Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"
проект
В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонарушений, формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения. Эта работа координируется Службой сопровождения. С введением в школу должности школьного инспектора появилась возможность расширить работу с учащимися по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на использование всего разнообразия путей правового воспитания , и об актуальности этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prioritet.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
школа № 476 Колпинского района
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ОДН по
Колпинскому району г.СПб
Подполковник полиции
Будюхина И.Г.
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете школы № 476
протокол № 1
от «_28» _08. 2011г.
Директор: Щербинин И..Н.
Программа
Профилактика правонарушений несовершеннолетних через
правовое воспитание
«Приоритет»
Авторы-составители
Песочина Инна Анатольевна
Социальный педагог школы№476
г. САНКТ-ПЕТЕГБУРГ
2011
Пояснительная записка
- Актуальность.
На современном этапе развития Российского общества у россиян сохраняется повышенный интерес к получению правовых знаний. Для удовлетворения этого интереса государственными структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными формированиями делается немало. Однако далеко не все граждане России получают необходимую информацию о ее действующем законодательстве, о своих правах и обязанностях. Само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно - у молодого поколения, с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о состоянии преступности в Российской Федерации, в том числе – о преступности несовершеннолетних. Государственные органы, призванные обеспечивать реализацию законов, защищать права и свободы граждан, не пользуются должным авторитетом у населения.
Предлагаемые Программой меры направлены на ознакомление детей, подростков и молодежи с положениями основных российских законов, воспитание у молодого поколения уважения к закону, формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены, укрепление авторитета правоохранительных органов.
Реализация мер будет носить поэтапный характер, создавая молодым людям условия для повышения привлекательности правовых знаний, обеспечения их поведения, отвечающего интересам личности, общества, государства. Предлагаемые меры призваны сформировать устойчивое положительное общественное мнение о законе и правоохранительной деятельности.
На современном этапе развития Российского общества наиболее актуальным становится формирование у молодого поколения законопослушного поведения, убеждений в необходимости неукоснительного соблюдения законов.
Проблема правонарушений среди несовершеннолетних является одной из злободневных и в Санкт-Петербурге. В современном обществе отмечаются негативные тенденции снижения уровня нравственности и воспитательных функций в семье, роста насилия против детей и социального сиротства, увеличения количества правонарушений и тяжких преступлений среди подростков.
Динамика правонарушений несовершеннолетних требует в современной ситуации осуществлять комплексный подход к выбору мер воздействия на подростков, развивать индивидуальный подход при решении жизненно важных проблем несовершеннолетних.
Большая роль в этом отводится вовлечению несовершеннолетних во внеклассную деятельность. Можно констатировать, что занятость отвлекает несовершеннолетних от ненормативного поведения и способствует стабилизации их положения в социуме.
ГОУ школа №476 расположена в районе старой рабочей окраины города Колпино. Основной жилой массив составляют ветхие дома, коммуналки, общежития. Этим обусловливается специфика контингента учащихся: большую долю составляют малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, беженцы. За последние годы возросло число неблагополучных семей.
Это приводит к тому, что большое число учащихся попадает в кризисные ситуации и нуждается в правовой защите. Педагогический коллектив школы №476 рассматривает как кризисные следующие проблемы, наиболее часто имеющие место у учащихся и их семей в настоящий момент:
Критическая ситуация в семье:
- Семья крайне нуждается
- Потеря родителей
Неблагополучные семьи:
- Жестокое обращение ребенком
- Уклонение от воспитания
Дети «группы риска» в благополучной семье:
- Правонарушители
- Не посещающие школу
В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Это нашло отражение в трех категориях учета учащихся «группы риска»:
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ №476
ПО ПРОФИЛКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
уровень | ступени | куратор |
1 | группа "риска" класса | классный руководитель социальный педагог |
2 | группа "риска" школы (внутришкольный учет) | социальный педагог классный руководитель инспектор ОДН |
3 | учет в ОДН | классный руководитель социальный педагог администрация школы инспектор ОДН |
Можно выделить следующие формы работы с учащимися группы риска: наблюдение, контроль за посещением уроков, беседы с учащимся, беседы с родителями, вызов на КДН и ЗП, Совет по профилактике, Административный совет, посещение семьи, система поручений, организация досуга, оказание помощи.
Уровень | 2005\06 | 2006\07 | 2007\08 |
1 | 56 | 62 | 64 |
2 | 17 | 16 | 16 |
3 | 15 | 9 | 12 |
Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонарушений, формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения. Эта работа координируется Службой сопровождения. С введением в школу должности школьного инспектора появилась возможность расширить работу с учащимися по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на использование всего разнообразия путей правового воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.
Правовая база Программы.
- Конвенция ООН о правах ребенка. 1989г. Статьи 2,28,32.
- Конституция РФ. Статьи 2,38,43.
- Закон об образовании РФ. Статья 19.
- Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №123-Ф3 от 24.06.1998, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999.
- Указ Президента РФ о федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997-1998 годы;
- Решение коллегии Министерства Образования Российской Федерации «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 10/1 от 24.06.2003 г.;
- Решение коллегии Министерства Образования Российской Федерации «О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития» №19/1 от 27.10.1993 г.;
- Приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга «О мерах по развитию социально-педагогической службы образовательных учреждений города» №507 от 04.11.1995 г.;
- Закон СПб «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в СПб» №170-20 от 28.04.05.
- Закон СПб О целевой программе СПб «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в СПб на период 2006-08 г.г.» от 23.03.06. (в редакции от 15.06.07.№ 259-48).
Цели Программы.
Основной целью Программы является совершенствование правового воспитания учащихся школы №476, содействующее развитию России как правового государства, формирование у них высокого правосознания, убежденности в защите своих прав и стремления к выполнению обязанностей.
Целями Программы являются:
- Создание целостной системы правового воспитания детей, подростков в школе №476.
- Формирование социально-активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности.
- Снижение количества правонарушений несовершеннолетних.
Задачи Программы.
Для реализации поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- обеспечить повышение уровня знаний детьми, подростками и молодежью российского законодательства, прав и обязанностей гражданина России через систему элективных курсов правовой направленности, предметных недель, циклов классных часов и бесед с работниками правоохранительных органов.
- обеспечить условия для активного участия детей, подростков школы №476 в деятельности общественного формирования – клуб «Правовед»;
Содержание, принципы Программы.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, просветительских мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания:
Циклы классных часов «Становление» (приложение 1)
Предметная неделя «Его Величество Закон» (приложение2)
Цикл встреч «Час правоведа» (приложение 3)
Детское объединение «Клуб правовед» (приложение 4)
Программа опирается на принципы функционирования демократического правового государства и гражданского общества.
Условия реализации программы.
Эффективность Программы правового воспитания может быть достигнута при наличии определенных условий и разностороннего обеспечения, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Организационное и методическое обеспечение предполагает разработку методического материала по организации и проведению классных часов, викторин, конкурсов, научно-практических конференций, семинаров и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной работы; разработку на основе анализа новых методов правового воспитания.
Информационное обеспечение правового воспитания предполагает активное освещение деятельности участников Программы по ее реализации, пропаганды правовых знаний, проведения различных конкурсов и викторин по правовой тематике, встреч с ведущими специалистами-правоведами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов.
Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сферах правового воспитания, обеспечения прав детей, профилактики преступности несовершеннолетних и др.; разработку методических рекомендаций, памяток по различным направлениям правового воспитания; изучение зарубежного опыта этой работы.
Кадровое обеспечение предусматривает вовлечение в реализацию Программы всех педагогических работников школы и других организаций, заинтересованных в правовом воспитании.
Финансовое обеспечение правового воспитания предусматривает поиск спонсорских средств, участие в конкурсах грантов, реализацию предоставленных действующим законодательством Российской Федерации возможностей претендовать на государственную поддержку работы с детьми.
Организаторы программы.
Администрация школы, социальный педагог, школьный инспектор, классные руководители, специалисты Службы сопровождения, другие организации и лица, взаимодействующие со школой по профилактике правонарушений.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
Основным критерием результативности Программы правового воспитания детей, подростков и молодежи является формирование правосознания как одной из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющегося в законопослушном поведении подрастающего поколения, его активной жизненной позиции.
А так же:
- Снижение преступности и правонарушений среди подростков школы №476.
- Ранняя профилактика безнадзорности, беспризорности.
- Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
- Формирование в школе новой оптимизированной системы непрерывного правового воспитания детей, подростков и молодежи;
- Повышение авторитета правоохранительных органов у населения, особенно подростков и молодежи.
Список литературы.
- Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников в юношеском возрасте. - М., 1988.
- Кон, И. С. Психология ранней юности. - М, 1989.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
- Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М, 1991.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности - М., 1994.
- Фельдштейн, Д. И, Психология становления личности. - М., 1994.
- Шахова, И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления. -М, 1996.
- Венгер, А. Л., Деятникова, Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям // Вопросы психологии.- 1995. -№ 1.-С. 25-33.
- Мудрик, А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Статья "Воспитательная деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Работа классного руководителя...
Статья по теме «Межведомственные связи, как одно из направлений социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерап...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Статья на тему: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом." автор Якунина Е.Б.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежем....
статья "Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних с нарушением интеллекта"
Среди множества проблем, находящихся в специальной педагогике и психологии, проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувст...