Статья. Экологическая культура в системе правового воспитания.
статья по обществознанию на тему

Данилова Татьяна Алексеевна

Значимость формирования экологической культуры через правовое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая культура в системе правового воспитания

Т.А. Данилова Нижегородская область, город Арзамас, МБОУ СОШ №16

В системе правового воспитания в школе  важное место уделяется формированию экологической культуры учащихся. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Создание нового, бережного отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая, нравственная, но и правовая.  Она вытекает из необходимости воспитания экологической культуры через  формирование  нового  отношения к природе и к миру через законопослушное поведение, через знание экологических прав и обязанностей гражданина РФ, способов защиты экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания и законопослушного поведения. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. 

 Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях, законопослушное поведение личности по отношению к окружающему миру.  

Повышение общего уровня экологической культуры детей можно через систему урочных и внеурочных мероприятий в образовательном учреждении в рамках правового воспитания, то есть через систему нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, которые изучаются учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях. 

Используются разные формы экологического воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.  

К массовым формам может относиться работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, правовые игры.

К групповым – кружковая работа, факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы.

  Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, фотографирование, рисование.  

Например, на уроках обществознания в 8 классе при изучении темы «Быть личностью» можно  с помощью фактов, цифр, суждений корректировать сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, отношение человека к окружающему миру. Учитель в ходе урока вызывает эмоциональные реакции учащихся, а самое главное, формирует представление о том, что экологическая культура – это признак сформированной личности.

 Например, на уроках обществознания в 9 классе при изучении темы «Права и свободы человека», «Правонарушения и юридическая ответственность» организуется  работа с Конституцией РФ, Законом РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г., Гражданским кодексом РФ позволяет накопить фактический материал об экологических правах и обязанностях, о видах юридической ответственности при нарушении федерального закона об охране окружающей среды, раскрыть сущность проблемы.

Организация правовых игр для 6-8 классов, 9-11 классов позволяют применить знания при выполнении заданий на экологическую тематику, формирует опыт принятия целесообразных решений, проявить творческие способности (например, съемка видеороликов «Мы и окружающая среда», «Мои экологические права и обязанности»). Предложение смоделировать экологические ситуации нравственного выбора в рамках закона обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.   

Проведение конкурсов агитбригад позволяет пропагандировать среди школьников ценные идеи охраны природы  с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней в рамках закона.

        Таким образом, у учащихся с помощью разных видов деятельности формируется эколого-правовая культура - совокупность взглядов, формирующих представление об эколого-правовых ценностях, эколого-правовых принципах регулирования взаимодействия общества и природы, о наличии эколого-правового отношения.


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система правового воспитания и образования в школе

Анализ системы правового воспитания и образования в МОУ "СОш №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области"...

Система правового воспитания и образования в школе

Презентация по теме "Система правового воспитания и образования в школе"...

Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш...

Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни"

Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"...

Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия

Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия рассказывает об основных направлениях деятельности...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье расмотрены вопросы формирования экологической культуры обучающихся. Определены составляющие и структура экологизации образовательной деятельности....