конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
план-конспект занятия на тему
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с межпоколенными связями в семье, закрепить навыки словообразования, развивать слуховое внимание и логическое мышление, а самое главное - воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_moya_semya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
по развитию лексико-грамматического строя речи
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Учитель – логопед
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №396
«Подсолнушек»
Р.С. Сгонник
Нижний Новгород
Конспект НОД
по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Моя семья»
Цель: Расширять знания детей по теме «Моя семья»
Задачи:
Образовательные.
1. Активизировать словарь по теме «Моя семья».
2. Познакомить детей с межпоколенными связями в семье.
3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными.
5. Закреплять умение подбирать признаки к существительным, под-бирать антонимы.
6. Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С».
7. Автоматизировать звуки Р - Рь (Артём, Кирилл), Л (Вита, Катя, Тома), Ш (Рома)
Коррекционно-развивающие.
1. Развивать логическое мышление, слуховое внимание в процессе подбора антонимов и решения проблемных вопросов.
2. Развивать слуховую память при подборе признаков к существи-тельным в игре «Цветик-семицветик»
3. Развивать самоконтроль при образовании притяжательных прилага-тельных и согласовании их с существительными.
4. Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику.
Воспитательные.
1. Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи.
2. Побуждать выражать свои чувства словами.
3. Развивать умение слушать друг друга.
4. Побуждать детей к общению.
Пропедевтическая работа.
1. Накопление воспитателями словаря по теме.
2. Проведение занятий по рисованию «Моя любимая мамочка», «Наша дружная семья».
3. Заучивание пословиц о семье.
4. Слушание и заучивание стихов и песен о маме, бабушке, папе.
5. Рассматривание фотографий, иллюстраций, книжек по теме.
6. Чтение художественной литературы
7. Проведение совместных праздников с папами (к 23 февраля) и мамами (к 8 марта).
8. Работа логопеда по словообразованию, подбору антонимов, подбору слов-признаков к существительным.
Оборудование и материалы.
1. Текст стихотворения.
2. Схемы – изображения членов семьи.
3. Семейные фотографии.
4. Картинки с изображением людей разного возраста.
5. Плакат с коррекционно-развивающей игрой «Чей? Чья? Чьё?»
6. Цветок.
7. Кукла Маша.
8. Мяч.
9. Магнитофон.
Словарная работа.
Существительные: мама, мамочка, мамуля, папа, папочка, бабушка, бабулечка, дедушка, дедулечка, сын, сыночек, дочь, дочка, доченька, внук, внучка, внучок, внученька.
Прилагательные: любимая, красивая, добрая, ласковая, нежная, сильный, старенький, заботливый, младший, старший, мамин, папин, бабушкин, дедушкин, братишкин, сестричкин.
Глаголы: любить, помогать, поздравлять, называть.
Условные обозначения:
- дети с низким уровнем речевого развития;
- дети со средним уровнем речевого развития.
Конспект НОД
по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
МОЯ СЕМЬЯ
Задачи | Деятельность педагога. | Деятельность детей | |||||
Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | Этапы занятия | Методы и приемы | Виды инструкций | Виды помощи | Прогнозируемая деятельность детей |
Ативизировать словарь по теме. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в подборе признаков к существительному. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными. Автоматизировать звуки Р, Рь, Л, Ш. Упражнять в подборе антонимов. Познакомить детей с межпоколенными связями в семье. Упражнять в составлении предложений с коротким словом «С». | Развивать слуховое внимание. Развивать слуховую память. Развивать слуховую память и самоконтроль. Развивать самоконтроль. Развивать воображение, скоординированность движений со словами, мелкую моторику. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, координацию движений. Развивать самоконтроль и воображение Развивать логическое мышление. | Побуждать интерес к занятию. Настроить детей на общение. Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем членам семьи. Побуждать детей к общению с игровым персонажем. Побуждать выражать свои чувства словами. Развивать умение слушать друг друга. Развивать умение оценивать ответы товарищей. | Организационный момент Постановка цели занятия. Основная часть занятия. Итог занятия. | Словесный метод: Чтение стихотворения. Словесные инструкции. Использование ТСО. Прослушивание магнитофонной записи. Словесный метод: Диалог. Вопросы разного характера: констатирующие, проблемные Игровой метод: Игра «Назови ласково» Создание мотивации. Словесный метод: рассказ логопеда. Использование ТСО. Прослушивание магнитофонной записи. Словесный метод. Проблемная ситуация. Игровой метод. Введение персонажа – куклы Маши. Игровой метод. Словесные инструкции. Наглядно-практический метод. Выкладывание цветка. Игровой метод: Обращение от имени персонажа. Словесный метод: проблемный вопрос. Игровой метод. КРИ «Чей? Чья? Чьё?». Индивидуально-дифференцированный подход – задания с учетом автоматизируемых звуков. Практический метод: работа со схемами. Игровой метод: Обращение от имени персонажа Физминутка. Словесный метод: хоровое проговаривание текста. Практический метод: выполнение соответствующих движений. Игра с мячом. Проговаривание слов по цепочке. Словесный метод. Проблемный вопрос. Игровой метод. Игра - соревнование. Словесные инструкции. Метод моделирования Словесный метод: похвала, одобрение. Игровой метод. Обращение от имени персонажа. Проблемный вопрос. Наглядно-практический метод. Работа с фотографиями. Игровой метод. Обращение от имени персонажа. Анализ и оценка работы детей. Вопросы разного уровня сложности. | Мама с папою под ручку, А со мной идет за ручку. На руках у папы брат – Сам он топать маловат. А прохожие проходят, А прохожие глядят, И про нас они, похоже, Меж собою говорят: - Сразу видно, что семья! – Папа, мама, брат и я! - Ребята, а семья – это кто? - Назовите, кто живет в вашей семье? - Ребята, я сегодня шла на работу и услышала, как одна девочка разговаривала со своими родными. Хотите тоже послушать? - Скажите, дети, вам понравилось, как разговаривала девочка? - Можно так разговаривать? - А почему? - А вы знаете, как надо обращаться к своим родным? - Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково» - Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? - Правильно, сегодня мы говорим о семье. В любой семье живут несколько человек. И все они разные. А вот какие? Давайте послушаем, какие родные у девочки, которую я встретила утром. - Ой-ой-ой! Мне кажется, что эта девочка просто не знает хороших и добрых слов! А вы знаете? - Ребята, а как бы нам помочь этой девочкенаучиться правильно разговаривать? - Вы предлагаете пригласить её к нам на занятие? Наверное, я смогу позвать её прямо сейчас. - Давайте познакомимся с нашей гостьей. Её зовут Маша. Маша, ребята приглашают тебя на занятие. Хочешь с нами поиграть? Игра называется «Цветик - семицветик». Вы берёте лепесток, смотрите, кто нарисован на обратной стороне и называете, какой он или она. А потом прикрепляете лепесток к сердцевине цветка. -Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился! А сколько добрых слов вы назвали! Молодцы! Садитесь на свои места. Кукла: У нас дома тоже такой мамовый цветок есть. Папа подарил. - Ребята, правильно Маша назвала, чей цветок у них дома? Как правильно надо сказать? - Хотите ещё поиграть? Игра называется «Чей? Чья? Чьё?» Будьте внимательны, я буду показывать схемы, а вы будете называть, чья это вещь. Кукла: Как я устала всё думать, думать, говорить. Хочу играть пальчиками. Пальчиковая игра «Семья» - А я вам предлагаю поиграть с мячом. Игра «Скажи наоборот» -Ребята, а ваши дедушки и бабушки всегда были такими, как сейчас? - А почему они изменились? -А вы тоже изменитесь или всегда будете маленькими? - Давайте поиграем в игру «Мы растём». Разделитесь на две команды. Каждой команде надо разложить картинки от самого младшего к самому старшему. И мы увидим, как вырастут ваши малыши. - Молодцы, ребята! Все дружно справились с заданием! Кукла: Я поняла! Я тоже вырасту и стану такой же бабушкой, как моя бабулечка. У меня очень хорошая бабушка. Смотрите, это я с бабушкой и дедушкой. Я их дочка. - Ребята, Маша права? Она дочка своим бабушке и дедушке? А у нас тоже есть фотографии. Дети, назовите, с кем вы на этих фотографиях и кто вы им. Кукла: Спасибо, девочки и мальчики, что помогли мне! Теперь я знаю, как надо разговаривать, чтобы никого не обижать. Я запомнила много красивых слов для бабушки и дедушки. Обязательно их сегодня порадую, назову им добрые слова. А вам за вашу помощь я хочу подарить новую игру. Можно, я ещё приду к вам на занятие? Мне очень понравилось с вами играть! -Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии? Кто, по-вашему, был самым активным и старательным сегодня? -Что было трудно? Что было интересно? - Сегодня все работали очень активно и дружно. Я думаю, что после занятия мы сможем все вместе поиграть в новую игру. | Наводящие вопросы - Знакомые? Соседи? Родные? Друзья? Подсказывающие вопросы детям . Наглядно-практичес-кая помощь детям . Проговари- вание начала слова. Стимули рующая помощь: похвала, словесные подбадривания Опора на схематичное изображение членов семьи. - подска-зывающие вопросы.
Наводящие вопросы детям Показ фотографии куклы с бабушкой и дедушкой. Опора на семейные фотографии. Стимулирующая помощь от имени Маши: словесное подбадривание, похвала. . | Дети собираются вокруг логопеда. отвечают полным предложением. дают краткий ответ. Ответы детей полным предложением или односложно. Дети по кругу передают друг другу слова, обозначающие родственников и называют их ласково. Дети садятся на свои места. Дети здороваются с куклой. Дети подходят к столику, берут лепестки, называют слово и прикрепляют лепестки к сердцевине цветка. Дети садятся на свои места. Дети исправляют ошибку: мамин цветок. Дети образовывают притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Дети хором проговаривают слова и выполняют соответствующие движения (сидя на стульчиках). Дети становятся в круг, ловят мяч и называют слово, противоположное по смыслу. Ответы полным предложением. Дети прикрепляют картинки на магнитную доску. краткие ответы, -ответы полным предложением. Ответы детей с использованием предлога С. Дети называют, кто они своим родным.
Дети прощаются с куклой. Отвечают на более сложные вопросы, на более легкие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях"....
Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."
Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...
Интегрированное занятие по лексической теме «Посуда» (средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении (словарь: чашка, чайник, ложка, нож, ваза, сахарница, молочник, чашка, блюдце). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики....
Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Морское путешествие навстречу весне»
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...
Комментарии
"Моя семья"
Спасибо, коллега!Желаю творить!