Программа балльно-рейтинговой оценки знаний учащихся по обществознанию (базовый уровень), 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
В программе учебный материал к учебнику Л.Н. Боголюбова (базовый уровень) 10-11 класса разделен на модули, рассчитано количество баллов, которое может получить обучающийся, освоивший содержание модуля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brs_10-11_kl._obshchestvo_sokolova.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР МБОУ «СОШ №4 Г. ОСЫ» Протокол № ___________ от _____________________Борисова Н.Н Руководитель ШМО
_________________Захарова А.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Профильный/базовый уровень
Количество учебных часов за год обучения: 35 (_1_час в неделю)
Учитель Соколова Ирина Владимировна
Рабочая программа по обшествознанию разработана на основе:
Федерального компонента образовательного стандарта. Сборник нормативных документов.
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003г. № 2783)
Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Сборник. – М.: Дрофа, 2010
Авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание: учеб. для учащихся 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень – 4-е изд. – М. :Просвещение, 2008.
Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 год»
Учебного плана МБОУ «СОШ №4 г. Осы» на 2013/2014 учебный год.
Г. Оса, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в старшей школе является очень важным для всестороннего развития личности ребенка.
Цели и задачи курса:
- Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную, в том числе экономическую и правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Обществознание на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" на базовом уровне должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Целевая группа обучающихся, в зависимости от их индивидуальной образовательной программы (ИОП)
Учащиеся изучают обществознание на базовом уровне. Нацелены на продолжение образования в области естественно-математических наук: химии, физики, биологии, информатики. Понимают значимость изучения предмета «обществознание» в плане применения знаний, как в реальной жизни, так и для получения дальнейшего образования. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности. А так же:
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у обучающихся словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности;
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Поэтому особое внимание в освоении курса будет направлено на:
- Развитие личностных качеств человека и гражданина поликультурного мира
- Овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук.
- Формирование представлений о методах познания самопознании.
- Формирование умения работать с разными источниками информации.
- Освоение видов деятельности, необходимых для дальнейшего обучения.
В содержании образования акцент будет сделан на освоение вопросов воспитательной и практической направленности, получивших отражение в следующих темах:
Человек как духовное существо
Единство свободы и ответственности
Проблемы современного уровня духовной культуры в РФ
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Семья в современном обществе
Социальный конфликт и социальные взаимодействия.
Проблемы молодежи
В целях формирования активной гражданской позиции, правовой и политической культуры особое внимание в изучении модуля «Политическая жизнь современного общества» будет уделено рассмотрению тем, связанных с пониманием принципов демократического устройства общества, ответственности граждан за будущее своей страны, правам и обязанностям гражданина РФ.
Формы работы:
- Интерактивная лекция
- Семинар
- Диспут, дебаты
- Деловая игра
- Создание и защита проекта
- Обучающий тест
- Практикум
- Написание и защита эссе
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- творческие работы (эссе, реферат, мини-исследование, рекламный ролик);
- работа с терминами (письменно и устно);
- работа с разными источниками информации (неадаптированные тексты, газетные статьи, видеоматериалы)
Модульная структура курса:
10 класс Rmax= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов
Модуль 1: Общество и человек (8 баллов)
К 1.1. Выполнение практических заданий (5×0.2 = 1)
К 1.2. Зачет «Основные понятия темы» (5×0.4 = 2)
К.1.3 Эссе + защита эссе - 4+1
Модуль 2: Деятельность человека (9)
К 2.1. Практикум (4×0.2 = 0.8)
К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.2
К 2.3. Зачет по понятиям темы – 2
К 2.4. Мини-исследование + презентация результатов (5+1)
Модуль 3: Духовная культура современного общества (7 баллов)
К 3.1. Практикум - 1
К 3.2. Зачет по понятиям темы - 2
К 3.3. Диспут + победа в диспуте – 3+1
Модуль 4: Социальная сфера (11 баллов)
К 4.1. Практикум -1
К 4.2. Зачет по понятиям - 2
К 4.3. Обучающий тест - 1
К 4.4. Создание социальной рекламы + защита (5+2)
Содержание рабочей программы для 10 класса
Модуль 1. Общество и человек. – 8 часов, 8 баллов
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. .Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Эволюция и революция как формы социального изменения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мировоззрение, его место и духовном мире человека. Типы мировоззрения. Смысл жизни, духовные и нравственные ориентиры человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
Модуль 2. Деятельность человека.- 9 часов, 9 баллов
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Наука. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Модуль 3.Духовная культура современного общества – 7 часов, 7 баллов
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Общественная значимость и личностный смысл образования. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Модуль 4. Социальная сфера – 11 часов, 11 баллов
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
10 класс (базовый уровень – 35 ч.)
№ | ТЕМА | Изучаемые понятия | Содержание учебного занятия | Метапредметные компетенции | Контрольное задание |
Модуль 1. Общество и человек. (8 ч.) | |||||
1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей | Общество в узком и широком смысле | Изучение базовых понятий и терминов | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности | Практикум 0,2 |
2 | Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | Природа, культура, общественные науки | Взаимосвязь общества и природы, роль культуры в формировании общества | Умение работать с разными источниками информации | Практикум 0,2 |
3 | Структура общества. (общество как сложная динамичная система, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества; социальные институты) | Система и её признаки, социальные институты, фундаментальные потребности | Общество как целостная развивающаяся система, взаимодействие сфер и институтов общества | умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | Практикум 0,2 |
4 | Природа человека (человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции) | Антропогенез, Социогенез, эволюция, смысл жизни человека | Представление о биологической, социальной и культурной природе человека | Умение определять границы своего знания; Использовать знания, полученные на других предметах | Практикум 0,2 |
5 | Человек как духовное существо. (духовная жизнь человека; ценностные ориентиры личности) Мировоззрение. | Духовный мир Мораль, ценности, идеалы, совесть Мировоззрение, типы мировоззрения | Ценности и их роль в формировании духовного мира личности | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | Практикум 0.2 |
6 | Человек в системе социальных связей (биологическое и социальное в человеке; личность и факторы, влияющие на ее формирование; самосознание и самореализация). | Индивид, индивидуальность, личность | Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности | Умение отстаивать свою точку зрения по вопросу: можно ли каждого человека назвать личностью | Зачет «Основные понятия темы» 1 балл |
7 | Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. (диспут «Можно ли каждого человека назвать личностью?») | Социализация, самосознание Самореализация, свобода, ответственность | Понимание взаимосвязи свободы и ответственности | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения | Эссе 3 балла |
8 | Контрольное мероприятие. Представление эссе | владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; | представление 2 балла Итого -8 | ||
Модуль 2. Деятельность человека (9 часов) | |||||
9 | Деятельность как способ существования людей. (деятельность, ее мотивация; многообразие деятельности; сознание и деятельность) | Деятельность, потребность, структура деятельности | Понятие деятельности, понимание роли деятельности в формировании человека и общества | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Практикум 0.2 |
10 | Истина и ее критерии. | Истина, ложь, заблуждение | Определение сущностных характеристик понятия «истина» сравнение и сопоставление основных объектов изучения | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Практикум 0.2 |
11 | Познание и знание (познание мира: чувственное и рациональное) | Знание, познание, формы познания, научное знание | Формы познания, особенности научного познания и мышления | формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Практикум 0.2 |
12-13 | Многообразие форм человеческого знания. | Мифы, практика, искусство, паранаука, народная мудрость | Виды и уровни человеческих знаний, особенности каждого вида | Практикум 0.2 | |
14 | Социальное и гуманитарное знание. | Социальное и гуманитарное знание, особенности социального познания | Особенности социального познания, современные проблемы социальных и гуманитарных наук | Формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; | Обучающий тест- 0,2 |
15 | Зачет и консультации по подготовке контрольного мероприятия | Зачет «Основные понятия темы» 1 балл | |||
16-17 | Контрольное мероприятие. Мини-исследование, защита исследования. | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; | Исследование 4 балла Защита - 2 Итого 9 | ||
Модуль 3. Духовная культура (7 ч.) | |||||
18 | Духовная жизнь общества (культура и духовная жизнь) | Духовная жизнь, культура, Функции культуры,
| Духовная культура, её роль и значение в становлении человеческого в человеке | Формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире; | практикум |
19 | Диалог культур. Средства массовой информации формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; | Формы культуры Диалог культур СМИ | Формы культуры, их признаки; роль СМИ в выстраивании диалога культур | практикум | |
20 | Наука и образование (наука, ее роль в современном мире; этика ученого; непрерывное образование и самообразование) | Наука, НТП, особенности современной науки Этика науки образование | Роль образования и науки в современном обществе; значение самообразования | сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | практикум |
21-22 | Мораль и религия (мораль, ее категории; религия, ее роль в жизни общества; нравственная культура) | Мораль Нормы морали Религия Религиозное и светское сознание вера | Моральные категории, становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей | практикум |
23 | Искусство и духовная жизнь (искусство, его формы, основные направления; эстетическая культура) | Искусство Виды искусства | Виды искусства, роль искусства в развитии личности | эстетическое отношение к миру | Зачет «Основные понятия темы» 2 балла |
24 | Контрольное мероприятие. Урок-диспут по теме: Самое главное в современном мире – получить образование. В современном мире культура утратила свое значение | Диспут – 3 балла+победа 1 балл Итого – 7 баллов | |||
Модуль 4. Социальная сфера (11 ч.) | |||||
25 | Социальная структура (многообразие социальных групп; неравенство и социальная стратификация) | Социальная группа Классификация социальных групп неравенство стратификация | Структура современного общества; основы социальной политики, направленной на сокращение поляризации общества | социализация обучающихся, их самоидентификацию в современном обществе | практикум |
27 | Социальные интересы. Социальная мобильность. | Роль, статус Престиж Открытое/закрытое общество Мобильность Виды мобильности | Раскрытие процесса роста социальной мобильности | практикум | |
28 | Социальные взаимодействия. (социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт) | Социальная связь Взаимодействие Отношения Социальный конфликт Стадии конфликта | Структуру социального конфликта и методы его предотвращения | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты; | практикум |
29 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение (многообразие социальных норм; девиантное поведение, его причины и профилактика) | Социальные нормы, виды норм Девиантное поведение, социальный контроль | Социальные нормы, примеры отклоняющегося поведения; Профилактика девиаций | принятие ценностей здорового образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; | Обучающий тест - 1 |
30 | Национальные отношения (этнические общности; межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты) | Род, племя, народность, нация Этнос Национальное самосознание Национальная политика | Основные этнические общности; межнациональные проблемы и методы их решения | толерантное сознание и поведение готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания | Практикум 0.2 |
31 | Семья и быт. Семья как социальный институт (семья в современном обществе) | Семья Функции семьи Быт, бытовые отношения | Тенденции в развитии современной семьи | ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | Зачет «Основные понятия темы» 3 |
32 | Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа | Молодежь Социальные роли в юношеском возрасте Молодежная субкультура | Особенности молодежи, как социальной группы; Молодежная политика РФ | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; | |
33 | Консультации | ||||
34-35 | Контрольное мероприятие. Защита рекламного ролика социальной направленности:
| умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач | Итого 11 баллов Создание ролика – 5 Защита - 2 | ||
Программа 11 класса: «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень».- М.: «Просвещение»,2010.
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.
Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая., А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова (и др.)-3-е изд.- М.: «Просвещение», 2008.
Модульная структура курса:
11 класс R max= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов
Модуль 1: Макроэкономика (13 баллов)
К 1.1. Зачет «Основные понятия темы» (5×0.4 = 2)
К 1.2. Обучающий тест (2×0.5=1)
К.1.3. Анализ бюджета РФ + Деловая игра «Обсуждение бюджета страны в Государственной Думе» - 5+ 4
К 1.4. Практикум (5×0.2=1)
Модуль 2: Микроэкономика - 9 баллов
К 2.1. Практикум (3×0.2 = 0.6)
К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.4
К 2.3. Зачет по понятиям темы – 1
К 2.4. Учебный проект + деловая игра «Регистрация фирмы» – 4+2
Модуль 3: Политическая сфера – 14 баллов
К 3.1. Практикум - (5×0.2) 1
К 3.2. Зачет по понятиям темы - 1
К 3.3. Анализ выпуска новостей – 3
К 3.4. Агитационная листовка политической партии + деловая игра «Выборы» - 4+3
К 3.4. Рефлексия курса обществознания - 1
Содержание рабочей программы для 11 класса
Модуль 1: Макроэкономика.- 13 часов, 13 баллов
Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Виды, причины и последствия инфляции.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Модуль 2: Микроэкономика – 9 часов, 9 баллов
Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. Спрос и предложение. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Модуль 3: Политическая сфера – 14 часов, 14 баллов.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
11 класс (базовый уровень – 35 ч.)
№ | тема учебного занятия | понятия | Содержание учебного занятия | Предметные результаты Метапредметные компетенции | Контрольные мероприятия | ||||
Модуль 1. Макроэкономика – 13 часов | |||||||||
1 | Экономика: наука и хозяйство. | Экономика как наука, как хозяйство и как способ организации деятельности. Измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП | Рассмотреть понятие в нескольких ракурсах. Выяснить, что изучает экономическая наука. Раскрыть связь экономики и экономической деятельности. | Знать тенденции развития экономических институтов. Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемых объектов. | Практикум (0.2) | ||||
2 | Экономический рост и развитие. | Экономический рост, реальный и номинальный ВВП, факторы экономического роста, экономический цикл, рецессия. | Рассмотреть понятие - экономический рост: экстенсивный, интенсивный; его факторы. | Уметь рассчитывать средние экономические показатели. Делать выводы об экономической ситуации в стране на основе имеющихся знаний. | Практикум (0.2) | ||||
3 | Экономические системы | Традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы | Рассмотреть понятие «экономическая система», её основные характеристики. Выяснить особенности экономических систем, найти их положительные и отрицательные стороны | Уметь определять тип экономической системы, анализировать явление с точки зрения их противоречивости | |||||
4 | Экономика и государство | Государственная экономическая политика, общественные блага, внешние эффекты | Определить роль государства в экономике и его экономические функции. Изучить механизмы регулирования экономики. Рассмотреть денежно-кредитную (монетарную) и бюджетно-налоговую (фискальную) политику. Выяснить, нужна ли рынку помощь государства. | Объяснять и оценивать разнообразные экономические явления и процессы. Понимать необходимость регулирования общественных отношений, механизмы прямого и косвенного регулирования экономики | Обучающий тест (0.5) | ||||
5 | Налоги и налоговая политика | Налоги, налоговая система, виды налогов, виды налогообложения, функции налогов | Рассмотреть основные понятия, разобраться в системе налогообложения РФ. | Понимать роль налогов для развития государства. | Практикум(0.2) | ||||
6 | Бюджет государства | Бюджет, функции бюджета, дефицит, профицит. Решение проблемы дефицита бюджета | Рассмотреть основы бюджетной политики государства, функции и состояние бюджета, опасность дефицита госбюджета для общества и государства | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. | Зачет по понятиям темы - 1 | ||||
8 | Финансы в экономике. | Банк, банковская система, центральный банк, функции центрального банка | Рассмотреть работу банковской системы, а так же других финансовых институтов и их роль в решении экономических задач общества. | Понимать роль ЦБ в регулировании монетарной политики, знать функции ЦБ и других финансовых институтов: фондов, бирж, инвестиционных и страховых компаний | Практикум (0.2) | ||||
9 | Инфляция | Инфляция: нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция | Изучить инфляцию как явление: виды, причины и последствия. | Устанавливать соответствие между существенными чертами общественного явления и обществоведческими терминами | Практикум (0.2) | ||||
10 | Занятость и безработица. | Рынок труда, безработица: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Инфляция спроса, инфляция предложения | Выяснить, что такое «рынок труда», заработная плата, прожиточный минимум, безработица. Рассмотреть причины и виды безработицы; государственную политику в области занятости. | Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам занятости и безработицы | Обучающий тест (0.5) | ||||
11 | Мировая экономика. | Мировая экономика, международное разделение труда, международная торговля, протекционизм, свободная торговля | Рассмотреть, что такое «мировая экономика» и «мировая торговля», а так же государственную политику в области международной торговали. Вскрыть глобальные проблемы экономики | Понимать тенденции развития общества в целом, как динамичной системы. Знать тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли | Зачет по понятиям (1) | ||||
12 | Консультации | Анализ бюджета РФ за 5 лет (5) | |||||||
13 | Контрольное мероприятие | Деловая игра «Обсуждение эффективности расходования бюджета РФ» | Деловая игра (4) | ||||||
Итого | Обучающий тест (2×0.5) 1+ практикум (5×0.2) 1+зачет 2 + анализ бюджета 5+ деловая игра 4 | 13 баллов | |||||||
Модуль 2. Микроэкономика – 8 часов | |||||||||
14 | Человек в системе экономических отношений. | Потребитель, рациональное поведение потребителя, доходы, расходы, рациональное поведение производителя, рост производительности труда | Рассмотреть рациональное поведение потребителя, рациональное поведение производителя. Сделать выводы по теме. | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Практикум – 0.2 | ||||
15 | Слагаемые успеха в бизнесе. . | Внутренние и внешние источники финансирования, менеджмент, функции менеджмента, маркетинг, методы маркетинга | Выявить источники финансирования бизнеса. Рассмотреть основные принципы менеджмента, основы маркетинга. | Исследование несложных практических ситуаций, касающихся продвижения товаров на рынке, выдвижение предположений о наиболее приемлемых источниках финансирования | Практикум 0.2 | ||||
16 | Рыночные отношения в экономике. | Рынок, виды рынков, функции рынка, конкуренция, монополия | Определить понятие – рынок и его роль в экономической жизни. Изучить рыночную структуру и инфраструктуру, конкуренцию и монополию. Рассмотреть ситуацию развития современного рынка | Разбираться в особенностях современной рыночной экономики. Знать основные экономические законы | Практикум 0.2 | ||||
17 | Фирмы в экономике | Фирма, факторы производства, факторные доходы, экономические и бухгалтерские издержки, прибыль | Дать определение понятию – фирма. Выяснить, что такое «факторы производства» и «факторные доходы», а так же экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, постоянные и переменные издержки производства. | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по расчету издержек и прибыли фирмы | Обучающий тест – 0.4 | ||||
18 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, коммерческие, некоммерческие организации | Рассмотреть правовые основы предпринимательства, а так же организационно-правовые формы. Выяснить, как открыть свое дело. | Научиться ориентироваться в правовых аспектах предпринимательской деятельности, знать правовую основу организации предпринимательства | Зачет по понятиям (1) | ||||
19 | Субъекты предпринимательского права | ИПБОЮЛ, товарищества, кооператив, акционерные общества, лицензия, учредительный договор | Рассмотреть особенности каждой формы организации предпринимательской деятельности, найти оптимальную форму для организации собственного бизнеса | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | Учебный проект «Формы организации предпринимательской деятельности» (4) | ||||
20 | Консультация | ||||||||
21 | Контрольное мероприятие. Защита проектов. | Деловая игра «Регистрация собственного предприятия» | Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. | Защита проектов в форме деловой игры (2) | |||||
Итого | Практикум (3×0.2)0.6 + обучающий тест 0.4 + зачет 1+учебный проект 4 + деловая игра 2 | 8 баллов | |||||||
Модуль 3. Политическая сфера - 14 | |||||||||
22 | Участие гражданина в политической жизни | Политический процесс, политическое участие, политическая культура, ценностные ориентации. Электорат, референдум | Рассмотреть формы участия граждан в политической жизни страны; выяснить смысл понятия политическая культура. | Знать, каким образом граждане могут оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; механизмы проведения голосования и референдума | Практикум (0.2) | ||||
23 | Политика и власть | Власть, источники власти, политика, государственная власть, политическая власть | Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Разделение властей, властные отношения и борьба за власть | Уметь объяснять, что представляет собой власть; анализировать жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Практикум (0.2) | ||||
24 | Политическая система | Политическая система, компоненты политической системы: институциональный, коммуникативный, нормативный, культурный | Структура и функции политической системы, государство в политической системе | Знать, что такое политическая система, каковы функции государства в политической системе общества | Практикум (0.2) | ||||
25 | Государство – основной институт политической системы | Признаки государства, характеристики государства: формы правления, государственное устройство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм | Общие признаки государства, внешние и внутренние функции государства, причины и условия появления государства. Природа и сущность политических режимов диктаторского типа | Знать основные признаки и функции государства, уметь анализировать любое государство по форме правления, государственному устройству и политическому режиму. Подтверждать историческими примерами существование режимов диктаторского типа | Обучающий тест - 1 | ||||
26 | Демократия | Демократия, принципы и ценности демократии: парламентаризм, гласность, принцип большинства, разделение властей | Рассмотреть понятие и принципы демократии. Происхождение и особенности парламентского режима, структуру парламента | Знать основные принципы и ценности демократии. Уметь определять назначение и функции парламента, его роль в защите демократических прав и свобод | Практикум (0.2) | ||||
27 | Правовое государство и гражданское общество | Правовое государство, его признаки, гражданское общество, институты Г.О | Рассмотреть понятие и признаки гражданского общества, его роль в демократическом строе, условия возникновения. Понятие и признаки правового государства. | Знать, что такое гражданское общество и правовое государство, при каких условиях может развиваться гражданское общество. Уметь анализировать отношения государств аи гражданского общества | Зачет по понятиям (1) | ||||
28 | Общественное сознание. | Общественное сознание, его структура, общественная психология, поведение в толпе | Определить сущность и особенности общественного сознания, изучить его структуру. Рассмотреть общественную психологию и идеологию, индивидуальное и общественное сознание. | Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Знать особенности поведения толпы. | Анализ выпуска новостей | ||||
29 | Политическое сознание и политическое поведение. | Идеология, виды идеологий: либерализм, консерватизм, фашизм, социал-демократия; политическое поведение. | Выяснить, какие существуют идеологии в современной политике. Изучить многообразие форм политического поведения. Дать определение понятиям: политическое поведение, политический терроризм. Рассмотреть формы и методы регулирования политического поведения. | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие и существенные признаки. Уметь анализировать современные идеологии и формы политического поведения. | Зачет «Основные понятия» (1) | ||||
30 | Политическая элита и политическое лидерство. | Элита, теория элит, политическое лидерство, качества политического лидера, роль лидера в политическом процессе | Проследить процесс формирования политической элиты. Дать определение понятиям: политическая элита, политическое лидерство. Выявить роль политического лидера в обществе. Рассмотреть типы политического лидерства. | Знать качества политического лидера, уметь отличать политического лидера от имитатора. Уметь оценивать деятельность российской политической элиты | |||||
31 | Политические партии и движения | Политическая партия, общественное движение, признаки и функции партии, типология политических партий | Рассмотреть понятие политическая партия, её отличие от общественно-политических движений, функции и признаки партий, их классификацию. | Знать, что собой представляет партийная система, типологию политических партий. Уметь классифицировать современные российские партии. | Агитационная листовка политической партии | ||||
32 | Выборы в демократическом обществе | Избирательное право: активное, пассивное, избирательная система РФ, процесс и принципы организации выборов | Рассмотреть процесс и принципы организации выборов в РФ, особенности избирательного права и избирательных систем РФ | Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Знать свои избирательные права | Практикум (0.2) | ||||
33 | Контрольное мероприятие | Деловая игра «Выборы» | Игра «Выборы» - 2 | ||||||
34 | Свобода в деятельности человека. | Свобода, свободное общество, признаки | Изучить понятие – свобода через анализ различных ситуаций. Рассмотреть проблему свободы как осознанной необходимости. Обсудить соотношение: свободы и ответственности, а так же, понятия свободное общество. | Знать признаки свободного общества, уметь оценивать степень свободы и ответственности современного человека; понимание свободы не как вседозволенности, а как возможности действовать в определенных рамках | |||||
35 | Рефлексия изучения курса обществознания | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания | Рефлексия знаний и умений, полученных в процессе освоения предмета - 1 | ||||||
итого | Практикум (5×0.2) 1 + обучающий тест -1 + зачет 1 + анализ выпуска новостей 3 + листовка 4 + игра 3+ рефлексия 1 | 14 |
10, 11-обществознание (база)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс
Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования ...
Балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках обществознания
Текст выступления на Всероссийской конференции...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 10 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 11 класса...
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10-е классы
Данна рабочая программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом, расчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. В программе исключены разделы экономика и право, т.к. дан...
Выступление на педагогическом совете по работе над проектом «Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования по математике в условиях реализации ФГОС»
Текст выступления на педагогическом совете....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 9 «С» класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)9 «С» класс...