Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс
календарно-тематическое планирование (обществознание , 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6a_2012-13.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 495
Московского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Принято Утверждено
МО учителей обществознания Педагогическим советом Директор
Протокол № 7 Протокол № 1 ГБОУ школы №495
от 21.06.12 от 30.08.12 Назарова Т.И.
Рабочая программа основного общего образования
по обществознанию (базовый уровень)
6 А класс
Авторы комплекса:
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
Учитель-составитель:
учитель истории и обществознания
ГБОУ школы № 495
Бабак Е.К.
Санкт - Петербург
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования РФ, требованиям федерального базисного учебного плана.
Рабочая программа составлена на основании следующих источников:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. – М., Дрофа, 2007.
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (А.И. Кравченко, И.С. Хромова.) Программы курса «Обществознание». 5-7 классы. – М.: Русское слово, 2001.
- Поурочные планы по обществознанию. 6 класс. – Авт.-сост. Е.Н. Сорокина – М.: «Планета», 2011.
- Рекомендованные требования ФГОС второго поколения. Обществознание. – М.: изд. «Просвещение», 2012.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
1. воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2 развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения;
3. формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
4. освоению учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
5. овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
6. формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета Обществознание на этапе основного общего образования в VI классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа курса обществознания в 6 классе является составной частью учебного плана ГБОУ школы № 495, реализующего программы общего образования.
Объем часов учебной нагрузки по курсу «Обществознание» в 6 классе, в соответствии с учебным планом школы – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
1. учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007-2011.
2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
3. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост. Е.Н.Сорокина. – М.: «Планета», 2011.
Тематическое планирование курса «Обществознание» 6 класс
№ | Тема | Количество часов |
Глава 1 | Общество и человек | 8 |
Глава 2 | Экономическая сфера общества | 7 |
Глава 3 | Социальная сфера общества | 3 |
Глава 4 | Политика и право | 9 |
Глава 5 | Духовная сфера общества | 4 |
Глава 6 | Ребенок в обществе | 4 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Структура курса построена таким образом, что изложение учебного материала идет от общего к частному.
В первой главе курса учащиеся познакомятся с понятием «общество» и историческим развитием человеческого общества. В этом им помогут знания по истории первобытного общества, Древнего мира. Особое внимание уделено структуре современного общества, различным подходам к его определению, а также главным сферам общества – экономической, социальной, политической и духовной, особенностям развития каждой посвящены последующие главы. Большую воспитательную нагрузку несет глава «Духовная сфера общества». Целая глава посвящена вопросам, которые наиболее близки и понятны младшим подростка: о месте ребенка в обществе, в семье, в школе, о его правах и проблемах. При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений.
В отличие от авторской программы в данной рабочей программе расширено изучение главы «Политика и право» как наиболее сложной для восприятия шестиклассников, сокращены повторительно-обобщающие уроки в главах «Социальная сфера общества» и «Духовная сфера общества» (применяются различные типы уроков: урок-анализ, урок-исследование, урок-дискуссия, учащимся предлагаются творческие работы)
При изучении курса основными проблемами для обучающихся являются проблемы взаимоотношения человека и человека, человека и общества, которые рассматриваются через призму прав человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и закрепленных во второй главе Конституции Российской Федерации.
Нормативные документы:
1 . Декларация прав ребенка
2. Конвенция о правах ребенка.
Основные задачи данного курса - формирование у обучающихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности, важнейшей частью которых выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности.
Педагогические цели курса:
1. Сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
2. Обучающиеся должны получить первичные знания в области таких наук, как социология, психология, этика, право, экономика, что позволяет обеспечить дальнейшее, более глубокое усвоение курса «Обществознание».
3. Интеллектуальное развитие учащихся, что невозможно без таких умений, как:
- выделение и анализ наиболее значимых компонентов, раскрывающих суть изучаемого материала;
- обобщение этих компонентов и умение на основе данного обобщения делать логические выводы;
- решение проблем;
- рефлексия на интеллектуальную деятельность;
- умение самостоятельно размышлять, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, слышать оппонента, выделять главное в его выступлении, разумеется, применительно к учащимся 6 класса.
4. Курс рассчитан на применение обучающих технологий, направленных на развитие необходимого в современных условиях умения самостоятельно приобретать знания.
Курс способствует интеллектуальному развитию обучающихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающихся.
Предполагаются различные методики проведения уроков обществознания, которые рассчитаны на групповую учебную деятельность, которая может быть заменена как парной, так и индивидуальной работой учащихся, разноуровневые задания для групповой и индивидуальной работы.
Воспитательные потенциал заложен уже в самом содержании курса «Обществознание», требует дальнейшего развития в организации учебной деятельности. Курс является социально адаптированным, воспитательные цели должны быть адекватны требованиям, предъявляемым современным обществом к человеку.
Данное поурочно-тематическое планирование в сочетании с различными методиками проведения уроков с учетом уровня подготовки учащихся 6А класса наиболее эффективно для получения запланированных результатов.
Планируемые результаты обучения
К окончанию учебного года обучающиеся 6 класса должны уметь:
- переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, анализировать, участвовать в дискуссии;
- работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале, решать проблемные вопросы, делать выводы;
- работать с текстом учебника, выделять главное, составлять таблицу;
- решать познавательные и практические задачи; осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста;
- работать в группе, выступать публично.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личностном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.
Предметными результатами являются:
- относительно целостное (на уровне 6 класса) представление об обществе и о человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий, базовых для школьного курса обществознания: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии; умение объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 6 классе проявляются в умении выполнять познавательные и практические задания на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: устный опрос, контрольные работы, понятийные диктанты, тестирование, обобщающие уроки, проблемные задания, творческие работы.
Система оценивания
Критерии оценки знаний и умений учащихся
Проверка усвоения знаний и умений должна проводится на каждом уроке. Контрольные вопросы и задания должны охватывать те знания и умения, которые включены в требования программы курса. Они являются основой для изучения последующих тем курса (раздела). Завершающий этап в системе знаний – контрольная работа, целью которой является контроль знаний и умений учащихся, а также повторение темы
Система оценок при аттестации:
Пятибалльная.
Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.
Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; рефераты.
Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.
Комбинированная - предполагает сочетание письменного и устного видов.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Специфика гуманитарного знания предполагает умение учащихся свободного владеть устной речью, отвечать устно на поставленные преподавателем вопросы, а в случае письменной практической работы уметь в поставленные сроки изложить свои знания на бумаге:
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений,
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике,
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
В связи с подготовкой и адаптацией учащихся к будущей сдаче ГИА и Единого Государственного Экзамена уже с 6-го класса на уроках обществознания активно применяется письменный опрос и тестовая система оценки знаний (используется рабочая тетрадь, тесты).
Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.
Первый уровень - вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно - неправильно», или тестами с выборочными ответами.
Второй уровень - вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными.
Примечание. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;
- Неумение выделить в ответе главное;
- Неумение делать выводы и обобщения;
- Неумение пользоваться учебником и справочниками;
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
2) Недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
Недочетами являются:
- Нерациональное выполнение заданий;
- Небрежное выполнение записей, схем, графиков;
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание программы (35 ч)
Раздел 1. Общество и человек (8 ч)
Что такое общество. Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, сформировать положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета. Охарактеризовать и проанализировать общество как человеческий организм. Уметь различать понятия: «страна», «государство», «общество». Давать характеристику сферам жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.
Происхождение и развитие человека. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и речь. Познание мира.
Исторические ступени развития общества. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Современное общество. Современное производство, средства транспорта и связи. Состав и проблемы современного общества.
Человечество как сумма поколений. Что такое человечество? Что такое поколение? Культурное наследие. Материальная и духовная культура.
Человек, общество, природа. Общество как форма совместной жизни людей. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Урок повторения и обобщения.
Раздел 2. Экономическая сфера общества (7 ч)
Что такое экономика? Получить первичные знания по экономике. Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносит потребности с имеющимися ресурсами.
Рынок. Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике.
Что такое предпринимательство и бизнес. Получить первичные знания по бизнесу. Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес. Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет.
Экономическая деятельность подростков. Выяснить причины экономической деятельности подростков. Определить какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность. Выяснить, как занимались трудовым воспитанием детей в разные исторические эпохи. Труд ребенка в семье. Молодежная экономика в современном обществе. Личный бюджет школьника. Определить, какие качества воспитываются у подростков во время трудовой деятельности.
Труд с точки зрения закона. Знать, как в трудовом законодательстве представлены и защищены права взрослых и несовершеннолетних. Доказать взаимосвязь и взаимозавасимость прав и обязанностей. Право на труд. Законы Российской федерации, регулирующие труд человека. Трудовой договор. Право на отдых и социальное обеспечение. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Урок повторения и обобщения.
Раздел 3. Социальная сфера общества (3 ч)
Социальная структура общества. Человеческое общество как совокупность социальных групп. Большие социальные группы. Социальное неравенство.
Семья. Семья как малая социальная группа. Роль семьи в обществе. Отношения между поколениями. Неполные семьи. Забота государства по укреплению семьи и увеличению рождаемости.
Правила и нормы поведения в обществе. Необходимость регулирования поведения людей. Мораль. Религия. Право.
Раздел 4. Политика и право (9 ч)
Что такое государство? Характеризовать этапы становления государства, его функции и признаки. Выявлять взаимосвязь государства и мирового сообщества.
Государство и граждане. Выявлять взаимосвязь государства и граждан. Характеризовать отличительные черты Российского государства.
Право на службе человека. Объяснять механизм защиты права от несправедливости и зла. Характеризовать источники и права и их отличительные черты. Объяснять и характеризовать права и обязанности несовершеннолетних. Объяснять опасность преступления.
Конституция – основной закон страны. Проследить историю складывания конституций в мире и в России в частности. Характеризовать основные разделы Конституции РФ. Объяснять и характеризовать систему власти в Российской Федерации.
Право и правопорядок. Понимать и излагать необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Выявить взаимосвязь правопорядка и законности. Объяснять и характеризовать систему судебной власти в Российской Федерации.
Как защититься от несправедливости. Понимать и характеризовать роль суда в защите законности и правопорядка в стране. Называть и анализировать способы защиты прав граждан. Объяснять и характеризовать принципы и порядок деятельности судов в Российской Федерации. Права ребенка и их защита.
Урок повторения и обобщения.
Раздел 5. Духовная сфера общества (4 ч)
Наука и образование. Культура общества и человека, ее проявления. Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование. Выяснить сущность и задачи, которые решает наука. Характеризовать естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Познакомиться с методами изучения научных знаний.
Мораль. Понимать сходство и отличие морали и права. Характеризовать общественное мнение и описывать механизм его действия. Составить представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Соотносит право с добром.
Идеал и ценности. Перечислять черты характера, которыми должен обладать идеальный человек. Выработать представление о вечных идеалах. Перечислять и охарактеризовать вечные ценности. Выработать представление о семейных ценностях. Выяснить причины конфликта ценностей и определить пути решения нравственных дилемм.
Раздел 6. Ребенок в обществе (4 ч)
Ребенок в семье. Что такое детство? Отношение к детям в разные исторические эпохи. Положение ребенка в современном обществе.
Взаимоотношения детей и родителей. Права и обязанности родителей и детей.
Ребенок в школе. История школьного обучения. Современная школа. Правила школьной жизни. Права и обязанности школьника.
Друзья и ровесники. Что такое дружба? Отношения дружбы.
Поурочно-тематическое планирование курса «Обществознание» 6 класс
№ урока, количество часов | Название тем и уроков | № § учебника |
Глава 1. Общество и человек. (8 часов) | ||
Уроки 1-2 | Что такое общество? | § 1 |
Урок 3 | Происхождение и развитие человека | § 2 |
Урок 4 | Исторические ступени развития общества | § 3 |
Урок 5 | Современное общество | § 4 |
Урок 6 | Человечество как сумма поколений | § 5 |
Урок 7 | Человек, общество, природа | § 6 |
Урок 8 | Урок повторения и обобщения. | |
Глава 2. Экономическая сфера общества. (7 часов) | ||
Уроки 9 | Что такое экономика? | § 7 |
Урок 10 | Рынок | § 8 |
Урок 11 | Что такое предпринимательство и бизнес ? | § 9 |
Урок 12 | Домашнее хозяйство | § 10 |
Урок 13 | Экономическая деятельность подростков | § 11 |
Урок 14 | Труд с точки зрения закона | § 12 |
Урок 15 | Урок повторения и обобщения. | |
Глава 3. Социальная сфера общества. (3 часа) | ||
Урок 16 | Социальная структура общества | § 13 |
Урок 17 | Семья | § 14 |
Урок 18 | Правила и нормы поведения в обществе | § 15 |
Глава 4. Политика и право. (9 часов) | ||
Уроки 19-20 | Что такое государство? | §16 (разд. 1) |
Урок 21 | Государство и граждане | 16 (раздел 2) |
Уроки 22-23 | Право на службе человека | § 17 |
Урок 24 | Конституция – основной закон страны | § 18 |
Урок 25 | Право и правопорядок | § 19 |
Уроки 26 | Как защититься от несправедливости | § 20 |
Урок 27 | Урок повторения и обобщения | |
Глава 5. Духовная сфера общества. (4 часов) | ||
Уроки 28 | Наука и образование | § 21 |
Урок 29 | Мораль | § 22 |
Урок 30 | Идеал | 23 (раздел 1) |
Урок 31 | Что такое ценности? | 23 (раздел 2) |
Глава 6. Ребенок в обществе. (4 часа) | ||
Урок 32 | Ребенок в семье | § 24 |
Урок 33 | Взаимоотношения детей и родителей | § 25 |
Урок 34 | Ребенок в школе | § 26 |
Урок 35 | Друзья и ровесники | § 27 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||
Дата | Тема урока, количество часов | Элементы содержания | Основные виды деятельности учащихся | Тип урока | Вид контроля, измерители | Оборудование | Домашнее задание/ работа на уроке |
Глава 1. Общество и человек.(8 часов) | |||||||
03.09. 10.09. | Уроки 1-2. Что такое общество? | Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, сформировать положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета. Охарактеризовать и проанализировать общество как человеческий организм. Уметь различать понятия: «страна», «государство», «общество». Давать характеристику сферам жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной. Выяснить роль и значение сообщества в жизни. | Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Сравнивать социальные объекты, выяснять их общие черты и различия. Участвовать в беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы. Работать в группе, выступать публично. | вводный урок, комбинированный урок | Самостоятельная работа, тест на восстановление соответствия данных формулировок понятий (терминов) их значению (толкованию) | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 1 |
17.09. | Урок 3. Происхождение и развитие человека | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и речь. Познание мира. | Делать сравнительный анализ. Решать проблемы, участвовать в дискуссии. Делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения. | урок-исследование | Опрос в устной форме. Проверка домашнего задания | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 2 |
24.09. | Урок 4. Исторические ступени развития общества | . Общество охотников и собирателей. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. | Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе. Решать проблемные задания, делать выводы. | комбинированный урок | Опрос в устной форме. Тест | Таблица CD-диск | Рабочая тетрадь § 3 |
01.10. | Урок 5. Современное общество | Современное производство, средства транспорта и связи. Состав и проблемы современного общества. | Описывать основные социальные объекты, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов, приводить примеры социальных отношений, решать познавательные и практические задачи. | урок-исследование с элементами дискуссии | Фронтальный опрос, тест со свободными ответами | Таблица CD-диск | Рабочая тетрадь § 4 |
08.10. | Урок 6. Человечество как сумма поколений | Что такое человечество? Что такое поколение? Культурное наследие. Материальная и духовная культура. | Переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать. Анализировать, участвовать в дискуссии. | урок-размышление, комбинированный урок | Устный опрос, тест со свободными ответами, тест на восстановление соответствия данных формулировок понятий (терминов) их значению (толкованию) | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 5 |
15.10. | Урок 7. Человек, общество, природа | Общество как форма совместной жизни людей. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. | Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, выступать публично. | урок-анализ, комбинированный урок | Творческая работа | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 6 |
22.10. | Урок 8. Урок повторения и обобщения | Работать в группе, выступать публично. | Урок повторения и обобщения | Фронтальный опрос | Документы CD-диск | ||
Глава 2. Экономическая сфера общества (7 часов) | |||||||
29.10. | Урок 9. Что такое экономика? | Получить первичные знания по экономике. Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносит потребности с имеющимися ресурсами. | Устанавливать причинно-следственные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале; участвовать в беседе, дискуссии; решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок-анализ, комбинированный урок | Опрос в устной форме. тест со свободными ответами, тест на восстановление соответствия данных формулировок понятий (терминов) их значению (толкованию) | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь 7 |
12.11. | Урок 10. Рынок | Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике. | Устанавливать причинно-следственные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале; участвовать в беседе, дискуссии; решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок-исследование | Самостоятельная работа, творческое задание | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 8 |
19.11. | Урок 11. Что такое предпринимательство и бизнес? | Получить первичные знания по бизнесу. Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес. Что необходимо, чтобы бизнес был успешным? | Работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное; участвовать в беседе, дискуссии; решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок-исследование | Устный опрос; контрольная работа на знание определений, понятий; проверка домашнего задания, творческое задание | Схемы, рабочие материа -лы CD-диск | Рабочая тетрадь § 9 |
26.11. | Урок 12. Домашнее хозяйство | Источники доходов семьи. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, участвовать в беседе, дискуссии, решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок-практикум | Устный опрос; проверка домашнего задания | Схемы, табли-цы CD-диск | Рабочая тетрадь § 10 |
03.12. | Урок 13. Экономическая деятельность подростков | Выяснить причины экономической деятельности подростков. Определить какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность. Выяснить, как занимались трудовым воспитанием детей в разные исторические эпохи. Труд ребенка в семье. Молодежная экономика в современном обществе. Личный бюджет школьника. Определить, какие качества воспитываются у подростков во время трудовой деятельности. | Решать познавательные и практически задачи; осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста; описывать основные социальные объекты. | урок-исследование | Устный опрос; творческое задание | Схемы, рабочие материалы CD-диск | Рабочая тетрадь § 11 |
10.12. | Урок 14. Труд с точки зрения закона | Знать, как в трудовом законодательстве представлены и защищены права взрослых и несовершеннолетних. Доказать взаимосвязь и взаимозависимость прав и обязанностей. Право на труд. Законы Российской Федерации, регулирующие труд человека. Трудовой договор. Право на отдых и социальное обеспечение. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу. | урок-практикум | Устный опрос, беседа, проверка домашнего задания | Схемы, рабочие материа -лы CD-диск | Рабочая тетрадь § 12 |
17.12. | Урок 15. Урок повторения и обобщения | Повторить значение понятий темы; выполняя практические задания, воспроизвести основные составляющие экономической сферы общества. | Решать познавательные и практически задачи; осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста; описывать основные социальные объекты; составлять социальные проекты. | Урок повторения и обобщения | Работа в группах. Тесты. | Пакет документов CD-диск | |
Глава 3. Социальная сфера общества (3 часа) | |||||||
24.12. | Урок 16. Социальная структура общества | Человеческое общество как совокупность социальных групп. Большие социальные группы. Социальное неравенство. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу. | урок-анализ | Устный опрос, Фронтальный опрос | Схемы, иллюстрации, CD-диск | Рабочая тетрадь § 13 |
14.01. | Урок 17. Семья | Семья как малая социальная группа. Роль семьи в обществе. Отношения между поколениями. Неполные семьи. Забота государства по укреплению семьи и увеличению рождаемости. | Решать познавательные и практически задачи; осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста; описывать основные социальные объекты. | урок-практикум | Тест | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 14 |
21.01 | Урок 18. Правила и нормы поведения в обществе | Необходимость регулирования поведения людей. Мораль. Религия. Право. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу и схему. | урок-исследование | Устный опрос | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 15 |
Глава 4. Политика и право (9 часов) | |||||||
28.01. 04.02. | Уроки 19-20. Что такое государство? | Характеризовать этапы становления государства, его функции и признаки. Выявлять взаимосвязь государства и мирового сообщества. | Работать с документами, материалами учебника; работать в группе, выступать публично. | урок сообщения нового материала, урок-исследование | Устный опрос. Тест. | Схемы, материалы учеб- ника; CD-диск | Рабочая тетрадь § 16 |
11.02. | Урок 21. Государство и граждане | Выявлять взаимосвязь государства и граждан. Характеризовать отличительные черты Российского государства. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу. | урок-практикум | Самостоятельная работа. Тест. | Табли-цы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 16 |
18.02. 25.02. | Уроки 22-23. Право на службе человека | Объяснять механизм защиты права от несправедливости и зла. Характеризовать источники и права и их отличительные черты. Объяснять и характеризовать права и обязанности несовершеннолетних. Объяснять опасность преступления. | Работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное; участвовать в беседе, дискуссии, решать проблемные вопросы, делать выводы. | комбинированный урок, урок-практикум | Устный опрос | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 17 |
04.03. | Урок 24. Конституция – основной закон страны | Проследить историю складывания конституций в мире и в России в частности. Характеризовать основные разделы Конституции РФ. Объяснять и характеризовать систему власти в Российской Федерации. | Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу. | урок-путешествие | Устный опрос, Самостоятельная работа | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 18 |
11.03. | Урок 25. Право и правопорядок | Понимать и излагать необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Выявить взаимосвязь правопорядка и законности. Объяснять и характеризовать систему судебной власти в Российской Федерации. | Работать с документами, текстом учебника, выделять главное; работать в группе, выступать публично; формировать собственное ответственное отношение к правопорядку. | урок-проблема | Устный опрос, Творческие задания по группам | Схемы, рабочие материа -лы CD-диск | Рабочая тетрадь § 19 |
18.03. | Урок 26. Как защититься от несправедливости | Понимать и характеризовать роль суда в защите законности и правопорядка в стране. Называть и анализировать способы защиты прав граждан. Объяснять и характеризовать принципы и порядок деятельности судов в Российской Федерации. Права ребенка и их защита. | Описывать основные социальные объекты; сравнивать социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации. | урок-практикум | Устный опрос, Беседа. Тест. | Материалы учебни-ка, CD-диск | Рабочая тетрадь § 20 |
01.04. | Урок 27. Урок повторения и обобщения. | Повторить и обобщить знания учащихся по теме; обсудить проблемные вопросы. | Приводить примеры социальных объектов; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; сравнивать социальные объекты. | Урок повторения и обобщения | Самостоятельная работа. Устный опрос. | Схемы, иллюст- рации, табли-цы, CD-диск | |
Глава 5. Духовная сфера общества (4 часа) | |||||||
08.04. | Урок 28. Наука и образование | Культура общества и человека, ее проявления. Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование. Выяснить сущность и задачи, которые решает наука. Характеризовать естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Познакомиться с методами изучения научных знаний. | Описывать основные социальные объекты и явления; | урок-дискуссия | Устный опрос. Творческие задания на выбор. | Схемы, иллюст- рации, табли-цы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 21 |
15.04. | Урок 29. Мораль | Понимать сходство и отличие морали и права. Характеризовать общественное мнение и описывать механизм его действия. Составить представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Соотносит право с добром. | Работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное; участвовать в беседе, дискуссии, решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок решения нравственных проблем | Опрос в форме диспута. проверка домашнего задания | Схемы, таблицы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 22 |
22.04. | Урок 30. Идеал | Перечислять черты характера, которыми должен обладать идеальный человек. Выработать представление о вечных идеалах. | Работать с документами, текстом учебника, выделять главное; работать в группе, выступать публично; анализировать, обобщать, делать выводы; задуматься над проблемой толерантности. | урок-поиск истины | Устный опрос | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 23 |
29.04. | Урок 31. Что такое ценности? | Перечислять и охарактеризовать вечные ценности. Выработать представление о семейных ценностях. Выяснить причины конфликта ценностей и определить пути решения нравственных дилемм. | Работать с документами, материалами учебника; работать в группе, выступать публично. | урок нравственных решений | Творческая работа. Устный опрос. | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 23 |
Глава 6. Ребенок в обществе (4 часа) | |||||||
06.05. | Урок 32. Ребенок в семье | Что такое детство? Отношение к детям в разные исторические эпохи. Положение ребенка в современном обществе. | Работать с документами, материалами учебника; решать познавательные задачи; работать в группе, выступать публично, анализировать, обобщать, делать выводы. | урок-практикум | Устный опрос, беседа | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 24 |
13.05. | Урок 33. Взаимоотношения детей и родителей | Права и обязанности родителей и детей. | Участвовать в беседе, дискуссии, решать проблемные вопросы, делать выводы. | урок-исследование | Устный опрос, беседа, Практическое занятие: поиск правильных решений | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 25 |
20.05. | Урок 34. Ребенок в школе | История школьного обучения. Современная школа. Правила школьной жизни. Права и обязанности школьника. | Работать с документами, материалами учебника; работать в группе, выступать публично. | урок-исследование | Устный опрос, Творческое задание. | Таблицы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 26 |
27.05. | Урок 35. Друзья и ровесники | Что такое дружба? Отношения дружбы. | Описывать социальные объекты и явления, решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. | урок-анализ | Опрос в форме диспута | Схемы, CD-диск | Рабочая тетрадь § 27 |
Методическое обеспечение
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко,
Е.А. Певцовой «Обществознание». 6 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2012.
Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, а также для проведения письменного опроса в различных его формах.
Учебно-методический комплекс:
Список литературы
для учителя:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007-2011.
- Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост. Е.Н.Сорокина. – М.: «Планета», 2011.
- Минина С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России. – Учебное пособие для старшей школы: Издание 2-е, дополн. и перераб. – СПб: «Иван Федоров», 2002.
4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-
воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактив-
ных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5. Клочкова Л.И. Развитие инновационного потенциала личности. Методическое
Пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
6. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях:
Практическое пособие /Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, А.В. Тищенко,
О.Г. Тринитатская. – М.: АРКТИ, 2011.
для учащихся:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007-2011.
2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
дополнительная литература:
3. Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.)
- Декларация прав ребенка ООН (20 ноября 1959 г.)
- Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года).
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
- Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник учащегося / Авт.коллектив: В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. – Гарболово: Издательский Дом А.Громова, М.: Вахмурка, 2004.
- Семейный кодекс Российской Федерации - Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
9. CD-диск, схемы, таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:Федерального государственного стандарта общего образования;примерной программы основного общего образования по географии «Геогра...
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной
Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс
Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...
Рабочая программа основного общего образования (базовый уровень) по математике для 6 класса
Рабочая программа содержит следующие разделы:Пояснительную запискуПланируемые результаты освоения учебного предметаСодержание учебного предметаТематическое планирование с указанием количества ча...
Рабочая программа основного общего образования (базовый уровень) по математике для 5 класса
Рабочая программа содержит следующие разделы:Пояснительную запискуПланируемые результаты освоения учебного предметаСодержание учебного предметаТематическое планирование с указанием количества ча...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...