Технология развития лексико-грамматических компонентов речи
материал
Образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_leksiko-grammaticheskih_komponentov.docx | 73.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Технология развития
лексико-грамматических компонентов речи
(И. О. Крупенчук, Р.И. Лалаева)
Учитель-логопед
Грушина А.М.
Содержание
1.Теоретическая часть
2.Список литературы
3.Методическая база
Данная технология направлена на формирование у школьников с умственной отсталостью лексико-грамматических категорий.
Целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей взрослых является именно развитие речи.
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем (В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.В. Тарасенко и др.).
К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти.
Прежде всего отмечаются существенные количественные различия активного и пассивного словаря у нормальных и умственно отсталых детей одного и того же возраста.
Большинство авторов, изучавших лексику умственно отсталых детей, подчеркивает и качественное своеобразие их словаря. Так, по данным В.Г. Петровой, умственно отсталые школьники первого класса не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий частей предметов (обложка, страница, рама, подоконник).
В словаре умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения вызывает большие трудности. У этих детей выявляется довольно значительная корреляция между характером выполнения заданий с конкретными и абстрактными словами и уровнем развития интеллекта. Так, повторение и узнавание простых слов конкретного значения у умственно отсталых, как и у нормальных детей, не вызывает трудностей. В то же время абстрактный характер речевого материала оказывает большее, чем в норме, отрицательное влияние на процесс распознавания и воспроизведения слов умственно отсталыми детьми. Эти дети определяют слова с абстрактным значением более элементарно и примитивно, чем нормальные дети младшего возраста.
У многих умственно отсталых детей отсутствуют в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных.
В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных . В речи умственно отсталых детей имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами .
Умственно отсталые школьники редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета. Они называют лишь основные цвета величину предметов (большой, маленький), вкус. Противопоставления же по признакам в речи детей почти не встречаются.
По данным Н.В. Тарасенко, умственно отсталые школьники младших классов чрезвычайно редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
Количество наречий в словаре умственно отсталых школьников младших классов также весьма ограниченно. Умственно отсталые школьники 1—2 класса употребляют в основном такие наречия, как здесь, там, туда, потом.
В речи умственно отсталых детей очень часто встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству, характерны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползет — идет, высокий, толстый — большой). Обозначая предметы, умственно отсталые школьники часто смешивают слова одного рода, вида. Так, словом рубашка обозначаются и кофта, и рубашка, и свитер, и куртка; словом ботинки— и сапоги, и ботинки, и туфли, и калоши. Неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей объясняются трудностями дифференциации как самих предметов, так и их обозначений. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения умственно отсталые дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие. Поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Пассивный словарь умственно отсталых детей гораздо больше активного, но он актуализируется с большим трудом: часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. Трудности актуализации связаны, с одной стороны, со склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению, а с другой — с замедленным формированием семантических полей.
Исследование семантических полей у умственно отсталых детей, проведенное А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированность. У детей исследовались вербальные ассоциации. Известно, что в норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т.е. по смысловому сходству (высокий— низкий, яблоко — груша, скрипка — смычок). У умственно отсталых детей актуализируются часто случайные, иногда звуковые ассоциации (врач — грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности семантических полей.
Следующей особенностью лексики умственно отсталых детей является замедленный темп развития значения слова и качественное своеобразие его структуры.
Развитие значения слова тесно связано с формированием познавательной деятельности. Первоначально слово имеет лишь предметную соотнесенность, являясь конкретным наименованием предмета. По мере развития познавательной деятельности и речи слово начинает обобщать предметы, признаки, действия, относя их к определенной категории. Таким образом, из простого наименования предмета слово трансформируется в слово-обобщение, которое постепенно становится истинным понятием, представляющим обобщение наиболее существенных признаков данного предмета, явления.
У умственно отсталых школьников длительное время слово является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся истинными понятиями.
НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.П.Феофанов, А.П. Федченко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович) выявили значительное недоразвитие грамматического строя речи у умственно отсталых школьников. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических-обобщений. У умственно отсталых школьников младших классов недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения.
Нарушения словоизменения и словообразования
Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. В ответах на вопросы, требующие употребления существительного в этих падежах, ошибок не наблюдается. Максимальное количество ошибок встречается в употреблении творительного падежа и предложно-падежных конструкций единственного числа. Творительный падеж часто заменяется другими падежными формами: именительным ("Мальчик копает лопата"), родительным ("под стула", "под дивана"), формой предложного падежа ("Лампа висит над диване"). Вместо предложного падежа иногда используется форма винительного падежа ("Мальчик катается на санки").
Нарушения построения предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогом. При исследовании понимания конструкций с предлогами за, перед, около отмечаются значительные трудности, а также смешения предлогов на и над, под и в. В экспрессивной речи чаще всего наблюдается опускание предлогов в, из, отстутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, замена предлогов на и над, под и по, на и в ("на столе" вместо над столом, "по книжке" вместо под книжкой). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
У умственно отсталых школьников младших классов отмечаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа, неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде, существительного и числительного.
При выполнении задания назвать один предмет и много предметов дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных. Час-то с наречием много употребляется именительный падеж множественного числа ("много девочки", "много курицы"), предложный падеж ("много цыплятах"). В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений ("много рыбков" по аналогии с много домов). Умственно отсталые школьники младших классов часто допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного и существитель- ного в роде, числе и падеже. Особенно трудным для них является согласование прилагательного и существительного в среднем роде ("красная платье", "голубая блюдце", "зеленый яблоко"), что свидетельствует прежде всего о неусвоении категории среднего рода. К характерным ошибкам при выполнении таких заданий относится также использование краткой формы прилагательного вместо полной формы ("красны цветок", "красна машина"). В косвенных падежах отмечаются замены именительным падежом прилагательного ("на столике маленький").
Средний род глаголов прошедшего времени, как и средний род существительных, в самостоятельной речи употребляется очень редко.
Функция словообразования у умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха — "пушоная", варенье из груш — "грушиное", лапа волка — "волкина").
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
Таким образом, у умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова.
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие лексики.
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Начиная с 1 класса проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях. С овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
В 1—2 классах школы на логопедических занятиях следует уточнять значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.
Важное место во вспомогательной школе отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи
В младших классах вспомогательной школы формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:
1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
2) развитие навыков словоизменения и словообразования;
3) развитие связной речи.
4) Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения
5) В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).
6) При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, на начальном этапе работы над предложением необходимо материализовать структуру речевого высказывания. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают симво-лизировать предметы и отношения между ними. В дальнейшем графическая схема интериоризируется, т.е. переносится из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.
7) Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1—2 предложений. Например, предлагается картинка, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Логопед уточняет, что слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что?, будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?, будем обозначать стрелочкой. Фишки соотносятся с предметом и действием, изображенными на картинке. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение.
8) Затем те же фишки соотносятся с изображениями на других картинках (кошка спит, мальчик рисует, девочка умывается). К каждой картинке с опорой на фишки дети составляют предложение самостоятельно.
9) В дальнейшем предлагаются различные графические схемы предложений: из двух элементов (Девочка умывается), из трех элементов (Мальчик гладит собаку; Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Девочка гладит платье утюгом; Книга лежит на столе) и др.
Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:
1) подбор предложений к данной графической схеме;
2) запись предложений под соответствующей схемой;
3) самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
4) составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Предложения Девочка бежит, Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному: Кто-то что-то делает (выполняет какое-то действие).
На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предложения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.
После усвоения обобщенного значения нескольких структур предложения рекомендуется выбрать предложения, имеющие одинаковое (сходное) с данным значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Девочка гладит платье утюгом; Дети катаются на горке; просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с исходным предложением.
В процессе логопедической работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использование картинок. С целью развития представлений о глубинно-семантической структуре предложения необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. Детей учат выделять субъект действия (по вопросу кто это? что это?), объект действия и отношения между ними. Важно научить детей строить предикативное высказывание, т.е. прежде всего определять отношения между изображенными на картинке предметами. В этом плане полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Такое задание способствует актуализации предикатов. Например, предлагается придумать предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, молоко; заяц, морковь.
Задание можно модифицировать:
1. Логопед показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.
2. Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.
3. Логопед только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.
Логопедическая работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе. В связи с этим она проводится в следующем порядке:
1. Двусоставные предложения (подлежащее — сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет).
2. Другие двусоставные предложения (Это дом; Дом большой).
3. Распространенное предложение из 3—4 слов:
а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Девочка моет куклу);
б) подлежащее — сказуемое —прямое дополнение — косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;
в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом ка-рандашом;
г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу растут грибы;
д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко).
Чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внучке красную ленту).Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования.
Развитие навыков словоизменения и словообразования
В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.
Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.
Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:
1) определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;
2) выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;
3) буквенное обозначение выделенной морфемы;
4) самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).
5) Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.
6) В начале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.
Уточняется семантика этих слов: "Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны" и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.
Для закрепления формы множественного числа предлагаются следующие задания:
1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием ы.
2. Игра "Измени слово". Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны назвать, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок рисования? на урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? желтым карандашом? и т.д.
3. Беседа по содержанию стихотворения "Цветные карандаши":
Карандаши цветные умеют рисовать
Трубу, часы стенные, корову и кровать,
Луну, картошку, дождь и дым,
И сад зимой и летом.
Лишь надо знать, когда, каким
Писать все это цветом.
Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.
4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: "Какие цветы еще не нарисовал художник?" (Ромашку, астру, гвоздику, розу.)
При уточнении формы дательного падежа можно использовать следующие виды работы:
1.Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Заучивание стихотворения "Кому что" и беседа по его содержанию:
Иголке — нитка, Супу — картошка,
Забору — калитка, А книжке — обложка,
Мышке — нора, Солнышко — лету,
А братишке — сестра, Стихи — поэту. Уткам — пруд, И всем воскресенья
А лентяю — труд, Нужны без сомненья.
3. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
4. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на Котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбку, грибы, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено какое угощенье? Кому морковка? (морковка — зайчику) и т.д.
При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:
1. "Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также кар-тинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".
При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:
1. Ответы на вопрос кто чем работает? по картинкам (парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.)
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.
3. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).
4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.
При уточнении формы предложного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).
2. Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Например, логопед кладет карандаш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.
3. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом).
4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится? (посуда, одежда, книги и т.д.),где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко), где что изготовляют? (ткани, машины), где что растет? (грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер и т.д.).
5. Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагаются две группы картинок: на одних изображены животные, на других — их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение животного рядом с изображением его жилища.
Планируемые результаты по формированию лексико-грамматических навыков:
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения;
- понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
- повседневной речи;
- пополнять активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
- понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
- использовать слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различать разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
- использовать в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
- усваивать значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
- уметь подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употреблять основные грамматические формы слова;
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 .
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 .
4. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом 3 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 .
5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
6. Лалаева Р.И. Догопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей
по формированию речевых способностей
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде. Рекомендуется использовать следующие игры и упражнения:
«Размытое письмо» (взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети самостоятельно дополняют предложение).
«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, акулы).
«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).
«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает, если тот затрудняется).
«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает этот инструмент).
«Киоск открыт» (подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет те открытки, которые хочет приобрести, описывая, что на них изображено).
«Отгадайте кличку» (взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).
Рекомендуется читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так не помешает и русское слово потешек, поговорок, пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего. И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду. Не стесняйтесь обращаться к нам за советом, мы обязательно поможем.
Приложение 2.
Консультация для родителей:
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Приложение 3.
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей "
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни школьник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.
Зная, что дети овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:
- Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
- На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
- Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
- Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
- При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.
Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Приложение 4.
Консультация для "Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей "
Необходимо обогащать словарь:
- названиями частей предметов.
Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.
У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носик, пятка, подошва, каблук). И т. д..
2) обобщающими понятиями.
Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные.
3) названиями детёнышей животных
В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр.: «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).
4) антонимами
(«Слова - наоборот»)
Скажи наоборот.
Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек).
5) названиями профессий.
Назови профессию человека, который:
Стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (уборщица), шьет одежду (портниха, швея), продает товар (продавец), прыгает с парашютом (парашютист).
6) словами со сложной слоговой структурой.
Скажи слово по слогам, прохлопывая ладонями (прошагивая, стукая подбородком по ладони - сколько раз стукнет – столько и слогов) каждый слог.
7) предлогами.
Необходимо следить за окончаниями существительных и ударениями, т.к. встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со стола» - со стола).
Где лежит ручка? (На столе.)
Откуда я взяла ручку? (Со стола.)
Куда я ее положила? (Под стол.)
Откуда я ее достала? (Из-под стола.)
Куда я ее положила? (За стол.)
Откуда я ее достала? (Из-за стола.)
Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.)
И т. д. с другими предметами.
Нужно учить детей правильно образовывать:
1) притяжательные прилагательные.
(«Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»)
2) относительные прилагательные.
(«Образование слов-признаков от предметов»)
3) слова во множественном числе
(«Один – много – нет чего?»)
Предложенные задания можно выполнять с использованием картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Конспект логопедического занятия
для 1 класса
на тему : «Одежда»
Подготовила: учитель-логопед
Грушина А.М.
Тема: «Одежда»
Цель: коррекция речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1)Расширить и активизировать словарь по теме.
2)Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе.
3)Учить составлять распространенные предложения, подбирать антонимы.
Коррекционно-развивающие :
1)Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные :
1)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: презентация, наборное полотно, картинки с изображением одежды, разрезные картинки, сборник загадок
1. Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята. (Дети входят в зал под веселую музыку..)
2.Введение в тему
- Ребятушки, меня прозвали «Растеряшей» и я даже не знаю почему. Может быть вы мне скажите? Вы поможете мне найти мою одежду и обувь? (логопед выходит к детям без одного ботинка, в одном гольфе, в одной перчатке и т.д). Давайте кто увидел, скажет правильно. Дети должны назвать где они видят ту или иную вещь, например: Ботинок находится под стулом. Кофта лежит на стуле. Футболка лежит между стульями. Куртка висит в шкафу. Перчатка лежит перед стулом или около стула. Гольфы лежат под столом.
- Молодцы!
-Ребята, а чтобы нам подготовится к нашему занятию давайте мы проведем дыхательную гимнастику.
На наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов одежды и ежика.
Педагог: - Разложил иголки еж,
Не проедешь, не пройдешь.
Всем в лесу одежду шьет,
И бесплатно раздает.
- Какую одежду вы знаете?
- Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети?
- Какое сейчас время года? Значит нужна какая одежда? А летом, весной, зимой?
- А где шьют одежду?
3.Основная часть
Пальчиковая гимнастка
Педагог : - Расскажем, кому и какую одежду сшил ежик? (хором)
Медведю — кафтан,
Лисе — сарафан,
Заиньке — байку,
Белочке — майку,
А волку зубастому — Рубаху цветастую. (Загибать поочередно пальцы в кулак)
Общеразвивающие упражнения под музыку
Педагог: - Все «спасибо» говорят,
Ежика благодарят.
И ему в знак уваженья
Преподносят угощенья.
Скачет белка: скок-поскок -
И несет ежу грибок. (Поскоки по кругу)
Серый волк к ежу идет,
Пирожок ему несет.(Ходьба на носках с координацией движения рук и ног)
Толстый мишка косолапый
Мед несет в огромных лапах. (Ходьба с широко расставленными ногами, раскачиваясь; руки в стороны, вниз)
Вот лиса несет сметанку,
На пенек поставит банку. (Легкая ходьба на носках; присесть)
А в тележке за веревку
Заинька везет морковку. (Прыжки, руки заведены за спину)
Будет еж наряды шить,
Будут звери дружно жить.
Игра «Кто подберет больше слов»
Педагог: - Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.
– Что можно связать?
– Что можно надеть?
– Что можно застегнуть?
– Молодцы.
Упражнение «Волк танцует» (на развитие слухового внимания)
Педагог: - Довольный волк приглашает вас с ним потанцевать, звучит медленная мелодия.
- Чок-чок-чок, каблучок.(Топанье правой и левой ногой поочередно)
Сделаем зарядку. (Шаг вправо, шаг влево)
Ставим туфли на носок, (Попеременно выставлять на носок правую и левую ногу)
А потом на пятку. (Попеременно выставлять на пятку правую и левую ногу)
Упражнение повторяется 3—4 раза; каждый раз темп мелодии нее больше ускоряется.
Упражнение «Скажи наоборот»
Педагог: – Я назову слова, а вы скажете наоборот.
Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить)
Новый – …(старый) Надевать -…(снимать)
Белая -…(черная)
Упражнение «Стирка» (на координацию речи с движениями под музыку)
Педагог: - А кто знает, как нужно ухаживать за одеждой, нам подскажут белочки.
Белочки белье стирали,
Полоскали, полоскали,
Выжимали, выжимали. (Имитация движений)
Ну а где сушить — не знали. (Развести руки в стороны, пожать плечами)
Там сучок, и здесь сучок.
Там грибок, и здесь грибок. (Указательным жестом поднять вверх правую руку, затем левую)
Зайчик белкам подсказал — (Попрыгать, как зайки)
Голый кустик показал. (Присесть, поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Стирали, стирали,
Стирали мы белье. (Имитация движений)
Повесили.
На кустике пусть сушится оно. (Имитация развешивания белья).
Артикуляционные упражнения
Педагог: - Пока у белочек сушится белье, поможем лисе отремонтировать старое платье. Пришьем молнию (пуговицу, воротничок).
Молния»: плотно сжать губы, затем резко разжать;
«Пуговица»: вытянуть губы вперед трубочкой, подтянуть к носу;
«Воротничок»: широкий высунутый язык полностью прикрывает нижнюю (верхнюю) губу.
«Швейная машинка»: максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы.
«Шитье на разных швейных машинках»: широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Отгадывание загадок
1) Как толстый теплый воротник,
Он шею обнимать привык (шарф).
2) Что за диво? Не штаны,
Слишком коротки они!
С собой берут их на курорты -
Разнообразнейшие …(шорты)
3) Согреют руки две сестрички,
А зовут их ... (рукавички).
4) Зимой холодной я хожу –
Тот меховой наряд ношу.
И в нём, поверьте, никогда
Я не замерзну в холода!(шуба)
5) Днём на солнце я в панаме,
Ночью сплю я в чём? (в пижаме).
6) На голову надеваем –
Уши защищаем. (шапка)
7) Ноги чтобы не замерзли,
Мы оденем их скорей.
Черные, белые, в полоску.
Чтобы не упали, вденем в них ремень.
В карманы спрячем руки.
А что это? Конечно (брюки).
Упражнение «Возьмем Мишку на прогулку»
Педагог: - А медведь решил пойти на прогулку. Поможем ему собраться.
Мы наденем Мишке теплые штанишки.
Сапоги-малышки мы наденем... (Мишке).
Мы наденем Мишке красное пальтишко.
Мишка наш идет гулять, будет шапку... (надевать).
Мишка наш ходил... (гулять),
Шапку с Мишки надо... (снять).
А теперь пальтишко мы снимаем с... (Мишки).
Мы снимаем с Мишки сапоги- ... (малышки),
А теперь снимаем теплые... (штанишки).
«Собери картинку»
Педагог: - Ребята,на парте у вас лежат конверты откройте их
- У нас в конвертах картинки с одеждой, но они разрезные, и потому кажется, что картинок очень много. Давайте, соберем разрезные картинки с изображением одежды и вместе их сосчитаем.
4. Итог занятия
Релаксация
Педагог: - Ох, как мы устали! Отдохнем!
Дети садятся, расслабленно опускают голову на грудь, руки свободно лежат на коленях. Глаза закрыты. В таком положении - 20 секунд звучит мелодия.
- Ребята, о чём мы сегодня разговаривали?
- Что вам понравилось больше всего?
- На этом наше занятие заканчивается.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Открытое логопедическое занятие
на тему : «Путешествие в сказку»
Подготовила: учитель-логопед
Грушина А.М.
Тема занятия: «Путешествие в сказку»
Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков. закрепление и систематизация полученных знаний
Цель:
сформировать у младших школьников сознательную речевую активность саморегуляцию речевой деятельности и выработать потребность в речи
Задачи:
- Коррекционно-образовательные
- Активизировать речевые процессы учащихся, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.
- Упражнение в подборе признаков предметов, согласовании их с существительным
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение); закрепить навыки пространственной ориентировки
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей.
- Воспитательные:
- воспитание мотивацию к учебной деятельности и логопедическим занятиям.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: логопедическое панно, аудиозапись «Звуки леса» раздаточный материал: геометрические фигуры, , пальчиковый театр «Колобок», волшебная шкатулка, вязанные кубики с буквами, сшитые буквы, компьютер, логопедическая распевка «Лиса», картина ворота , замок
Задания для детей в процессе путешествия предусматривают решение таких задач речевого развития: закрепление, уточнение словаря, изменение и образование слов, дети упражняются в составлении связных высказываний, развитии самостоятельности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В процессе познания нового участвуют анализаторы ребенка – зрение, осязание, обоняние, слух.
Ход занятия
- Организационный момент.
Добрый день ребята! (приветствии ребят)
Какие красивые улыбки я вижу на ваших лицах. Нам весело и хорошо! Сегодня светит солнышко нам в окно. Давайте мы с вами попробуем дотянуться до солнышка
- Упражнение на дыхание «Солнышко».
Руки к солнцу поднимаю и вдыхаю, и вдыхаю (вдох 1, 2, 3).
Руки плавно опускаю, выдыхаю, выдыхаю (выдох 1, 2, 3)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в удивительную волшебную страну – страну сказок.
А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными. А так как в пути нас ждут интересные открытия и забавные приключения, то, прежде всего нам нужно превратиться в самых настоящих волшебников.
(Дети становятся вокруг логопеда.)
- Психогимнастика
– И для этого у меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый и большой волшебник. Без него наше путешествие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”
– Кого вы увидели в шкатулке?– (спросить каждого)
Себя!
–Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса.
Так значит в путь ( звучит музыка имитирующее движение, дети садятся за стол) ширма. Висит занавес, на ней надпись “Сказка”, висит замок
- Введение в тему.
Ой, ребята, посмотрите кто то закрыл ворота в сказку, А чтобы в сказку попасть, нужно открыть волшебный замок. Я думаю, что вы мне поможете, ведь вы, волшебники. Для того чтобы открыть замок нужно вспомнить наше основное правило красивой речи:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Логопед: Молодцы, постарались. Открывается замок, панно
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Кто же в сказочке живет
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык к лисе попал
Кто ж это? В какой сказке мы очутились? (Колобок)
- Развитие мелкой моторики
Логопед - Ребята, а вы помнит эту сказку, с чего она начинается? (в сказке бабушка испекла колобок)
Давайте и мы как бабушка попробуем испечь Колобок. Что для этого нужно сделать – сначала нужно сделать тесто:
Тесто делали мы сами, вот так, вот так Сжимание и разжимание кулачков
Затем слепить Колобок
Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так Круговые вращения ладони над ладонью
…из-за древа появляется Колобк
6. Развитие зрительного восприятия формы, цвета, размера и артикуляционной моторики
-А вот и наш Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок - определите форму нашего Колобка, выберите соответствующую фигуру и назовите её. (вязанные геометрические фигуры) Вы выбрали круг, значит наш Колобок какой?
А какие еще фигуры остались?
Как называются эти фигуры?
А на что похожи эти фигуры в нашей сказочной стране?
похож на крышу домика, (соотнести) значит, крыша, какая? Треугольная
похож на дверь. Значит дверь какая? Прямоугольная
похож на окно. Значит окно какое? Квадратное
- А какого цвета наш колобок? оранжевый. А есть ли такой же цвет среди цветов нашего забора. Назовите мне соседей этого цвета. А какого цвета доска вторая справа? Вспомните, пожалуйста, все цвета радуги и соберите забор по цветам радуги
- Определите размер нашего Колобка – посмотрите на панно, что еще есть похожее на наш колобок на этом панно – круглое и оранжевое? (солнце) что больше? Значит наш колобок какой – маленький
-Кто расскажет нам про нашего Колобка. Наш Колобок, какой? Колобок круглый, маленький, оранжевый
-Куда бабушка положила Колобок, чтобы он остыл? На окошко (прикрепить) А Колобок полежал, полежал, да и покатился
7. Развитие слухового внимания фонематического слуха и артикуляционной моторики
Покатился Колобок и закатился в лес (звуки леса)
-Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, птички поют, бабочки, жучки, комарики. А какой воздух в лесу
Упражнение на дыхание «Мячик-Ямка». «Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.
(Достаю бабочку-коробочку)Вдруг из-за деревьев вылетел жук – бабочка коробочка и зажужжал -Жжжж
(Достаю комара) А из-за другого дерева вылетел комар и зазвенел Зззззз
Игра «Жучки или комарики» мальчики – жучки, девочки – комарики. По сигналу логопеда: «Ж-ж-ж» - зажужжали жучки, по сигналу «З-з-з» - комарики зазвенели).
8.Развитие голоса, артикуляционной и мелкой моторики
Вдруг подул сильный ветер. А как дует ветер Ссссс, еще сильнее подул
ветер Шшшш. Ой ребята, посмотрите, что наделал ветер. Он сорвал с деревьев листья и плоды. Давайте мы поможем им ( на елку-шишкки, на яблоню - яблоки, на березы листья)
9.Упражнение в подборе признаков предметов, согласовании их с существительным
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему.… Отгадайте кто.
Прыгает ловко, любит морковку.
-«Колобок, Колобок, я тебя съем
Что ты заяц сердишься на нас
Смотрите – лиса хитрая, рыжая, медведь – косолапый. А я?
Ребята, давайте поможем зайцу. Волка за жадность называют – жадным, а зайца за трусость – трусливый), за длинные уши (длинноухий) А как еще ласково мы можем назвать зайца – зайка, заинька, зайчишка
Обрадовался заяц таким словам и побежал в лес, а колобок дальше покатился.
Катится Колобок, а навстречу ему.… Отгадайте, кто.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
- Что же ты медведь такой сердитый?
А медведь отвечает - Я собирался пообедать, собрал из букв слова, очень вкусны слова, которые обозначают напиток и самое вкусно мое лакомство. А пришла девочка Маша и все кубики перепутала, и я теперь голодный. Ребята, а давайте поможем Мише составить эти слова. Мальчики составляют слово обозначающее напиток из вязаных кубиков, а девочки слово обозначающие самое вкусное лакомство медведя из сшитых букв.
10.Физкультминутка
-Надоело Колобку по лесу гулять и захотел он домой, а дорогу домой забыл. Давайте поможем нашему Колобку.
Топай правою ногой: раз, два, три.
Потом левою ногой: раз, два, три.
Снова правою ногой: раз, два, три.
Снова левою ногой: раз, два, три.
Вот тогда придешь домой: раз, два, три.
-Катится Колобок дальше, а навстречу ему… Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее…
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
Не ешь ты лиса нашего Колобка мы тебе с ребятами песенку споем -Отпустила лиса Колобка и покатился он домой.
11.Рефлексия, развитие связной речи
-Ну вот, и вернулся наш Колобок домой к бабушке и дедушке (пальчиковый театр дед и бабка) и хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу, только ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Колобку ?
-Кто испёк Колобок?
-Опишите Колобок, какой он?
- Кого сначала встретил Колобок в лесу?
-Заяц какой?
-Что Колобок ответил зайцу?
-Кого потом встретил Колобок?
-Медведь съёл нашего Колобка?
-Кого ещё встретил Колобок в лесу?
-Лиса какая?
-Чем закончилась наша сказка?
Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....
Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"
Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
В статье представлены варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...
Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений (ЭМП) и в развитии лексико-грамматического строя речи.
laquo;Природа говорит на языке математики» Галилео Галилей Элементарные математические представления (ЭМП) – это не только счёт, представления о числах и ...