ОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа№7 Название темы вашего учебного проекта Математика в моей будущей профессии Краткое содержание проекта Развить мотивацию учеников к изучению математики. Убедить, что изучение этой дисциплины будет не только полезной зарядкой для их мозга, но и помощью в решении производственных задач. Предмет Математика. Класс(-ы) 9в Приблизительная продолжительность проекта 8 недель
Визитная карточка проекта Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения « После завершения проекта учащиеся смогут: наглядно увидеть как изучаемый ими предмет (а в частности математика) пригодиться в освоении профессии. И повлияет на их профессиональные навыки». Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос Как использовать математические навыки в своей профессиональной деятельности? Проблемные вопросы учебной темы Возможно, ли мотивировать учеников получающих профессии: автослесарь, повар, парикмахер, швея к изучению математики? Учебные вопросы Задачи, решаемые при работе конкретного специалиста. Описание методов оценивания Оценка может проводиться преподавателем, другими учащимися или самим учеником. Работу можно считать выполненной, если на выходе получилась презентация.
Визитная карточка проекта Необходимые начальные знания, умения, навыки Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта . Учебные мероприятия Четкое описание учебного цикла — объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения Технологии – оборудование Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений. Технологии – программное обеспечение Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
. Обоснование темы. Постановка цели и задач. Объект и предмет. Гипотеза. Методика . Собственные данные. Анализ , выводы. Литература . 24 СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОШ№57
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формирование умений извлекать новые знания Окружающая действительность – объект исследования, выделение объектов, обещающих практический эффект, объяснение причин того или иного явления Результат предсказан быть не может, время завершения исследования неопределенно ИССЛЕДОВАНИЕ-ПОИСК ИСТИНЫ! 25 СОШ№57
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Исследовательская деятельность предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности Основные характеристики: выделение проблемных точек развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной. 26 СОШ№57
ОТЛИЧИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ Основные отличия в особенностях учебных и/или научных проблем, решаемых обучающимися: новизне, наличии противоречий и результатах проверки гипотезы. Учебная проблема: Предполагает открытие знаний, не известных только обучающемуся или группе обучающихся Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями Получение результата, его осмысление и включение в существующую систему знаний обучающихся Научная проблема: Предполагает открытие знаний, не известных до настоящего времени науке Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий, принципов и законов науки Получение объективно достоверного знания, соотнесение его с существующими научными теориями, принципами и законами. 27 СОШ№57
Темы работ исследовательской деятельности учащихся МБОУ г.Мурманска СОШ №57 (СП ВСОШ) «Математика в моей бедующей профессии» «Математика в архитектуре. Платоновы тела. Симметрия и гармония окружающего мира» «Производная в экономике и биологии» 28 СОШ№57
Дистанционная исследовательская и проектная деятельность в условиях вечерней школы СОШ№57
Актуальность Большие географические расстояния региона приводят к тому, что в удаленных школах уровень подготовки учителей не всегда позволяет эффективно осуществлять исследовательскую и проектную деятельность (ссылка на отсутствие материальной базы не является оправданием), с другой стороны в таких школах нередко учатся очень способные ребята. Таким образом, недостаточный уровень вовлечения учащихся к творческой деятельности приводит к тому, что потенциал ребенка будет не раскрыт. СОШ№57
Цели Создать систему дистанционной исследовательской и проектной деятельности, позволяющую: Раскрыть творческие инженерные способности учащихся удаленных школ, Выявить одаренных ребят с целью дальнейшего «сопровождения» их творческого развития (вовлечение в другие проекты: дистанционная инженерно-техническая школа, летние инженерные смены, …) Повысить уровень (и статус) учителей школы СОШ№57
Подготовительный этап Подготовка методической базы Формирование штата педагогов Формирование банка проектов и исследований Обучение педагогов Обучение (подготовка) куратора от школы Формирование контингента учащихся Интернет-мозговой штурм (ученик, преподаватель, куратор ) СОШ№57
Реализационный этап Разработка преподавателем индивидуального плана работы (теоретическая, практическая, этапы) Выполнение проекта или исследовательской работы учащимся согласно плану Сопровождение процесса выполнения куратором Скайп-встречи – 30 часов с сентября по март Обмен по эл.почте (постоянно) Окончательное выполнение проекта и его оформление Рецензирование проекта и его представление в конкурсе СОШ№57
Сроки реализации: сентябрь - март Ожидаемый результат : Законченный проект или исследование учеником Формирование системы проектной и исследовательской культуры в школе Выявление и дальнейшее развитие одаренных учащихся Раскрытие творческого потенциала ребенка Создание эффективной дистанционной системы исследовательской и проектной деятельности СОШ№57
35 Благодарим за внимание! E-mail: vscool7@mail.ru СОШ№57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности обучающегося
Проект является дополнительным материалом по теме: «Вычисление процентной суммы и начального числа» на уроках технологии при обучении в системе НПО/СПО по профессии «Повар, кондитер» по профессиональн...
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин
Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного информационного сайта "СС...
Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...
Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...