Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни"
статья по биологии на тему
Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polishchuk_a.f._ekologicheskaya_kultura_zdorovyy_i_bezopasnyy_obraz_zhizni.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Полищук Анастасия Федоровна
Учитель биологии
МКОУ Борковская СОШ
НСО, Маслянинский район, с.Борково
Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни:
новый уровень решений
В каждой школе существует программа воспитания экологической культуры и здорового образа жизни у школьников. Она включает в себя достаточно много аспектов и мероприятий, как с детьми, так и с родителями (законными представителями) Но, как правило, вся программа сводится чисто к теоретической части, т.е. беседы, лекции, конкурсы, викторины, выступление медиков и различных специалистов по данной теме. И совсем забывается о том, что большинство детей практики, им надо все увидеть своими глазами и потрогать руками, тогда и интересно, и запоминается больше.
Когда вводится понятие «экология» и «экологическая культура», необходимо все это рассматривать на конкретных примерах своей местности. Самое элементарное: можно выйти с детьми на экскурсию и оценить фактор влияния антропогенной нагрузки на растительные сообщества в районе школы, в районах парков, дорог, игровых площадок. Можно выявить фактор загрязненности и загазованности конкретной территории. Если имеются какие-то конкретные экологические проблемы в данной местности, можно обсудить это с детьми и составить с ними план действия для решения данной проблемы, а также сделать предположения: что нас ждет, если эту проблему решить сейчас, и что нас ждет, если оставить все как есть. Как правило, дети охотно в это включаются и сами находят пути решения.
Для воспитания экологической культуры у младших школьников можно использовать просмотр и обсуждения таких мультфильмов как: «Крот и жвачка», «Крот в городе», «Каникулы Шапокляк», «Смешарики: нефтяное пятно», «Лунтик: жвачка»» и т.п. Все эти герои знакомы детям и сюжеты доступны для понимания. При просмотре мультфильмов можно останавливать показ и задавать вопросы: «А как вы думаете, что будет дальше? А давайте подумаем, что сделают герои в сложившейся ситуации?» В конце обсуждения необходимо подвести итоги и сделать вывод, что же мы можем сделать и как можем помочь героям, а самое главное, что необходимо делать, чтобы не допустить такого в действительности?
Для старших школьников можно проводить игру на местности «Экологический поиск». Суть игры в заданиях, которые группа учащихся (или несколько групп) должна выполнить, чтобы добраться до цели. Задания могут быть как в форме загадок, так и направленные на сбор информации, которая пригодится для решения какой-то конкретной проблемы. При этом каждая группа решает сама, двигается она по маршруту на время (кто быстрее), либо ее действия направлены на правильность выполнения заданий.
Если говорить о воспитании здорового и безопасного образа жизни, то тут проще, так как под здоровым образом жизни все понимают физическую нагрузки и достаточную двигательную активность. В каждой школе имеются спортивные кружки и секции, некоторые дети имеют возможность посещать спортивную школу, и, как правило, все спортивные мероприятия достаточно многочисленны и любимы. Но, следует заметить, что основа здорового образа жизни в первую очередь идет из семьи. И здесь необходимо, именно, привлечение родителей к данной теме. Но это не только проведение бесед и лекций, а мероприятия совместные с детьми. Это посещение спортивных секций, спортивных мероприятий, походы по родному краю. В нашей школе, во время проведения месячника ЗОЖ, проводятся мероприятия, ставшие уже традиционными это: «Веселые старты», в которых принимают участие 3 команды – 1. Ученики; 2. Учителя; 3. Родители. Также проводятся соревнования по волейболу с участием этих же команд. Эти мероприятия дают возможность детям увидеть родителей и учителей совсем с другой стороны. А, как известно, личный пример, лучше всяких бесед и лекций.
В прошлом году ученицей нашей школы Чернявской Яной проводилось исследование на выявление гиподинамии среди учащихся 6-9 классов. Целью данного исследования было следующее: оценить степень влияния гиподинамии на физическую работоспособность обучающихся и выявить процент учащихся школы подверженных гиподинамии. А главное, выяснить зависимость здоровья детей, от их двигательной активности. Для этого проводились измерения кровяного давления у учащихся до и после уроков физкультуры, при помощи медика определялась нарушение осанки и группа здоровья, заполнение анкет, где высчитывалась каждодневная физическая нагрузка каждого ребенка участвующего в исследовании. С учащимися, показавшими наименьший результат, (т.е. это дети подверженные гиподинамии), проводилась функциональная проба на выявление степени нарушений. В результате, из 31 обследованного ребенка, влияние гиподинамии на здоровье проявилось в той или иной форме, только у 7 учащихся. После проведения функциональной пробы, только 1 ребенок показал низкий результат, остальные – средний или хороший. Это говорит о том, что если данные дети увеличат свою физическую активность, то в последующем фактор гиподинамии может исчезнуть, и состояние здоровья может улучшиться.
Хочется отметить, что во время проведения данного исследования, все дети принимали активное участие, сами подсчитывали результаты, а также, предлагали мероприятия по устранению эффекта гиподинамии. В результате, большинство детей сделали вывод, что состояние здоровья находится в прямой зависимости от двигательной активности и физических нагрузках.
Подводя итог, хочется отметить, что важную роль в формировании у детей практических умений играет поддержание активных положительных мотивов. Также, ребенок должен знать и понимать, что и для чего он это делает, т.е. видеть окончательный результат своих действий. А лучше всего это просматривается на практических занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"
Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска. Воспитание экологической культуры...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...