Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
проект (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
по теме: Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Сроки обучения: 1 сессия: с 15. 09. по 19. 09. 2014 года
2 сессия с 22. 09. По 26. 09. 2014 года
Выполнил :Мичкин Олег Владимирович,
учитель физической культуры
2014г.
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
- Выводы по ИР
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
«Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции»
В.В.Путин
I Вводная часть
1. Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему...Эту цель нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретут навыки научного анализа явлений природы, они получат возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности, научатся культуре межнационального общения, культуре мира и культуре этнической толерантности. Работая по данному проекту, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение –познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Чем всестороннее и полнее будет развито экологическое образование, тем оно будет интереснее и поучительнее.
Одним из таких проблем села Малый Толкай, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием детей села являются проблемы экологического характера:
- Загрязнение бытовыми отходами окраины леса и берегов реки села М.Толкай, которые находятся в 3 км от села и
- Несанкционированная свалка, которая находится недалеко, в 500 метрах от домов.
Поэтому перед учителем физической культуры возникают вопросы:
- Как организовать деятельность школьников, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
- Как развивать интерес учащихся к потребности в здоровом образе жизни.
- Как сделать привлекательным урок физкультуры и внеурочную деятельность для всех детей?
- Как сделать, чтобы “Экологическая культура” оказывала на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
При решении этих вопросов возникают противоречия.
С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам физической культуры. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
2. Цель реализации: формирование экологической культуры школьников, толерантного мировоззрения и культуры здорового образа жизни;
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
• расширить экологические знания школьников, на основе природных объектов родного края;
• обучать туристическим навыкам;
• сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
• содействовать укреплению психического и физического здоровья школьников;
• развивать толерантное отношение к детям других национальностей.
- Планируемые результаты:
предметные
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- развитие умений и навыков в работе с компасом и картой;
- знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
- выявление наиболее талантливых и способных детей.
метапредметные
- физическое совершенствование школьников–развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными физическими возможностями;
- умение взаимодействия в команде во время соревнований и походов.
личностные
- развитие толерантного отношения к детям других национальностей;
- совершенствование духовных и физических потребностей учащихся;
- формирование жизненных и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе;
- воспитание чувства патриотизма, товарищества и любви к родному краю.
Основные идеи, нашедшие отражение в работе, можно сформулировать следующим образом:
- в проекте представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- проект ориентирован на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- содержание проекта ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
- проект построен с опорой на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую,
спортивную,
творческую,
коммуникативную,
досуговую,
общественно-организаторскую,
Объекты проекта:
- дети школьного возраста;
- родители;
- педагогический коллектив образовательного учреждения.
Структура туристической деятельности в школе
Сотрудничество школы с социокультурными учреждениями
Содержание проекта
- Объем проекта рассчитан на 216 часов в год , 6 часов в неделю.
- Проект составлен с учётом возрастных особенностей и уровнем подготовки учеников 6- классов общеобразовательной школы
- Проект включает:
- изучение природы и экологических особенностей Похвистневского района
- изучение национальной культуры сел Похвистневского района.
- Проект предусматривает использование межпредметных связей со школьными учебными предметами: биологией, географией, физической культурой.
- Проект предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии и походы.
Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на местности, в природных условиях.
Методы обучения:
общедидактические (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),
методы обучения предметам естетственнонаучного цикла (наблюдение, эксперимент),
методы обучения основам туризма (практические работы, экскурсии, походы).
Реализация проекта осуществляется через различные
формы организации учебно-познавательной деятельности:
Принципы реализации проекта:
- доступность;
- наглядность;
- принципы индивидуализации и гражданственности;
- системности и последовательности;
- сознательности и творческой активности;
По окончанию реализации проекта
«Судьба природы в наших руках»:
обучающиеся научатся:
описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
находить в разных источниках информацию;
приводить примеры использования и охраны природы, адаптации
человека к условиям окружающей среды;
описывать культуру межнационального быта;
показывать высокий уровень сформированной толерантности в межнациональных отношениях.
соблюдать технику безопасности на тренировках , походах и экскурсиях;
разводить разные типы костров, соблюдать технику пожарной безопасности;
устанавливать палатку;
описать принцип работы компаса;
ориентироваться на местности (с топографической картой , без карты, по компасу);
применить виды туристических узлов на практике;
оказывать доврачебную помощь, знать состав туристической аптечки.
1 этап аналитический.
Задачи этапа: формирование экологического сознания, экологической культуры, милосердия как базисных ценностей личности.
2 этап организационный.
Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе, формирование экологического образования через проводящие экологические акции.
3 этап практическая деятельность.
Задачи этапа: Содействие развитию физических качеств школьников, формирование экологического образования через проводящие экологические акции.
4 этап заключительный контрольно-диагностический.
Задача этапа: Оценка качества и устойчивых результатов в работе.
III Заключение
Выводы
У физической культуры есть все предпосылки для единовременного решения в учебно-воспитательном процессе задач физического и духовного (целостного) развития личности.
IV Список литературы
1. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред.
А.Т.Смирнова. М., 2007. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся.
2. Грехов Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л.И.Грехов. - 2-е издание. - М.: ПРОЭКСМО, 2000.-289
3. Бардин К.В. «Азбука Туризма». Пособие для учителей, руководителей туристических походов в школе. М., Просвещение 1981.
4. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей/ Л.А. Бойко//Начальная школа.- 2005.- №6.- С.79-82.
5. Дроздов А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 271с.
6. Красная книга Самарской области учреждена Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области № 4 от 31.08.2005 г...
7. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. Алексеев А. А. —М., 2006.
8. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010.
9. Туризм и спортивное ориентирование. Составитель В. И. Ганопольский.Москва «Физкультура и спорт»1987.
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996).
11. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003. - 364 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС
Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделат...
Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС"
Цельработы: Изучение Стандартов новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.Содержан...
Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»
Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...
Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне о...
«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...
Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...