Система правового воспитания и образования в школе
статья по праву на тему
Анализ системы правового воспитания и образования в МОУ "СОш №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_pravovogo_vospitaniya_v_shkole.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"
Кафедра философии и методологии науки
Система правового обучения и воспитания в школе
Итоговая курсовая работа
Григорьевой Елены Валерьевны,
Уполномоченного по ЗПУОП МОУ
"СОШ №2 Р.п.Базарный Карабулак
Саратовской области»
САРАТОВ - 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Права человека – важная составляющая современного образовательного процесса
Основная часть
2.1. Основа системы воспитательной работы МОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак»
2.2.Памятка школьнику
2.3.Подростковый возраст-период самоутверждения
2.4.Основные документы, регламентирующие правовое воспитание ребёнка
Заключение
Список использованной литературы и ресурсов Интернета
1.Конституция РФ. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2004.-48с.
2.Конвенция ООН по правам ребёнка. http://www.hri.ru
3.Закон РФ «Об образовании».www.edu.seun.ru
4.Всеобщая Декларация прав человека. http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
5. http://festival.1september.ru/articles/502131/
ВВЕДЕНИЕ
Права человека - важная составляющая современного образовательного процесса. В ХХ1 веке правам человека придаётся большой смысл и важность. По Конституции РФ 1993 года, права человека в нашем государстве признаются и гарантируются. Такова ли ситуация на самом деле? Какие права имеют дети? На эти и другие вопросы, прежде всего, должна дать ответ система современного образования. Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.
К сожалению, нынешнее поколение слабо информировано о правовой системе, поэтому восполнить этот пробел предстоит, конечно же, школе, ведь без знаний прав человека невозможно полноценное развитие гармоничной личности.
Основная часть
В основе воспитательной системы МОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области» лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, гармоничной личности, повседневное поведение которой основано на принципах экологического мышления, культуры, т.е. на уважительном отношении к своей семье, «малой родине», стране, окружающей среде. Из этого вытекают основные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное. В связи с этим воспитательная система школы строится на основе программ «Школа-территория здорового образа жизни», «Право имею…». В течение года в каждом звене проходят мероприятия, соответствующие целям и задачам данных программ.
Это школьные Олимпийские игры, Неделя профилактики, Неделя правовых знаний, конкурсы рисунков и плакатов на предвыборную тематику, выборы Губернатора школьного Города Солнца, тематические беседы, викторины и классные часы, олимпиада для старшеклассников «Выборы». В своей работе использую материалы различного характера:
– на бумажных носителях (учебная литература, педагогическая периодика, методика применения ТСО, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий);
– Интернет-ресурсы.
В работе обязательно применяются тексты основных документов, принятых мировым сообществом по защите прав ребёнка. В школе разработана памятка для учеников, информирующая их об ответственности.
Памятка школьнику
«Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», - Закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Что такое преступление?
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ч.1 ст. 14 УК РФ).
Кто признается несовершеннолетним по Уголовному кодексу?
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет (ч.1 ст. 87 УК РФ).
С какого возраста наступает уголовная ответственность ?
С 16 лет (ч.1 ст.20 УК РФ), а за отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (ч.2 ст.20 УК РФ).
За какие виды преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет?
- убийство (ст. 105 УК РФ);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ);
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ);
- похищение человека (ст. 126 УК РФ);
- изнасилование (ст. 131 УК РФ);
- насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);
- кражу (ст. 158 УК РФ);
- грабеж (ст. 161 УК РФ);
- разбой (ст. 162 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ);
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);
- умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (Ч.2.СТ.167УКРФ);
- терроризм (ст.205 УК РФ); захват заложника (ст.206 УК РФ);
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ);
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2,3.ст.213УКРФ);
- вандализм (ст.214 УК РФ);
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. .226 УК РФ);
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).
Существуют ли обстоятельства исключающие преступность деяния?
Да, существуют:
- необходимая оборона (ст.37 УК РФ);
- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ);
- крайняя необходимость (ст.39 УК РФ);
- физическое или психическое принуждение (ст.40 УК РФ);
- обоснованный риск (ст.41 УК РФ);
- исполнение приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ).
Какие применяются принудительные меры воспитательного воздействия к
несовершеннолетним?
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причиненный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований поведению несовершеннолетнего (ч.2. ст.90 УК РФ).
Памятка для несовершеннолетнего. Как себя вести при задержании?
При задержании:
- ты не спорь с сотрудником милиции, прокуратуры и не отвечай на незаконные требования;
- попроси сотрудников милиции сообщить о твоем задержании законным представителям (родителям, опекунам, усыновителям); знай, что тебе должны оформить протокол с указанием даты, времени задержания и разъяснить твои права;
- можешь не давать показаний, которые могут быть использованы против тебя и твоих близких родственников;
- не вступай в конфликт со следователем;
- не пытайся выдумать какие-либо события или факты, сообщать о том, в чем не уверен.
До судебного решения ты не можешь быть подвергнуты задержанию на срок более 48 часов (ч.2. ст.22. Конституция РФ);
Ты вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие Ваши права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или прокуратуру.
Какие существуют виды наказания, назначаемые несовершеннолетним ?
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок (ст.88, ч.2 УК РФ).
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.
Применительно к начальной школе (в нашей школе это организация «Цветик-семицветик») чаще употребляется термин «правовое воспитание», так как правовое обучение на этой ступени носит поверхностный характер. Основной целью на данном этапе становится правовое просвещение в игровой, занимательной форме. Это игры, викторины, презентации с использованием героев сказок и мультипликационных фильмов.
Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. У подростков нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит своё выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Ярко выраженное «Я», к сожалению, не всегда верное и разумное, зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.
Термин «гражданственность» в нашей школе рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Всеобщая Декларация прав человека провозглашает: «государства-участники обязаны содействовать… всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод» (Всеобщая декларация прав человека
(Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Преамбула)
Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание этого понятия: «образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:
-укрепление уважения прав человека и основных свобод;
-всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
-содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
-обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;
-строительство и поддержание мира;
-обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости».
Согласно указанным документам, образование в области прав человека охватывает:
-знание и навыки – изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;
-ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели – развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;
-действия – принятие мер по защите и поощрению прав человека.
Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, -Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются, прежде всего, интересами подрастающего поколения. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что «мир, пригодный для жизни детей, – это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде» (Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей»Приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года)
Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства.
С целью проведения комплексной работы с детьми и их родителями по разъяснению прав, свобод и законных интересов детей и оказание содействия в практическом применении ими своих прав обусловлено сегодня возрастанием роли права в процессе социализации подрастающего поколения, для усвоения несовершеннолетними ценностей гражданского общества и правовой культуры, формирования гражданско-правовой компетентности подростков, навыков и установок правомерного поведения детей и подростков необходимо постоянное различное правовое просвещение детей и подростков. С этой целью проводятся родительские лектории, встречи с сотрудниками правоохранительных органов. Никто, кроме них, не сможет чётко и доступно разъяснить детям и их родителям об их ответственности, обязанностях и правах. Такие встречи в нашей школе являются частыми, и результат не заставил себя ждать: число правонарушений, совершённых учащимися нашей школы, в последние 3 года снизилось почти в три раза.
Правовое просвещение детей и подростков состоит в просветительской и образовательной деятельности, основанной на политико-правовой практике и направленной на формирование правосознания, правовой культуры и правовой компетентности населения. Правовое просвещение базируется на:
знании и соблюдении Конституции РФ, законов и ратифицированных международных правовых актов, а также основных правовых актов субъектов РФ;
уважение к символам Российской Федерации, принятие лично для себя и следование правилам толерантного совместного проживания и общения граждан, невзирая на их этнические, возрастные, религиозные, социальные, идеологические, политические и другие различия;
освоение современной системы социально-правовых ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих следовать этим ценностям, отстаивать их, сохранять и передавать последующим поколениям;
наличие знаний и компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме. Базарно-Карабулакский район - многонациональный, поэтому считаем необходимым прививать детям чувство дружбы, миролюбия, милосердия, нравственности.
Закон Российской Федерации «Об образовании», закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России.
Концепция модернизации российского образования до 2010 г. в качестве основного результата обучения в школе видит молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве и создавать их, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи проблема формирования правовой культуры учащихся приобретает всё большую актуальность. В современной школе в погоне за качеством образования часто забывается важнейший принцип педагогики: единство обучения и воспитания. Сегодня формирование гражданско-правовой культуры, как правило, осуществляется на уроках обществознания, истории, основ государства и права. Уроки права в нашей школе преподаёт Заслуженный учитель РФ В.Н.Смирнова. Под её руководством ученики неоднократно занимали призовые места в областном конкурсе «Политика вокруг нас», в районной интеллектуальной игре «Алфавит».
Заключение
Общество давно пришло к пониманию того, что права человека надо защищать. Дети должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. Для построения гражданского общества необходимо, чтобы в этом обществе были люди, которые могут изменять мир вокруг себя, оценивать себя как полноправного субъекта во взаимоотношениях с властью. Научить этому можно только в том случае, если погрузить школьника в демократическую образовательную среду. Для этого стараемся сформировать в школе демократический уклад жизни, который предполагает защищенность прав всех участников образовательного процесса. Воспитываясь в такой среде, ученик будет получать свой первый демократический опыт уже в школе и закончит ее не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией, готовым вести равный диалог с властью на всех уровнях. Изучение прав человека – процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с младшего школьного возраста. В шутливой игровой форме на доступном уровне или в серьёзной, в виде ток-шоу, диспутов, необходимо преподносить серьёзные истины человечества, которые могут пригодиться в любое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система правового воспитания и образования в школе
Презентация по теме "Система правового воспитания и образования в школе"...
Правовое воспитание несовершеннолетних: Я и ШКОЛА
Правовое воспитание несовершеннолетних...
Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе Медушевский В.В.
Концепция.Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школеМедушевский В.В....
Система оценки качества математического образования в школе
Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...
Статья. Экологическая культура в системе правового воспитания.
Значимость формирования экологической культуры через правовое воспитание....
Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Задача интенсивного и разностороннего музыкального развития школьников требует применения разнообразных форм музыкальной деятельности......
Разработка игры-викторины по правовому воспитанию для детей начальной школы «Мои права!»
формированию правовой культуры обучающихся начальной школы, является инструментом профилактики правонарушений, дает представление о правах и обязанностях. Разработка может быть использована при провед...