Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
презентация к уроку по теме

Караванова Ирина Анатольевна

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom.zhivot_zanyatie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т     З А Н Я Т И Я

по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.

Т Е М А : « Домашние животные »

Учитель – логопед

Караванова И.А.

г. Советский

подготовительная группа

Тема:   « Домашние животные »

Цели:

Образовательные:

  1. Актуализация словаря по теме « Домашние животные»
  2. Развитие связной речи.

Коррекционные:

  1. Совершенствовать навык звукового синтеза слов.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук, развитие мышления.
  4. Закреплять умение делить одно, двух, трехсложные слова на слоги.
  5. Упражнять детей в образовании винительного и творительного падежей имен существительных.
  6. Закреплять умение правильно использовать в своей речи предлоги (в, на, за, у).
  7. Упражнять детей  осмысленно воспроизводить реплики домашних животных, развивать интонационную выразительность речи, уместно использовать мимику, жесты.
  8. Активизировать глагольный словарь детей по теме.

Воспитательная:

      Воспитывать любовь к домашним животным, проявлять заботу о них.

Оборудование:

Игрушки и предметные картинки кота, коня, кошки, лисы, медведя, козы, собаки, барана, козла, быка, коровы, игра « Собери животное», игра « Пастушки , фланелеграф, иллюстрация « Деревенский двор», предметные картинки с изображением травы, сена, рыбы, блюдца с молоком, клевера, косточки, ведро, «Деревенский двор», домик, забор, кусты, деревня, машины, шапочки домашних животных для игры – драматизации ( кошки, собаки, щенка, свиньи, коровы, коня, барана), расписной сундучок.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей словами: пастух, пасет,  загон, стадо.

Индивидуальная работа с Артемом Ш, Владиком М, Никитой Б в игре  

« Собери животное», «Пастушки».

Предварительная работа:

  1. Беседы, дидактические игры о домашних животных.
  2. Чтение сказки.
  3. Пересказ сказки.
  4. Драматизация сказки с использованием игрушек.
  5. Изготовление масок к игре – драматизации.

Методы:

Наглядные, словесные, практические.

Приемы:

Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопросы, обыгрывание сказки по ролям.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Логопед.  Сегодня мы отправимся в сказку. Чтобы попасть в сказку нужно выполнить много разных заданий. К сказке нас приведет тропинка. Итак вперед!

  1. Звуковой синтез слов. Развитие артикуляционной моторики. Игра «Собери слово».

Логопед. Я буду называть слово по звукам, а вы должны догадаться, что это за слово.

Логопед по звукам называет слова: к-о-т, о – в – ц - а,  к-о – з – а, к-о-н-ь. После этого предлагает детям «изобразить»: «черного коня», « белого коня», « останови лошадку». Дети обобщают названные слова « домашние животные» и отправляются дальше по тропинке.

  1. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики  пальцев рук.

Игра « Собери животное».

Дети подходят к столам, на которых лежат конверты с разрезанными силуэтами домашних животных. Логопед прелагает открыть конверты и собрать разрезанный силуэт домашнего животного. ( Артем Ш., Никита Б. Берут конверты с зеленым кружочком, Катя П., Илья Л берут конверты с красным кружочком.)

Логопед спрашивает детей:» Какого животного ты собрал?», « Кто у тебя получился?», « Кого ты видишь на своей картинке?».

Логопед: « Теперь, когда вы собрали домашних животных, мы можем идти дальше. (Звучит музыка)

  1. Развитие навыка слогового анализа слов, развитие мышления.

Игра « Пастушки».

          На одном фланелеграфе выставлены изображения животных: коня, барана, собаки, коровы, быка, козла, лисы, волка, медведя. На втором фланелеграфе – три загона.

Логопед. « Кто ухаживает за домашними животными? А кто смотрит за ними, когда они гуляют на лугу? (пастух). Что делает пастух? ( Пасет животных). Посмотрите на животных и скажите, какие животные здесь лишние? ( волк, медведь, лиса)  Почему они лишние?(дикие животные). Могут пастись вместе дикие и домашние животные? Почему? ( нападут, съедят домашних животных). Надо собрать всех вместе домашних животных и расселить их по своим загонам. Что такое загон? (место, где стоит животное). Вы будете пастушками. Расселите животных по загонам. В первый загон поселите животных, в названии которых один  слог, во второй загон – животных, в названии которых – два слога, в третий – животных, в названии которых три слога.

               Дети расселяют домашних животных по загонам.

Логопед: « Молодцы! Вы были хорошими пастушками и правильно расселили животных по загонам. Теперь, когда животные в безопасности, можно идти дальше по тропинке. ( Звучит музыка).

  1. Развитие грамматического строя речи ( образование винительного и творительного падежей имен существительных).

Игра « Накорми животное »

                   На иллюстрации нарисован деревенский двор с животными: коня, барана, коровы, собаки, щенка, кошки; рядом разложены карточки с изображением: миски с молоком, рыбы, сена и клевера, овса, ведро с водой, мяса, косточки, травы.

Логопед: Вы были хорошими пастушками. А знаете ли вы , чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным и ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?»

                 Дети «кормят» домашних животных.

Логопед: Теперь, когда мы накормили домашних животных, мы можем отдохнуть – поиграть.

  1. Физкультминутка « Игра в стадо».

« Игра в стадо»

Дети.

Мы вчера играли в стадо      ( идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали                             ( рычат)

И мычали                                ( мычат)

По – собачьи лаяли                ( лают )

Не слыхали замечаний          ( Продолжают идти по кругу)

Ирины Анатольевна                

Логопед.

А она сказала строго:             ( Останавливаются)

  1. Что за шум такой у вас?
  2. Я детей видала много
  3. Таких вижу в первый раз.

Дети.

Мы сказали ей в ответ:          (отрицательно кивают головой)

  1. Никаких детей здесь нет
  2. Мы не Пети и не Вовы,
  3. Мы собаки и коровы!       ( показывают ушки и рога)

Логопед.

А она в ответ  :                        (Дети идут по кругу друг за другом)

  1. Да что вы!
  2. Ладно! Если вы коровы,
  3. Я тогда – пастух.
  4. И прошу иметь в виду!
  5. Я коров домой веду!

                                     ( А. Барто) (чистоговорка) « Бык »

  1. Употребление в речи предлогов ( в, на, за, у). Активизация глагольного словаря.

Игра « Кто где спрятался?»

          Дети подходят к столу, на котором выставлены: домик, забор, кусты, деревья, машины, за которыми прячутся домашние животные.

Логопед: На деревенском дворе много животных, они пасутся, щиплют траву. Вышла хозяйка во двор и никого не увидела. Давайте ей поможем найти животных. Посмотрите и скажите куда « спрятались» домашние животные. (Дети называют « спрятавшихся» животных).

Логопед: Выберите любое животное и расскажите, что оно умеет делать.( Дети выбирают фигурки животных и рассказывают о действиях животных).

Логопед: Молодцы! Помогли хозяйке найти животных, рассказали, что они умеют делать. Можно и дальше отправляться в путь к сказке. ( Звучит музыка)

  1. Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Совершенствовать навык пересказа.

Драматизация сказки « Спор животных »

Логопед: Привела тропинка нас на деревенский двор. Кого не хватает на дворе? (домашних животных). Давайте «превратимся» в домашних животных6 «Раз, два, три! Повернись! И в животных превратись!» логопед открывает расписной сундучок с шапочками для животных и распределяет роди. (кошка, собака, щенок, баран, конь). Логопед  - ведущий, дети разыгрывают сказку «Спор животных».

Ведущая.

На одном деревенском дворе жили-были собака со своим щенком, свинья, толстая кошка, корова, баран и конь. И однажды между ними произошел…А что произошло, вам домашние животные сейчас расскажут и покажут.

Спор животных.

Ведущая.  Около будки у забора сидела собака и говорила своему  щенку:

Собака.     Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи из дому.  

Щенок.      А какая у тебя работа?

Собака.      Самая важная! Я охраняю дом, хозяйку, ее двор. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное!

Кошка.      Ничего подобного! Самая важная работа у меня! Кто ловит мышей? Кто охраняет клубнику от галок? Я – самое нужное домашнее животное!

Корова.     Как бы не так! Чтобы вы делали без моего молока? Я – самое главное домашнее животное!

Баран.      А я даю мясо, шкуру и много шерсти. Я – самое нужное домашнее животное!

Свинья.   Какое свинство! Я даю больше всех мяса, сала. Я – самое нужное домашнее животное!

Ведущая. Из конюшни вышел красавец – конь.

Кошка.     Ну что, скажешь что ты – самое нужное домашнее животное?

Конь.        Нет, я думаю, что мы все нужны человеку. Поэтому он и ухаживает за нами, кормит нас.. Мы все приносим пользу человеку!

Корова.     И то верно!

Ведущая.   И все животные дружно закивали головами.

 В конце драматизации ведущая спрашивает «домашних животных: « Так, кто же из вас самое нужное домашнее животное?»(«Мы все нужны человеку», - отвечают хором, взявшись за руки домашние животные). После сказки «домашние животные» «превращаются» в детей .

  1. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось занятие? О ком сегодня говорили? Чем занимались на занятии? Дома расскажите сказку мамам и папам, а в тетради нарисуйте рисунок к сказке « Спор животных»

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...