Балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках обществознания
статья по обществознанию на тему
Текст выступления на Всероссийской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_i.v.statya.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
И.В. Соколова учитель высшей категории, победитель ПНПО 2009, 2011г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Оса
Ключевые слова по тематике: ФГОС, балльно-рейтинговая система оценки знаний, критериально-ориентированный подход, деятельностный характер обучения
Аннотация: В статье «Использование балльно-рейтинговой технологии для оценки знаний на уроках обществознания» раскрыты особенности оценки знаний учащихся с использованием балльно-рейтинговой системы; представлена педагогическая практика по использованию данной системы.
Новые стандарты предъявляют требования, прежде всего, к результатам освоения образовательных программ. Особое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся и воспитанию ответственного, активного гражданина своей страны. Иными словами, учитель в современных условиях должен ориентироваться не только на познавательные, как это было раньше, но и на личностные, и метапредметные результаты. Соответственно должны измениться и критерии оценки с точки зрения применения учащимися на практике теоретических знаний. Переход на стандарты второго поколения осуществляется поэтапно, но, несмотря на это, многие педагоги уже разрабатывают новую систему оценивания результатов освоения образовательной программы.
Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, ориентированный на определенные «нормы» усвоения, неприемлем в современных условиях модернизации образовательного процесса. Итак, стандарт определяет требования к овладению учащимися универсальных учебных действий, и именно эти требования являются содержанием проверки и важнейшим критерием оценки результатов учебной деятельности. Такой подход называют «критериально-ориентированным».
В стандарте, определены следующие содержательные изменения:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования;
- направленность содержания образования на формирование метапредметных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
Существующая сегодня система оценки знаний «дает сбой» именно на этих направлениях изменения содержания образования. Альтернативой пятибалльной шкале может стать рейтинговая система, которая широко используется в высших учебных заведениях.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной по сути системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Она эффективна благодаря тому, что:
- значительно активизирует самостоятельную работу учащегося;
- более объективно и точно оценивает предметные и матапредметные умения за счет использования дробной шкалы оценок;
- создает основу для дифференциации степени овладения необходимыми умениями и навыками учащихся в аспекте образовательной программы;
- позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения программы каждым учеником.
Данная система дает возможность:
- определить уровень подготовки обучающихся на каждом этапе учебного процесса;
- отслеживать объективную динамику усвоения образовательной программы не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
- дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний, умений и навыков.
В октябре группа учителей нашей школы, и я в том числе, разрабатывала систему балльно-рейтинговой оценки знаний учащихся. В школе создано структурное подразделение – НОЦ для старшеклассников. Это значит, что каждый ученик школы составляет индивидуальный учебный план, в котором определяет на каком уровне: базовом или профильном, будет изучать различные предметы. Я преподаю обществознание, как в базовых, так и в профильных группах. Балльно-рейтинговая система оценивания разработана для базовых групп.
При разработке данной системы оценивания были поставлены следующие условия: количество баллов должно быть равно количеству часов, отведенных на изучение темы, т.е. ученик может за 1 год набрать 34 балла, так как обществознание на базовом уровне идет 1 час в неделю (экономика и право изучается отдельно). Для базового уровня контрольные задания должны носить исключительно практико-ориентированный характер. Ставшие привычными тесты допускаются только в качестве обучающих материалов. Каждое задание должно соответствовать определенным критериям, ориентируясь на которые, учащийся может спрогнозировать итоговую оценку, и выстроить деятельность, в соответствии с притязаниями. В каждом модуле может быть одно контрольное задание и/или одно контрольное мероприятие, на котором ученики представляют свои работы.
Например, после изучения темы «Человек и общество» ребята писали эссе. По причине того, что это был их первый опыт написания подобных работ, для получения максимального количества баллов не требовалось обязательной публичной защиты. Были зачитаны с разрешения учащихся эссе, получившие наивысшее количество баллов. Критерии оценки работ были следующие:
- оформление в соответствии с требованиями;
- объяснение смысла выбранного высказывания;
- аргументация собственной позиции;
- использование примеров из истории, литературы, материалов СМИ;
- вывод.
Итого – 5 баллов.
В соответствии с этими принципами структурирован весь обществоведческий материал за курс 10-11 классов. В начале изучения нового модуля учащиеся знакомятся с теми видами работ, которые им предстоит выполнить и количеством баллов, которые можно набрать, изучая тему. Запланировано, что в итоге изучения курса учащиеся научатся писать эссе, проводить небольшие исследования, участвовать в дебатах, разрабатывать и проводить интеллектуальные игры, создавать проекты, защищать презентации, участвовать в семинарах. То есть освоят основные виды деятельности, необходимые для успешного продолжения образования. Обобщая все сказанное выше, хотелось бы ещё раз обозначить преимущества данной системы.
- В начале изучения определенной темы (модуля) учащиеся знают, какие работы им необходимо сделать и по каким критериям будет оцениваться их труд. Таким образом, снижается фактор субъективной оценки, основанной на личном отношении учителя к учащимся.
- Задания носят деятельностный и творческий характер: эссе, исследовательская работа, диспут, социологический опрос, анализ бюджета, что выявляет умение и готовность учащихся применять на практике полученные знания.
- Значимость и сложность выполнения разных заданий выражена в их «стоимости»: за выполнение репродуктивных или механических заданий можно получить меньше баллов по сравнению с творческими. Это снимает проблему объяснения ученику того факта, что одна пятерка не соответствует другой, потому что первая получена за выполнение домашнего задания, а вторая – за контрольную работу.
- Большую часть работы учащиеся проделывают самостоятельно, либо объединяясь в творческие группы. Это позволяет формировать мыслительные, речевые, коммуникативные компетенции, развивает чувство ответственности, стремление выполнить задание качественно и в положенный срок.
- Основным положительным моментом данной системы оценивания можно считать то, что учащийся осознает, что его оценка зависит исключительно от его личных усилий.
Все больше мы говорим об индивидуализации обучения. И в этом направлении деятельности учителя решающую роль играет переход на новую систему оценивания. За полгода работы по балльно-рейтинговой системе я очень много узнала о своих учениках. Читая эссе, проводя консультации, принимая зачеты, я раскрываю для себя особенности их личности и характера, способность к самостоятельной, творческой деятельности, уровень освоения предлагаемого материала, что соответствует требованиям времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний учащихся
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучени...
Система учета знаний учащихся на уроках русского языка
Система учёта знаний на уроках русского языка и литературы...
Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»
Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся 1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....
система оценки знаний учащихся на уроках обществознания
необычная система оценивания знаний учащихся на уроках обществознания, применяемая на уровне основной школы...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.Оценка должна побуждать ученика к п...
Доклад «Объективность оценки знаний учащихся на уроках истории и обществознания в современных условиях»
Материал к педагогическому совету....