ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
В данной статье расмотрены вопросы формирования экологической культуры обучающихся. Определены составляющие и структура экологизации образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
В современном мире, где экологические проблемы становятся все более острыми и актуальными, важность формирования у подрастающего поколения осознанного отношения к окружающей среде не может быть переоценена. Многие отрасли науки рассматривают возможности уменьшения негативного воздействия деятельности человека на природу и способствуют поиску путей решения выхода из кризисной экологической ситуации. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования.
Устойчивое развитие экономики России и, Республики Крым в её составе, не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, обеспечивающего приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем.
На сегодняшний день существует множество определений экологизации.
Н.М. Мамедов рассматривал экологизацию как включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений ученик-учитель [1,3].
Профессора И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.П.Салеева, Л.В.Моисеева рассматривают экологическое воспитание в качестве составляющей экологического образования [4].
В понимании О.М.Дорошко, экологическая педагогика-это «научная дисциплина, изучающая взаимодействия и взаимовлияния личности и среды обитания» [4].
По утверждению В.М.Назаренко, система экологизации образования требует новой структуры, которую реально применить на практике. Доказывая, что система экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель [1].
Формирование экологической культуры является основной задачей и целью экологического образования. На сегодняшний день мы понимаем ее как систему социальных отношений, включающуюв себя морально-этические нормы, взгляды, установки и ценности. Важным положением экологического образования является то, что отношение человека к природе приобретает черты ответственности.
Многие педагоги сходятся на том, что фундаментом экологической культуры является сформированное экологическое сознание обучающихся, как совокупность экологических знаний, умений, идей, суждений, и интересов. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой. В результате учащиеся на основе приобретенных знаний формируют в себе экологическую компетентность.
Экологическая культура личности является интегральной категорией, которая вбирает в себя ряд составляющих. В ее структуре исследователи выделяют следующие взаимосвязанные и взаимопроникающие компоненты:
- когнитивный;
- эмоционально-эстетический;
- ценностный;
- деятельностный.
Составляющими и одновременно направлениями ее формирования являются:
- экологическое мировоззрение;
- экологическое сознание;
- экологическая компетентность;
- экологическое поведение[2].
Рис.1. Методы экологического образования
Составлено автором по [1,5,6 ]
Экологическое воспитание формирует у подрастающего поколения мировоззрение, которое направлено на охрану окружающей среды и является основой для экологического образования. Сегодня возникла необходимость создать единое экологическое пространство урочной и внеурочной деятельности, составной частью которого будут уроки, кружки, факультативы, соревнования, олимпиады, проекты (рис.1).
На основании предоставленной информации была составлена структура экологизации образовательного процесса во внеурочной деятельности, которая включает в себя: классные часы, экологические кружки, исследовательские работы, экологические праздники, конкурсы и конференции, экологический музей, экологический театр, практическую деятельность (таблица 1).
Экологический музей | Музеи про природу, окружающую среду, про животных и птиц. | Геологические, палеонтологические, зоологические экспозиции. Демонстрация различных комплексов. |
Экологический театр | Используют пьесы для того, чтобы рассказать подрастающему поколению об экологических проблемах | Экологическое образование путем сценических искусств. |
Практическая деятельность | Работа с предметами и материалами. Деятельность на природе направленная на изменение социальных отношений. | Работа на участке |
Составлено автором по [2]
Исходя, из вышеизложенной информации можно утверждать, что экологизация оюразовательной деятельности является одной из приоритетных систем образования, так как проблема формирования экологической культуры является одной из важных на сегодняшний день. Активное вовлечение подрастающего поколения в экологизацию поможет сформировать экологическое мировоззрение. Получая экологические знания, они смогут расширить взгляды на историю экологических отношений человека и природы.
Таблица 2.
План воспитательной работы
Воспитательная работа | Название | Направление |
Классный час | «Экология начинается с нас» | Формирование экологического сознания. |
Экологический кружок | «Экологический клуб» | Развитие творческого потенциала |
Исследовательская работа | «Экологическое исследование источников питьевой воды" | Активизация деятельности по экологическому и нравственному воспитанию. |
Экологический музей | Школьный эколого-краеведческий музей | Организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий |
Экологический театр | «Гостья из Будущего»; «Будущее рождается с нас». | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе |
Экологические праздники | « День заповедников» | Привлечение каждого человека к проблемам окружающей среды. |
Проект | «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» | Улучшение экологической ситуации и привлечение внимания широкой общественности |
Составлено автором по [2]
Анализ структуры экологизации во внеурочной деятельности показывает, что предложенная структура направлена на непрерывное формирование личности обучающегося, и может быть реализована в любом учебном образовательном учреждении. Каждый подход может с каждым годом совершенствоваться так, чтобы обеспечить полное осознание и личностный рост обучающегося и педагога. В результате у учащегося формируется комплексное понимание всей картины жизни на Земле.
Выводы
Экологизация образовательной деятельности на сегодняшний день является главной проблемой педагогической науки. Главной целью, которой является воспитать подрастающее поколение с экологическим мышлением и дать представление об окружающей среде. Уровень развития молодого поколения зависит от тех методов и технологий обучения, которые используют для создания экологической среды. Реализация технологий и методов формирования экологической культуры в образовательной среде, позволит нам минимизировать негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Список литературы
- Фандеева Н.С. Экологизация учебно-образовательного процесса в школе. г. Ульяновск [ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ekologizaciya-uchebno-vospitatelnogo-processa-v-shkole-5581179.html
- Мазанюк Е.Ф. Воспитание экологической культуры обучающихся как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-obuchayuschihsya-kak-pedagogicheskaya-problema/viewer
- Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=812
- Боранбаев А.С. Экологизация как важная составляющая педагогики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/99/22501/
- Перминова Н.С., Луговской А.М. Взаимодействие школы и вуза во внеурочной деятельности как фактор эффективного экологического воспитания школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geogr.vsu.ru/geoschool/ump/shvuz20.pdf
- Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования//Педагогика.-2003.-№10.-C.46-50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок как средство формирования экологической культуры.
Урок как средство формирования экологической культуры....
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся. Для этого можно использова...
Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...
Презентация "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
Основные направления экологического воспитания •Экологизация воспитательного пространства общеобразовательного учреждения•Внедрение в образовательный процесс инновационных форм, методов и техноло...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.
,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....