Программа балльно-рейтинговой оценки знаний учащихся по обществознанию (базовый уровень), 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Соколова Ирина Владимировна

В программе учебный материал к учебнику Л.Н. Боголюбова (базовый уровень) 10-11 класса разделен на модули, рассчитано количество баллов, которое может получить обучающийся, освоивший содержание модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brs_10-11_kl._obshchestvo_sokolova.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                        СОГЛАСОВАНО

ДИРЕКТОР МБОУ «СОШ №4 Г. ОСЫ»                                                                                                                                                                                                                                        Протокол № ___________ от _____________________Борисова Н.Н                                                                        Руководитель ШМО

_________________Захарова А.С

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  обществознанию

    Профильный/базовый уровень

Количество учебных часов за  год обучения: 35 (_1_час в неделю)

Учитель Соколова Ирина Владимировна

Рабочая программа по обшествознанию разработана на основе:

Федерального компонента образовательного стандарта. Сборник нормативных документов.

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003г. № 2783)

Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Сборник. – М.: Дрофа, 2010

Авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание: учеб. для учащихся 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень – 4-е изд. – М. :Просвещение, 2008.

Приказа Минобрнауки РФ от  19.12.2012 № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 год»

Учебного плана МБОУ «СОШ №4 г. Осы» на 2013/2014 учебный год.

                                                                Г. Оса, 2013


      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.  Все означенные компоненты взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

        Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

        Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с  этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

        Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в старшей школе является очень важным для всестороннего развития личности ребенка.

 Цели и задачи курса:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,  необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,  для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную, в том числе экономическую и правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Обществознание на этапе среднего (полного) общего образования являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

        В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений

 построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся

       Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" на базовом уровне должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Целевая группа обучающихся, в зависимости от их индивидуальной образовательной программы (ИОП)        

Учащиеся изучают обществознание на базовом уровне. Нацелены на продолжение образования в области естественно-математических наук: химии, физики, биологии, информатики. Понимают значимость изучения предмета «обществознание» в плане применения знаний, как в реальной жизни, так и для получения дальнейшего образования. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности. А так же:

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

- развить у обучающихся словесно – логическое и образное мышление;

- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности;

- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;

- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Поэтому особое внимание в освоении курса будет направлено на:

  1. Развитие личностных качеств человека и гражданина поликультурного мира
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук.
  3. Формирование представлений о методах познания самопознании.
  4. Формирование умения работать с разными источниками информации.
  5. Освоение видов деятельности, необходимых для дальнейшего обучения.

В содержании образования акцент будет сделан на освоение вопросов воспитательной и практической направленности, получивших отражение в следующих темах:

Человек как духовное существо

Единство свободы и ответственности

Проблемы современного уровня духовной культуры в РФ

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Семья в современном обществе

Социальный конфликт и социальные взаимодействия.

 Проблемы молодежи

В целях формирования активной гражданской позиции, правовой и политической культуры особое внимание в изучении модуля «Политическая жизнь современного общества» будет уделено рассмотрению тем, связанных с пониманием принципов демократического устройства общества, ответственности  граждан за будущее своей страны, правам и обязанностям гражданина РФ.

Формы работы:

  • Интерактивная лекция
  • Семинар
  • Диспут, дебаты
  • Деловая игра
  • Создание и защита проекта
  • Обучающий тест
  • Практикум
  • Написание и защита эссе

Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- творческие работы (эссе, реферат, мини-исследование, рекламный ролик);

- работа с  терминами (письменно и устно);

- работа с разными источниками информации (неадаптированные тексты, газетные статьи, видеоматериалы)

Модульная структура курса:

10 класс Rmax= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов

Модуль 1: Общество и человек (8 баллов)

К 1.1. Выполнение практических заданий (5×0.2 = 1)

К 1.2. Зачет «Основные понятия темы» (5×0.4 = 2)

К.1.3 Эссе + защита эссе  - 4+1

Модуль 2:  Деятельность человека (9)

К 2.1. Практикум (4×0.2 = 0.8)

К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.2

К 2.3. Зачет по понятиям темы – 2

К 2.4. Мини-исследование + презентация результатов (5+1)

Модуль 3: Духовная культура современного общества (7 баллов)

К 3.1. Практикум - 1

К 3.2. Зачет по понятиям темы - 2

К 3.3. Диспут + победа в диспуте – 3+1

Модуль 4: Социальная сфера (11 баллов)

К 4.1. Практикум -1

К 4.2. Зачет по понятиям - 2

К 4.3. Обучающий тест - 1

К 4.4. Создание социальной рекламы + защита (5+2)

Содержание рабочей программы для 10 класса

Модуль 1. Общество и человек. – 8 часов, 8 баллов

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. .Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Эволюция и революция как формы социального изменения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мировоззрение, его место и духовном мире человека. Типы мировоззрения. Смысл жизни, духовные и нравственные ориентиры человека. Самосознание индивида и социальное поведение.

Модуль 2. Деятельность человека.- 9 часов, 9 баллов

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Потребности, способности и интересы.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Наука. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Модуль 3.Духовная культура современного общества – 7 часов, 7 баллов

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Общественная значимость и личностный смысл образования. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Модуль 4. Социальная сфера – 11 часов, 11 баллов

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.


Календарно-тематическое планирование по обществознанию

10 класс   (базовый уровень – 35 ч.)

ТЕМА

Изучаемые понятия

Содержание учебного занятия

Метапредметные компетенции

Контрольное задание

Модуль 1.  Общество и человек. (8 ч.)

1

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Общество в узком и широком смысле

Изучение базовых понятий и терминов

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности

Практикум

0,2

2

Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе

Природа, культура, общественные науки

Взаимосвязь общества и природы, роль культуры в формировании общества

Умение работать с разными источниками информации

Практикум

0,2

3

Структура общества.

(общество как сложная динамичная система, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества; социальные институты)

Система и её признаки, социальные институты, фундаментальные потребности

Общество как целостная развивающаяся система, взаимодействие сфер и институтов общества

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

Практикум

0,2

4

Природа человека

(человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции)

Антропогенез,

Социогенез, эволюция, смысл жизни человека

Представление о биологической, социальной  и культурной природе человека

Умение определять границы своего знания;

Использовать знания, полученные на других предметах

Практикум

0,2

5

Человек как духовное существо.

(духовная жизнь человека; ценностные ориентиры личности) Мировоззрение.

Духовный мир

Мораль, ценности, идеалы, совесть Мировоззрение, типы мировоззрения

Ценности и их роль в формировании духовного мира личности

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Практикум 0.2

6

Человек в системе социальных связей

(биологическое и социальное в человеке; личность и факторы, влияющие на ее формирование; самосознание и самореализация).

Индивид, индивидуальность, личность

Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности

Умение отстаивать свою точку зрения по вопросу: можно ли каждого человека назвать личностью

Зачет «Основные понятия темы»

 1 балл

7

Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.  (диспут «Можно ли каждого человека назвать личностью?»)

Социализация, самосознание

Самореализация, свобода, ответственность

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Эссе

3 балла

8

Контрольное мероприятие. Представление эссе

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

представление

2 балла

Итого -8

Модуль 2. Деятельность человека (9 часов)

9

Деятельность как способ существования людей.

(деятельность, ее мотивация; многообразие деятельности; сознание и деятельность)

Деятельность, потребность, структура деятельности

Понятие деятельности, понимание роли деятельности в формировании человека и общества

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Практикум

0.2

10

Истина и ее критерии.

Истина, ложь, заблуждение

Определение сущностных характеристик понятия «истина»  сравнение и сопоставление основных объектов изучения

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Практикум

0.2

11

Познание и знание

(познание мира: чувственное и рациональное)

Знание, познание, формы познания, научное знание

Формы познания, особенности научного познания и мышления

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Практикум

0.2

12-13

Многообразие форм человеческого знания.

Мифы, практика, искусство, паранаука, народная мудрость

Виды и уровни человеческих знаний, особенности каждого вида

Практикум

0.2

14

Социальное и гуманитарное знание.

Социальное и гуманитарное знание, особенности социального познания

Особенности социального познания, современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Формирование

представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

Обучающий тест-  0,2

15

Зачет и консультации по подготовке контрольного мероприятия

Зачет «Основные понятия темы» 1 балл

16-17

Контрольное мероприятие. Мини-исследование, защита исследования.

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем;

Исследование

4 балла

Защита - 2

Итого 9

Модуль 3. Духовная культура (7 ч.)

18

Духовная жизнь общества

(культура и духовная жизнь)

Духовная жизнь, культура,

Функции культуры,

 

Духовная культура, её роль и значение в становлении человеческого в человеке

Формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире;

практикум

19

Диалог культур. Средства массовой информации

формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная;

Формы культуры Диалог культур

СМИ

Формы культуры, их признаки;  роль СМИ в выстраивании диалога культур

практикум

20

Наука и образование (наука, ее роль в современном мире; этика ученого; непрерывное образование и самообразование)

Наука, НТП, особенности современной науки

Этика науки

образование

Роль образования и науки в современном обществе; значение самообразования

сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

практикум

21-22

Мораль и религия

(мораль, ее категории; религия, ее роль в жизни общества; нравственная культура)

Мораль

Нормы морали

Религия

Религиозное и

светское сознание

вера

Моральные категории, становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

практикум

23

Искусство и духовная жизнь (искусство, его формы, основные направления; эстетическая культура)

Искусство

Виды искусства

Виды искусства, роль искусства в развитии личности

эстетическое отношение к миру

Зачет

«Основные понятия темы»

2 балла

24

Контрольное мероприятие. Урок-диспут по теме:

Самое главное в современном мире – получить образование.

В современном мире культура утратила свое значение

Диспут – 3 балла+победа 1 балл

Итого – 7 баллов

Модуль 4. Социальная сфера (11 ч.)

25

Социальная структура

(многообразие социальных групп; неравенство и социальная стратификация)

Социальная группа

Классификация социальных групп

неравенство

стратификация

Структура современного общества; основы социальной политики, направленной на сокращение поляризации общества

социализация обучающихся, их самоидентификацию в современном обществе

практикум

27

Социальные интересы. Социальная мобильность.

Роль, статус

Престиж

Открытое/закрытое общество

Мобильность

Виды мобильности

Раскрытие процесса роста социальной мобильности

практикум

28

Социальные взаимодействия.

(социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт)

Социальная связь

Взаимодействие

Отношения

Социальный конфликт

Стадии конфликта

Структуру социального конфликта и методы его предотвращения

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;

практикум

29

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

(многообразие социальных норм; девиантное поведение, его причины и профилактика)

Социальные нормы, виды норм

Девиантное поведение, социальный контроль

Социальные нормы, примеры отклоняющегося поведения;

Профилактика девиаций

принятие ценностей здорового образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Обучающий тест - 1

30

Национальные отношения

(этнические общности; межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты)

Род, племя, народность, нация

Этнос

Национальное самосознание

Национальная политика

Основные этнические общности;

межнациональные проблемы и методы их решения

толерантное сознание и поведение готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания

Практикум 0.2

31

Семья и быт. Семья как социальный институт

(семья в современном обществе)

Семья

Функции семьи

Быт, бытовые отношения

Тенденции в развитии современной семьи

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Зачет «Основные понятия темы»

3

32

Молодежь в современном обществе.

Молодежь как социальная группа

Молодежь

Социальные роли в юношеском возрасте

Молодежная субкультура

Особенности молодежи, как социальной группы;

Молодежная политика РФ

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

33

Консультации

34-35

Контрольное мероприятие. Защита рекламного ролика социальной направленности:

  • Проблемы социального расслоения
  • Социально-значимые заболевания
  • Проблемы современной семьи
  • Проблемы молодежи

умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

Итого 11 баллов

Создание ролика – 5

Защита - 2


Программа 11 класса:  «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень».- М.: «Просвещение»,2010.

Авторы:  Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.

Учебник:  Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая., А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова (и др.)-3-е изд.- М.: «Просвещение», 2008.

        Модульная структура курса:

11 класс R max= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов

Модуль 1: Макроэкономика  (13 баллов)

К 1.1. Зачет «Основные понятия темы» (5×0.4 = 2)

К 1.2. Обучающий тест (2×0.5=1)

К.1.3. Анализ бюджета РФ + Деловая игра «Обсуждение бюджета страны в Государственной Думе» - 5+ 4

К 1.4. Практикум (5×0.2=1)

Модуль 2:  Микроэкономика - 9 баллов

К 2.1. Практикум (3×0.2 = 0.6)

К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.4

К 2.3. Зачет по понятиям темы – 1

К 2.4. Учебный проект + деловая игра «Регистрация фирмы» – 4+2

Модуль 3: Политическая сфера – 14 баллов

К 3.1. Практикум - (5×0.2) 1

К 3.2. Зачет по понятиям темы - 1

К 3.3. Анализ выпуска новостей – 3

К 3.4. Агитационная листовка политической партии + деловая игра «Выборы» - 4+3

К 3.4. Рефлексия курса обществознания - 1

Содержание рабочей программы для 11 класса

Модуль 1: Макроэкономика.- 13 часов, 13 баллов

 Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Виды, причины и последствия инфляции.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.

Модуль 2: Микроэкономика – 9 часов, 9 баллов

Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. Спрос и предложение. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и  переменные   издержки.   Основные  источники  финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Модуль 3: Политическая сфера – 14 часов, 14 баллов.

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.


Календарно-тематическое планирование по обществознанию

11 класс   (базовый уровень – 35 ч.)

        

тема учебного занятия

понятия

Содержание учебного занятия

Предметные результаты Метапредметные компетенции

Контрольные мероприятия

Модуль 1. Макроэкономика – 13 часов

1

Экономика: наука и хозяйство.

Экономика как наука, как хозяйство и как способ организации деятельности. Измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП

Рассмотреть понятие  в нескольких  ракурсах. Выяснить, что изучает экономическая наука. Раскрыть связь экономики и экономической деятельности.

Знать тенденции развития экономических институтов.

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемых объектов.

Практикум (0.2)

2

Экономический рост и развитие.

Экономический рост, реальный и номинальный ВВП, факторы экономического роста, экономический цикл, рецессия.

Рассмотреть понятие - экономический рост: экстенсивный, интенсивный; его факторы.

Уметь рассчитывать средние экономические показатели. Делать выводы об экономической ситуации в стране на основе имеющихся знаний.

Практикум (0.2)

3

Экономические системы

Традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы

Рассмотреть понятие «экономическая система», её основные характеристики. Выяснить особенности экономических систем, найти их положительные и отрицательные стороны

Уметь определять тип экономической системы, анализировать явление с точки зрения их противоречивости

4

Экономика и государство

Государственная экономическая политика, общественные блага, внешние эффекты

Определить роль  государства в экономике и его экономические функции. Изучить механизмы регулирования экономики. Рассмотреть денежно-кредитную (монетарную) и бюджетно-налоговую (фискальную) политику. Выяснить, нужна ли рынку помощь государства.

Объяснять  и оценивать разнообразные экономические явления и процессы. Понимать необходимость регулирования общественных отношений, механизмы прямого и косвенного регулирования экономики

Обучающий тест

(0.5)

5

Налоги и налоговая политика

Налоги, налоговая система, виды налогов, виды налогообложения, функции налогов

Рассмотреть основные понятия, разобраться в системе налогообложения РФ.

Понимать роль налогов для развития государства.

Практикум(0.2)

6

Бюджет государства

Бюджет, функции бюджета, дефицит, профицит. Решение проблемы дефицита бюджета  

Рассмотреть основы бюджетной политики государства, функции и состояние  бюджета, опасность дефицита госбюджета для общества и государства

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Зачет по понятиям темы - 1

8

Финансы в экономике.

Банк, банковская система, центральный банк, функции центрального банка

Рассмотреть работу банковской системы, а так же других финансовых институтов и их роль в решении экономических задач общества.

Понимать роль ЦБ в регулировании монетарной политики, знать функции ЦБ и других финансовых институтов: фондов, бирж, инвестиционных и страховых компаний

Практикум (0.2)

9

Инфляция

Инфляция: нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция

Изучить инфляцию как явление: виды, причины и последствия.

Устанавливать соответствие между существенными чертами общественного явления и обществоведческими терминами

Практикум (0.2)

10

Занятость и безработица.

Рынок труда, безработица: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая.

Инфляция спроса, инфляция предложения

Выяснить, что такое «рынок труда», заработная плата, прожиточный минимум, безработица. Рассмотреть причины и виды безработицы; государственную политику в области занятости.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам занятости и безработицы

Обучающий тест

(0.5)

11

Мировая экономика.

Мировая экономика, международное разделение труда, международная торговля, протекционизм, свободная торговля

Рассмотреть, что такое «мировая экономика» и «мировая торговля», а так же государственную политику в области международной торговали. Вскрыть глобальные проблемы экономики

Понимать тенденции развития общества в целом, как динамичной системы. Знать тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли

Зачет по понятиям (1)

12

Консультации

Анализ  бюджета РФ за 5 лет  (5)

13

Контрольное мероприятие

Деловая игра «Обсуждение эффективности расходования  бюджета РФ»

Деловая игра  (4)

Итого

Обучающий тест (2×0.5) 1+ практикум (5×0.2) 1+зачет 2 +  анализ бюджета 5+ деловая игра 4

13 баллов

Модуль 2. Микроэкономика – 8 часов

14

Человек в системе экономических отношений.

Потребитель, рациональное поведение потребителя, доходы, расходы, рациональное поведение производителя, рост производительности труда

Рассмотреть рациональное поведение потребителя, рациональное поведение производителя. Сделать выводы по теме.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Практикум – 0.2

15

Слагаемые успеха в бизнесе.

.

Внутренние и внешние источники финансирования, менеджмент, функции менеджмента, маркетинг, методы маркетинга

Выявить источники финансирования бизнеса. Рассмотреть основные принципы менеджмента, основы маркетинга.

Исследование несложных практических ситуаций, касающихся продвижения товаров на рынке, выдвижение предположений о наиболее приемлемых источниках финансирования

Практикум 0.2

16

Рыночные отношения в экономике.

Рынок, виды рынков, функции рынка, конкуренция, монополия

Определить понятие – рынок и его роль в экономической жизни. Изучить рыночную структуру и инфраструктуру, конкуренцию и монополию. Рассмотреть ситуацию развития современного рынка

Разбираться  в особенностях современной рыночной  экономики. Знать основные экономические законы

Практикум 0.2

17

Фирмы в экономике

Фирма, факторы производства, факторные доходы, экономические и бухгалтерские издержки, прибыль

Дать определение понятию – фирма. Выяснить, что такое «факторы производства» и «факторные доходы», а так же экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, постоянные и переменные издержки производства.

Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по расчету издержек и прибыли фирмы

Обучающий тест – 0.4

18

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, коммерческие, некоммерческие организации

Рассмотреть правовые основы предпринимательства, а так же организационно-правовые формы. Выяснить, как открыть свое дело.

Научиться ориентироваться в правовых аспектах предпринимательской деятельности, знать правовую основу организации предпринимательства

Зачет по понятиям (1)

19

Субъекты предпринимательского права

ИПБОЮЛ, товарищества, кооператив, акционерные общества, лицензия, учредительный договор

Рассмотреть особенности каждой формы организации предпринимательской деятельности, найти оптимальную форму для организации собственного бизнеса

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Учебный проект «Формы организации предпринимательской деятельности» (4)

20

Консультация

21

Контрольное мероприятие. Защита проектов.

Деловая игра «Регистрация собственного предприятия»

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Защита проектов в форме деловой игры

(2)

Итого

Практикум (3×0.2)0.6 + обучающий тест 0.4 + зачет 1+учебный проект 4 + деловая игра 2

8 баллов

Модуль 3. Политическая сфера - 14

22

Участие гражданина в политической жизни

Политический процесс, политическое участие, политическая культура, ценностные ориентации. Электорат, референдум

Рассмотреть формы участия граждан в политической жизни страны; выяснить смысл понятия политическая культура.

Знать, каким образом граждане могут оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; механизмы проведения голосования и референдума

Практикум (0.2)

23

Политика и власть

Власть, источники власти, политика, государственная власть, политическая власть

Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Разделение властей, властные отношения и борьба за власть

Уметь объяснять, что представляет собой власть; анализировать жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Практикум (0.2)

24

Политическая система

Политическая система, компоненты политической системы: институциональный, коммуникативный, нормативный, культурный

Структура и функции политической системы, государство в политической системе

Знать, что такое политическая система, каковы функции государства в политической системе общества

Практикум (0.2)

25

Государство – основной институт политической системы

Признаки государства, характеристики государства: формы правления, государственное устройство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм

Общие признаки государства, внешние и внутренние функции государства, причины и условия появления государства. Природа и сущность политических режимов диктаторского типа

Знать основные признаки и функции государства, уметь анализировать любое государство по форме правления, государственному устройству и политическому режиму. Подтверждать историческими примерами существование режимов диктаторского типа

Обучающий тест - 1

26

Демократия

Демократия, принципы и ценности демократии: парламентаризм, гласность, принцип большинства, разделение властей

Рассмотреть понятие и принципы демократии. Происхождение и особенности парламентского режима, структуру парламента

Знать основные принципы и ценности демократии.  Уметь определять назначение и функции парламента, его роль в защите демократических прав и свобод

Практикум (0.2)

27

Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство, его признаки, гражданское общество, институты Г.О

Рассмотреть понятие и признаки гражданского общества, его роль в демократическом строе, условия возникновения. Понятие и признаки правового государства.

Знать, что такое гражданское общество и правовое государство, при каких условиях может развиваться гражданское общество. Уметь анализировать отношения государств аи гражданского общества

Зачет по понятиям (1)

28

Общественное сознание.

Общественное сознание, его структура, общественная психология, поведение в толпе

Определить сущность и особенности общественного сознания, изучить его структуру. Рассмотреть общественную психологию и идеологию, индивидуальное и общественное сознание.

Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Знать особенности поведения толпы.

Анализ выпуска новостей

29

Политическое сознание и политическое поведение.

Идеология, виды идеологий: либерализм, консерватизм, фашизм, социал-демократия;  политическое поведение.

Выяснить, какие существуют идеологии в современной политике. Изучить многообразие форм политического поведения. Дать определение понятиям: политическое поведение, политический терроризм. Рассмотреть формы и методы регулирования политического поведения.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие и существенные признаки. Уметь анализировать современные идеологии и формы политического поведения.

Зачет «Основные понятия» (1)

30

Политическая элита и политическое лидерство.

Элита, теория элит, политическое лидерство, качества политического лидера, роль лидера в политическом процессе

Проследить процесс формирования политической элиты. Дать определение понятиям: политическая  элита, политическое лидерство. Выявить роль политического лидера в обществе. Рассмотреть типы политического лидерства.

Знать качества политического лидера, уметь отличать политического лидера от имитатора. Уметь оценивать деятельность российской политической элиты

31

Политические партии и движения

Политическая партия, общественное движение, признаки и функции партии, типология политических партий

Рассмотреть понятие политическая партия, её отличие от общественно-политических движений, функции и признаки партий, их классификацию.

Знать, что собой представляет партийная система, типологию политических партий. Уметь классифицировать современные российские партии.

Агитационная листовка политической партии

32

Выборы в демократическом обществе

Избирательное право: активное, пассивное, избирательная система РФ, процесс и принципы организации выборов

Рассмотреть процесс и принципы организации выборов в РФ, особенности избирательного права и избирательных систем РФ

Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Знать свои избирательные права

Практикум (0.2)

33

Контрольное мероприятие

Деловая игра «Выборы»

Игра «Выборы» - 2

34

Свобода в деятельности человека.

Свобода, свободное общество, признаки

Изучить понятие – свобода через анализ различных ситуаций. Рассмотреть проблему свободы как осознанной необходимости. Обсудить соотношение: свободы и ответственности, а так же, понятия  свободное общество.

Знать признаки свободного общества, уметь оценивать степень свободы и ответственности современного человека;

понимание свободы не как вседозволенности, а как возможности действовать в определенных рамках

35

Рефлексия изучения курса обществознания

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания

Рефлексия знаний и умений, полученных в процессе освоения предмета - 1

итого

Практикум (5×0.2) 1 + обучающий тест -1 + зачет 1 + анализ выпуска новостей 3 + листовка 4 + игра 3+ рефлексия 1

14

10, 11-обществознание (база)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс

      Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 10 класса...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 11 класса...

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10-е классы

Данна рабочая программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом, расчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. В программе исключены разделы экономика и право, т.к. дан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 9 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)9 «С» класс...