Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
презентация к уроку по теме
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom.zhivot_zanyatie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я
по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.
Т Е М А : « Домашние животные »
Учитель – логопед
Караванова И.А.
г. Советский
подготовительная группа
Тема: « Домашние животные »
Цели:
Образовательные:
- Актуализация словаря по теме « Домашние животные»
- Развитие связной речи.
Коррекционные:
- Совершенствовать навык звукового синтеза слов.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук, развитие мышления.
- Закреплять умение делить одно, двух, трехсложные слова на слоги.
- Упражнять детей в образовании винительного и творительного падежей имен существительных.
- Закреплять умение правильно использовать в своей речи предлоги (в, на, за, у).
- Упражнять детей осмысленно воспроизводить реплики домашних животных, развивать интонационную выразительность речи, уместно использовать мимику, жесты.
- Активизировать глагольный словарь детей по теме.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к домашним животным, проявлять заботу о них.
Оборудование:
Игрушки и предметные картинки кота, коня, кошки, лисы, медведя, козы, собаки, барана, козла, быка, коровы, игра « Собери животное», игра « Пастушки , фланелеграф, иллюстрация « Деревенский двор», предметные картинки с изображением травы, сена, рыбы, блюдца с молоком, клевера, косточки, ведро, «Деревенский двор», домик, забор, кусты, деревня, машины, шапочки домашних животных для игры – драматизации ( кошки, собаки, щенка, свиньи, коровы, коня, барана), расписной сундучок.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей словами: пастух, пасет, загон, стадо.
Индивидуальная работа с Артемом Ш, Владиком М, Никитой Б в игре
« Собери животное», «Пастушки».
Предварительная работа:
- Беседы, дидактические игры о домашних животных.
- Чтение сказки.
- Пересказ сказки.
- Драматизация сказки с использованием игрушек.
- Изготовление масок к игре – драматизации.
Методы:
Наглядные, словесные, практические.
Приемы:
Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопросы, обыгрывание сказки по ролям.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Логопед. Сегодня мы отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку нужно выполнить много разных заданий. К сказке нас приведет тропинка. Итак вперед!
- Звуковой синтез слов. Развитие артикуляционной моторики. Игра «Собери слово».
Логопед. Я буду называть слово по звукам, а вы должны догадаться, что это за слово.
Логопед по звукам называет слова: к-о-т, о – в – ц - а, к-о – з – а, к-о-н-ь. После этого предлагает детям «изобразить»: «черного коня», « белого коня», « останови лошадку». Дети обобщают названные слова « домашние животные» и отправляются дальше по тропинке.
- Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук.
Игра « Собери животное».
Дети подходят к столам, на которых лежат конверты с разрезанными силуэтами домашних животных. Логопед прелагает открыть конверты и собрать разрезанный силуэт домашнего животного. ( Артем Ш., Никита Б. Берут конверты с зеленым кружочком, Катя П., Илья Л берут конверты с красным кружочком.)
Логопед спрашивает детей:» Какого животного ты собрал?», « Кто у тебя получился?», « Кого ты видишь на своей картинке?».
Логопед: « Теперь, когда вы собрали домашних животных, мы можем идти дальше. (Звучит музыка)
- Развитие навыка слогового анализа слов, развитие мышления.
Игра « Пастушки».
На одном фланелеграфе выставлены изображения животных: коня, барана, собаки, коровы, быка, козла, лисы, волка, медведя. На втором фланелеграфе – три загона.
Логопед. « Кто ухаживает за домашними животными? А кто смотрит за ними, когда они гуляют на лугу? (пастух). Что делает пастух? ( Пасет животных). Посмотрите на животных и скажите, какие животные здесь лишние? ( волк, медведь, лиса) Почему они лишние?(дикие животные). Могут пастись вместе дикие и домашние животные? Почему? ( нападут, съедят домашних животных). Надо собрать всех вместе домашних животных и расселить их по своим загонам. Что такое загон? (место, где стоит животное). Вы будете пастушками. Расселите животных по загонам. В первый загон поселите животных, в названии которых один слог, во второй загон – животных, в названии которых – два слога, в третий – животных, в названии которых три слога.
Дети расселяют домашних животных по загонам.
Логопед: « Молодцы! Вы были хорошими пастушками и правильно расселили животных по загонам. Теперь, когда животные в безопасности, можно идти дальше по тропинке. ( Звучит музыка).
- Развитие грамматического строя речи ( образование винительного и творительного падежей имен существительных).
Игра « Накорми животное »
На иллюстрации нарисован деревенский двор с животными: коня, барана, коровы, собаки, щенка, кошки; рядом разложены карточки с изображением: миски с молоком, рыбы, сена и клевера, овса, ведро с водой, мяса, косточки, травы.
Логопед: Вы были хорошими пастушками. А знаете ли вы , чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным и ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?»
Дети «кормят» домашних животных.
Логопед: Теперь, когда мы накормили домашних животных, мы можем отдохнуть – поиграть.
- Физкультминутка « Игра в стадо».
« Игра в стадо»
Дети.
Мы вчера играли в стадо ( идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо.
Мы рычали ( рычат)
И мычали ( мычат)
По – собачьи лаяли ( лают )
Не слыхали замечаний ( Продолжают идти по кругу)
Ирины Анатольевна
Логопед.
А она сказала строго: ( Останавливаются)
- Что за шум такой у вас?
- Я детей видала много
- Таких вижу в первый раз.
Дети.
Мы сказали ей в ответ: (отрицательно кивают головой)
- Никаких детей здесь нет
- Мы не Пети и не Вовы,
- Мы собаки и коровы! ( показывают ушки и рога)
Логопед.
А она в ответ : (Дети идут по кругу друг за другом)
- Да что вы!
- Ладно! Если вы коровы,
- Я тогда – пастух.
- И прошу иметь в виду!
- Я коров домой веду!
( А. Барто) (чистоговорка) « Бык »
- Употребление в речи предлогов ( в, на, за, у). Активизация глагольного словаря.
Игра « Кто где спрятался?»
Дети подходят к столу, на котором выставлены: домик, забор, кусты, деревья, машины, за которыми прячутся домашние животные.
Логопед: На деревенском дворе много животных, они пасутся, щиплют траву. Вышла хозяйка во двор и никого не увидела. Давайте ей поможем найти животных. Посмотрите и скажите куда « спрятались» домашние животные. (Дети называют « спрятавшихся» животных).
Логопед: Выберите любое животное и расскажите, что оно умеет делать.( Дети выбирают фигурки животных и рассказывают о действиях животных).
Логопед: Молодцы! Помогли хозяйке найти животных, рассказали, что они умеют делать. Можно и дальше отправляться в путь к сказке. ( Звучит музыка)
- Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Совершенствовать навык пересказа.
Драматизация сказки « Спор животных »
Логопед: Привела тропинка нас на деревенский двор. Кого не хватает на дворе? (домашних животных). Давайте «превратимся» в домашних животных6 «Раз, два, три! Повернись! И в животных превратись!» логопед открывает расписной сундучок с шапочками для животных и распределяет роди. (кошка, собака, щенок, баран, конь). Логопед - ведущий, дети разыгрывают сказку «Спор животных».
Ведущая.
На одном деревенском дворе жили-были собака со своим щенком, свинья, толстая кошка, корова, баран и конь. И однажды между ними произошел…А что произошло, вам домашние животные сейчас расскажут и покажут.
Спор животных.
Ведущая. Около будки у забора сидела собака и говорила своему щенку:
Собака. Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи из дому.
Щенок. А какая у тебя работа?
Собака. Самая важная! Я охраняю дом, хозяйку, ее двор. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное!
Кошка. Ничего подобного! Самая важная работа у меня! Кто ловит мышей? Кто охраняет клубнику от галок? Я – самое нужное домашнее животное!
Корова. Как бы не так! Чтобы вы делали без моего молока? Я – самое главное домашнее животное!
Баран. А я даю мясо, шкуру и много шерсти. Я – самое нужное домашнее животное!
Свинья. Какое свинство! Я даю больше всех мяса, сала. Я – самое нужное домашнее животное!
Ведущая. Из конюшни вышел красавец – конь.
Кошка. Ну что, скажешь что ты – самое нужное домашнее животное?
Конь. Нет, я думаю, что мы все нужны человеку. Поэтому он и ухаживает за нами, кормит нас.. Мы все приносим пользу человеку!
Корова. И то верно!
Ведущая. И все животные дружно закивали головами.
В конце драматизации ведущая спрашивает «домашних животных: « Так, кто же из вас самое нужное домашнее животное?»(«Мы все нужны человеку», - отвечают хором, взявшись за руки домашние животные). После сказки «домашние животные» «превращаются» в детей .
- Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось занятие? О ком сегодня говорили? Чем занимались на занятии? Дома расскажите сказку мамам и папам, а в тетради нарисуйте рисунок к сказке « Спор животных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...
Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"
Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...
Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.
Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...