Добрый день, уважаемые коллеги! На протяжении двух предыдущих учебных годов, совместно с Буденской С. Н. и Новосельской О. А. мы работаем над проектом по теме «Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования по математике в условиях реализации ФГОС» Данный проект получил звание лауреата районного и городского этапов X городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», посвященного 125-летию города Новосибирска в номинации «Обеспечение процесса реализации ФГОС» в 2018 год. |
|
Давайте рассмотрим типичный пример. Как мы иногда оцениваем наших учеников. Перед вами три снеговика все они разные, каждый красив по своему. Первый снеговик-очень хороший, но у него не хватает одной детали, ведерка на голове. Но, кто его нарисовал, моя любимая ученица Таня. Она отличница, очень старательная, ну подумаешь в этот раз не получилось, что-то не дорисовала, поставлю ей пять. Следующий снеговик хорош, но мрачноватый. Рисовал его Тимур, он хорошист, поставлю ему четыре, ему хватит. Третий снеговик на удивление очень хороший, но вот выполнил его Коля. Он слабо занимается на моих уроках и сам бы он не смог его нарисовать, Ему явно кто-то помог. Поэтому поставлю ему три. |
|
Как вы думаете такое оценивание объективное, справедливое. Чем руководствовался учитель, выставляя эти оценки? Своими личными впечатлениями. Где те критерии оценивания, которые он должен был применить при выставления оценки ученикам. Не будем лукавить, что с такими ситуациями мы сталкиваемся, и не один раз, в своей педагогической деятельности.. |
|
На современном этапе развития образования, когда педагоги активно внедряют в учебный процесс инновационные (интерактивные) технологии преподавания, возникает противоречие между процессом личностно-ориентированного обучения и существующей системой оценивания результатов обучения. Среди учителей уже давно существует неудовлетворенность «пятибалльной», а фактически «трехбалльной» системой, которая не в состоянии отразить реальный уровень обученности и развития учащихся. Указанные противоречия и определили выбор темы. |
|
Цель проекта: Экспериментальное обоснование балльно-рейтинговой системы оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы, полнее отвечающей требованиям учебного процесса при обучении математике в условиях реализации ФГОС |
|
Задачи проекта: Создание модели балльно-рейтинговой системы оценивания знаний учащихся по математике в условиях реализации ФГОС. Создание стимулов для активизации познавательного процесса в обучении. Создание возможности выбора формы работы для учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями. Проведение исследования влияния рейтинговой системы оценивания на качество личных предметных образовательных результатов. Обобщение полученных результатов и подготовка рекомендаций по использованию балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных достижений учащихся в практике. Реализация данного материала в системе уроков и во внеурочной деятельности. |
|
Реализация проекта была запланирована в период с 2017 по 2019 гг. и состояла из следующих этапов: Этап I – Подготовительный (диагностический) Январь – октябрь 2017 г. | Этап II – Основной (деятельностный) Ноябрь 2017 – май 2018 г. | Этап III – Заключительный (результативно-аналитический) Июнь 2018 - 2019 г. |
|
|
Под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Как правило, подобная система существует параллельно с пятибалльной и охватывает элективные и дополнительные курсы, олимпиады и конкурсы, а также проектно-исследовательские виды деятельности. |
|
Одно из обязательных условий рейтинговой системы – это её открытость. Учащийся знакомится с условиями рейтинговой системы оценки знаний в начале изучения блока или темы. |
|
На первом занятии мы познакомили учащихся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Задача каждого учащегося – набрать больше баллов. | Система баллов |
Для работы по данной проблеме нами были выбраны 5-е классы. (А – ОА и Г – ГГ). В начале нашей работы нами был разработаны диагностические листы к изучаемым блокам. В течении работы данный лист выдавался учащимся на каждом уроке. Соответственно в конце урока сдавался учителю с проставленными баллами. | Диагност лист (чистый и заполненный) |
Для перевода рейтинговых баллов в 5-тибалльную оценку используется следующая градация: «отлично» - 85% - 100% от максимальной суммы баллов; «хорошо» - 71% - 84% от максимальной суммы баллов; «удовлетворительно» - 50% - 70% от максимальной суммы баллов. |
|
При всей привлекательности балльно-рейтинговой системы оценивания в процессе ее внедрения нам видятся возможными следующие риски: - несовпадение временных рамок программных тем и учебных четвертей;
- отсутствие заинтересованности у некоторых учащихся в работе и накоплении баллов;
- неспособность ряда учащихся достигать высокие показатели в силу физиологических и психологических особенностей, личностного потенциала.
|
|
Уважаемые коллеги, свое выступление закончу словами Джона Дьюи «Если мы сегодня будем учить так как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Спасибо за внимание. |
|