Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа по теме
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 60.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Программа
по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составил: учитель-логопед
Ребо Н.А.
Гагарин
2015 г.
Пояснительная записка
Хорошая речь - важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные навыки требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и в ходе проведения диагностики речевого развития, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность.
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи. Работа предполагает свободное овладение словарём и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные связи между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
При составлении программы были использованы методические разработки О. И. Крупенчук, Н.Э. Теремковой, Т.А.Воробьёвой и П.А. Воробьёвой и др., а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Цель программы: овладение детьми умением строить свои устные высказывания развернуто, логично, грамматически правильно и выразительно.
Задачи:
1. Развивать лексическую и грамматическую стороны речи детей
2. Развивать связную речь детей: пересказ рассказов, составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).
3. Развивать моторику артикуляционного аппарата.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать дыхание и силу голоса.
4. Развивать интонационную выразительность речи детей.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Развивать воображение и творческое мышление.
7. Воспитывать культуру речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, всего 32 занятия (с середины сентября до середины мая ).
Продолжительность занятия: 30-35 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет.
Срок реализации 1 год.
Каждое занятие посвящено одной лексической теме и разбито на 4 блока:
- Организационный момент.
- Развитие моторики и дыхания. В этот блок включены следующие виды работы: упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; самомассаж лица, развитие мимических мышц, упражнения для развития дыхания и голоса.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи. В этот блок включены следующие виды работы: беседа по лексической теме занятия, игры на развитие грамматического строя речи, задания на развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, задания на составление описательных рассказов, пересказа по картинкам, придумывания окончания рассказа и т.п.
- Итог занятия и оценка работы детей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны научиться:
1. Самостоятельно образовывать предложения, строить сложные речевые конструкции, иметь богатый словарный запас;
2. Связно, последовательно, логично строить свои высказывания;
3. Без помощи педагога пересказывать текст, составлять описательные рассказы по предметам, картинам;
4. Уметь рассуждать, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Организация процесса обучения подчинена принципу от простого к сложному и принципу последовательного решения частных задач. Используются многообразные методические приемы, что обеспечивает положительную динамику в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Перспективный план занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи
Задачи | Содержание занятий | Оборудование |
Занятие 1. Тема «Фрукты» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Осенний сад» | Фрукты (муляжи или) настоящие, разрезные фрукты, (банан, ананас, черешня, апельсин, слива арбуз); ободки на голову (персик, виноград, киви, лимон, яблоко, груша), мяч, листы с корзинами (6 шт.) и фруктами на ниточке. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Компот» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание. Упр. «Вышли пальчики гулять» | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «В саду» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Подуй как ветерок» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Ирга «Плодовое дерево», игра «Один-много», дид. игра «Разрезные картинки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Фрукты», упр. 3, 8. | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Где мы сегодня с вами гуляли? С какими фруктами познакомились? Назовите, какими вы были фруктами, их форму, размер, вкус и цвет. | |
Занятие 2. Тема «Овощи» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Урожай» | Овощи натуральные, мешок, картинки с изображением сковороды и картошки (по 7 шт.) |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «У Лариски две редиски» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, спиралевидные движения. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Давайте «попробуем» овощи на вкус» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Окошко открывается и закрывается», «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Жарим картошку» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Чудесный мешочек», игра «Поварёнок», игра «Вершки-корешки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Овощи», упр. 3, 9, 11, 12. | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Как назвать одним словом «вершки» и «корешки», о которых мы сегодня говорили? | |
Занятие 3. Тема «Сад-огород» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Осенний сад» | Листы с корзинами (7 шт.) и фруктами на ниточке. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Собираем урожай» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, постукивающие движения | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Разложим овощи и фрукты по корзинкам» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко, «Окошко открывается и закрывается», «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язычок». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Положи фрукт в корзину» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Стихи-небылицы», игра «Топаем-хлопаем». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Сад-огород», упр. 1, 2, 6 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Где мы сегодня с вами гуляли? Скажите, что у нас растёт на деревьях? А что в огороде? | |
Занятие 4. Тема «Деревья» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Листья осенние тихо кружиться…» | Вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках (6 шт.); листья и плоды деревьев на каждого ребенка; рисунок «Составные части дерева», разрезная картинка «Дерево» (6 шт.) |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Листочки» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, зигзагообразные движения | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Дуб» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Осенние листья» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Дид. игра «Собери дерево», упр. «Отгадай с чьей ветки детка». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Деревья», упр. 3, 5, 6, 8 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | — Назовите лиственные деревья. — Назовите хвойные деревья. — Где растут деревья? — Что есть у дерева? | |
Занятие 5. Тема «Ягоды» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «По ягоды» | Большие (земляника, калина, чёрная, красная смородина, рябина, крыжовник, малина, клюква, облепиха, ежевика, клубника, черника) и маленькие картинки ягоды |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Считалочка» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, пощипывающие движения | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Пробуем на вкус ягоды» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Почесывание», многократное произнесение звука П,«Маляр». | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Отгадай загадку», игра «Чего не стало?», игра «Что где лежит?». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Ягоды», упр. 3, 5, 6, 9. | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | Где мы сегодня с вами гуляли? С какими ягодами познакомились? | |
Занятие 6. Тема «Грибы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «За грибами» | Нарисованные грибы (подберёзовик, подосиновик, боровик, лисичка, рыжик, сыроежка, опята, поганка, мухомор) и листья (7 шт.); рисунок гриба с грибницей; вырезанные на картонке грибы, план пути «Грибной электрички», корзинка. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Опята» | |
3. Самомассаж лица | Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, волнообразными движениями (упр. «По морям и океанам…») | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Грибники» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Лопаточка», «Месим тесто», «Маляр». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Найди грибок» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Собери грибы», игра «Большой-маленький», игра «Грибная электричка». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Грибы», упр.5, 7, 9 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Где мы сегодня с вами гуляли? Какие грибы собирали? | |
Занятие 7. Тема «Осень» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Осенний сад» | Вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках (7 шт.), набор капель (по 6 шт.) |
2.Развитие мелкой моторики | Упр.»Вышел дождик погулять» | |
3. Самомассаж лица | Сначала проводится поглаживание, а затем постукивающие движения (упр. «Дождик») | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Грибники» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Лопаточка», «Месим тесто», «Маляр». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Осенние листья» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Дид. игра «Разложи капли», отгадывание загадок на тему «Осень». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Осень», упр. 1, 2, 3, 6,7,11. | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О каком времени года мы говорили? Какие осенние месяцы вы запомнили? Какие приметы осени вы знаете? | |
Занятие 8. Тема «Человек» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Зарядка» | Картина человека с внутренними органами, картина зверя. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Оксанкины капризы» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживающие движения, зигзагообразные движения, постукивающие движения, поглаживающие движения. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Настроение» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Почёсывание», «Месим тесто», «Индюк» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Погреем ладошки» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игры с мячом «Подбери часть тела» и «Скажи наоборот», игра «Выполни команду», упр. «Узнай по описанию», упр. «Назови части тела человека, которых нет у животных». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Человек», упр. 1, 2, 6, 7, 10 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О чем мы сегодня с вами говорили? Какие части тела вы знаете? | |
Занятие 9. Тема «Игрушки» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Лошадка» | Разнообразные игрушки, листы с заданием, ватные шарики, счётные палочки |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Парад» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Каким может быть взгляд» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Почёсывание», «Обезьянки», «Индюк», «Хомяк». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Дид. игра «Футбол» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | отгадывание загадок по теме, решение логических задач, рабочий лист «Закрась лоскутки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Игрушки», упр. 3, 6, 9, 10, 12 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы сегодня с вами разговаривали? Скажите, из какого материала делают игрушки? | |
Занятие 10. Тема «Посуда» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Чайник» | Посуда из разных материалов, по 6 фишек красного, оранжевого и синего цвета на каждого ребенка, разрезная картинка «Чайник» на каждого ребенка. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Машина каша» | |
3. Самомассаж лица | Упр.»Моем лицо» (поглаживающие движения, зигзагообразные движения) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Настроение» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко» ,«Обезьянки», «Улыбка» - «Трубочка», «Качели». | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Подбери предмет», упр. «Помоги Незнайке», дид. игра «Собери картинку». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Посуда», упр. 3, 5, 6 , 13, 16, 18 | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы с вами сегодня говорили? Из каких материалов бывает сделана посуда? | |
Занятие 11. Тема «Продукты питания» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Покупаем продукты» | Нет |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Магазин» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Закрываю правый глаз…» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Упр. «Индюшка». Попеременное надувание правой и левой щёк. | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Горячий суп» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Поварята», упр. «Что может быть?», упр. «Что где продают?». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Продукты питания», упр. 3, 5, 7, 8,11 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы сегодня с вами разговаривали? Как называют людей, которые готовят пищу? Какие отделы продуктового магазина вы помните? | |
Занятие 12. Тема «Одежда» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Люба» | Массажные мячи на каждого ребёнка, мешок с одеждой, предметные картинки (платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ, дублёнка) |
2.Развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика с элементами массажа «Как Ёжик ходил в магазин» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам). | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Послушайте и покажите» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Упр. «Болтушка». Попеременное надувание правой и левой щёк. | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Музыкальный мешок», упр. «Летняя, осенняя, зимняя», игра «Что изменилось?», игра с мячом «Назови ласково». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Одежда», упр. 2, 4, 8, 9, 13,15 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Назовите предметы летней, осенней и зимней одежды. Для чего нужна людям одежда? Что нужно делать для того, чтобы она долго служила? | |
Занятие 13. Тема «Обувь» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Туфельки» | Предметные картинки (резиновые сапоги, тапки, валенки, босоножки, шлёпки, туфли, кроссовки) |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Обувной магазин» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Ножки» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается-закрывается», «Улыбка» - «Трубочка», «Лошадка», «Почистим нижние зубки». | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Закончи предложение», игра «Семейка слов», упр. «Чего не хватает?», упр. «Нарисуй-ка». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Обувь», упр. 5, 8-12 | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | Скажите, о чём мы говорили сегодня на занятии? Назовите обувь. Как называют человека, ремонтирующего обувь | |
Занятие 14. Тема «Головные уборы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Сколько шапок разных-разных…» | Карточки шапки и шарфы по 6 шт., рабочие листы «Помоги Снегурочке» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Шапочка» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения, поглаживание | |
4.Развитие артикуляционной моторики | Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление верхней губы от зубов и дёсен. Упр. «Качели». Одновременное надувание – втягивание обеих щёк. | |
5.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Шапочки и шарфики», рабочий лист «Помоги Снегурочке», упр. «Выполни инструкцию». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Головные уборы», упр. 1,2, 7, 8, 9, 13 | |
7. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы сегодня с вами разговаривали? Скажите, какие вы знаете головные уборы? | |
Занятие 15. Тема «Зима» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Снежинки» | Снежинки из бумаги на нитках, самодельные снежки, рабочие листы «Где снегирь?» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Пирог» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Настроение» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Обезьянки», Вибрация губ (фырканье лошади), «Лопатка» - «Иголочка» (5 раз). | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «На полянку, на лужок тихо падает снежок» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Рабочий лист «Где снегирь?», игра «Попади в цель». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Головные уборы», упр. 2- 4, 11-16. | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О чем мы сегодня с вами говорили? Какое время года предшествует зиме? Какие признаки зимы вы знаете? Какие слова-родственники у слова «снег»? | |
Занятие 16. Тема «Зимующие птицы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Снегири» | Разрезные картинки с изображениями вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла, голубя; снежинки на нитках (6 шт.); изображения семечек, крошек, сала, насекомых, рябины, огрызка яблока (по 2 шт.) |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Птички» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Воробей» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», вращательные движения губами, «Лошадка», «Грибок» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «На полянку, на лужок тихо падает снежок» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Накорми птиц», упр. «Угадай по описанию», игра «Вороны». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Зимующие птицы», упр. 6, 8, 9, 11 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц. | |
Занятие 17. Тема «Дикие животные» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Ёжик» | Предметные картинки «дикие животные», мяч, рабочие листы «Хищники и травоядные» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Белочка» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Волк и мишка» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Обезьянки», «Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Бобры-ныряльщики» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Назови семью», упр. «Детёныши животных», загадки-обманки, рабочий лист «Хищники и травоядные». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Дикие животные», упр. 2, 3, 6, 9, 10 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | С кем мы сегодня с вами познакомились? А почему их так называют? Какими бывают дикие животные? | |
Занятие 18. Тема «Домашние животные» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Чудовищная загадка» | Ободки: корова, кот, собака, лошадь, овца, коза |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Бурёнка» | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Щенок» (поглаживающие движения, вибрационные движения, поглаживающие движения) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Щенок» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Обезьянки»,«Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Повторение скороговорки с разной интонацией | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Образуй новое слово», игра «Изобрази животное», упр. «Угадай, чей голос?». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Домашние животные», упр. 2, 3, 6-8, 12 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы сегодня с вами разговаривали? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина? | |
Занятие 19. Тема «Домашние и дикие животные» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Чудовищная загадка» | Рабочие листы с ребусами, рабочие листы с заданиями «Найди животное, «Что неправильно нарисовал художник» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Белочка» | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Щенок» (поглаживающие движения, вибрационные движения, поглаживающие движения) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Волк и мишка» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Обезьянки»,«Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Дыхательная гимнастика «Запахи деревни и леса» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Детки и родители», рабочий лист «Найди животное», «Что неправильно нарисовал художник», ребусы, упр. «Стихи-небылицы» | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы сегодня с вами разговаривали? Каких диких животных вы знаете? Каких домашних животных вы знаете? | |
Занятие 20. Тема «Домашние птицы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «На птичьем дворе» | Медаль на шею гусь, аудиозапись «Танец маленьких утят» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Чехарда» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Закрываю правый глаз…» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Заборчик», «Дудочка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Индюк» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Сердитый гусь» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Плохо или хорошо?», игра «Кто как голос подаёт». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Домашние птицы», упр. 1-6 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы сегодня с вами разговаривали? Какую пользу приносят домашние птицы? | |
Занятие 21. Тема «Перелётные птицы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Осень» | Мяч |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Аист» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Птички» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко открывается» - «Окошко закрывается», поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы), «Лошадка», «Грибок». | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Сердитый гусь» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Кто как голос подаёт», подвижная игра «Улетает, не улетает», игра «Прилетели птицы», упр. «Продолжи предложение, найди причину». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Перелётные птицы», упр. 1-3, 7-9 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы сегодня с вами разговаривали? Почему они так называются? Когда птицы улетают в тёплые края? А когда они вернутся? | |
Занятие 22. Тема «Весна» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Пришла весна» | Массажные мячики, тучи с ласточками на нитке. |
2.Развитие мелкой моторики | Су-джок-терапия «Сказка про ёжика» | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Идёт весна» (поглаживающие движения, постукивающие движения, пощипывание, поглаживающие движения) | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Закрываю правый глаз…» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Заборчик», «Парус», «Киска сердится», попеременное надувание правой и левой щёк. | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Перелётные птицы» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Дид. игра «Хлопни в ладоши», игра «Составь рассказ». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Весна», упр. 1-3, 7, 10, 12 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы сегодня с вами разговаривали? Без чего не может быть весны? | |
Занятие 23. Тема «Мебель» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Неряха» | Предметные картинки на тему «Мебель», мяч |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Стульчик» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам). | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Брови вверх я поднимаю…» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Заборчик», «Парус», «Киска сердится», попеременное надувание правой и левой щёк. | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Отгадывание загадок по теме, упр. «Сходство и отличие». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Мебель», упр. 1-7, 12 | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы сегодня с вами разговаривали? Какую мебель вы бы поставили в спальню (на кухню, в гостинную)? | |
Занятие 24. Тема «Транспорт» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Едем, едем на машине…» | Рисунок светофор, красный, желтый и зелёный кружок |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Машина» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Эмоции» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Маляр», «Конфетка», имитация жевания, «Расчесать» нижнюю губу, верхнюю губу | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Прокололась шина у машины» и «Накачаем колесо» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Угадай транспорт», дид. игра «Запрещается-разрешается», упр. «Подружи слова», игра малой подвижности «Светофор». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Транспорт», упр. 1, 4, 7, 8, 11 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | Как назвать одним словом автомобиль, самолёт, велосипед, поезд? Какие профессии людей связаны с транспортом? | |
Занятие 25. Тема «Профессии» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Кем быть?» | Предметные картинки на тему «Профессии», дидактическая игра «Профессии» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Кто-то» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения по общим правилам | |
4.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Обезьянки», втянуть верхнюю губу, а затем нижнюю, «Маляр», «Барабанщики» | |
5.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Отгадывание загадок по теме, произнесение скороговорок, дид. игра «Профессии», игра «Что было бы если бы?». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Профессии», упр. 2-5, 9 | |
7. Итог занятия и оценка работы детей | Почему для каждого человека важно выбрать профессию? Вспомните профессии, о которых мы говорили на занятии | |
Занятие 26. Тема «Инструменты» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Тюша Плюша толстячок» | Карточки с написанными профессиями, либо предметные картинки, образцы картинок, выложенных из счётных палочек, рабочие листы «Соедини по цифрам», счётные палочки. |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Инструменты» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Мама сыну говорит» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Заборчик», «Лопатка», «Почистим зубки», «Маляр» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Дудочка» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Кому что нужно?», упр. «Выложи картинку из счётных палочек», рабочие листы «Соедини по цифрам». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Инструменты», упр. 2, 3, 6, 8 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | ||
Занятие 27. Тема «Зоопарк» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Звериная зарядка» | Стулья, счётные палочки, образцы животных, выложенных из счётных палочек |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Три пингвина» | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Ручки растираем…» | |
4.Развитие мимических мышц | Психогимнастика «Обезьянка» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Бегемот», «Лошадка», «Слон», «Змейка», «Зайка», Обезьянка, «Индюк» | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Детёныши и их мамы», игра «Зоопарк», упр. «Собери картинку», отгадывание загадок по теме. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Зоопарк», упр. 1-3, 7, 9-12 | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | О чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нужны зоопарки? | |
Занятие 28. Тема «Рыбы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Рыбки» | Предметные картинки (кит, дельфин, медуза, морской конёк, морская звезда), рабочие листы «Ребусы» |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Рыбка» | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Ручки растираем…» | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Выполни команду» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: имитация жевания, «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Лопаточка» - «Чашечка», попеременное надувание щёк | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Ныряльщики» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Ловушка», игра «Родственные слова». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Рыбы», упр. 1-4, 8, 9, 11, 13 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы с вами сегодня говорили? Где рыбы обитают? Как называется вода рек и озёр? | |
Занятие 29. Тема «Цветы» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «На клумбе» | Шапочки-цветы, листы одуванчика, ватные шарики, картинка цветка, образцы картинок цветов из счётных палочек |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Мак» | |
3. Самомассаж лица | Упр. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения по общим правилам | |
4.Развитие дикции | Упр. «Цветочки» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Окошко», «Расчесать» нижнюю губу, а затем верхнюю, «Лопаточка», «Почистить зубы», покусывание языка, а затем расслабление | |
6.Развитие дыхания и голоса | Упр. «Подуй на одуванчик» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Садовник», выкладывание цветов из счётных палочек. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Цветы», упр. 1-5, 7, 10, 11 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | ||
Занятие 30. Тема «Лето» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Летний день» | Вата |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Дождик» | |
3. Самомассаж лица | По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Дети» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Жевание», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Маляр» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Игра «Одуванчик» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8. Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Летает, не летает», игра с мячом «Узнай по описанию». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Лето», упр. 1, 2, 5, 6, 7. | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О каком времени года мы говорили сегодня на занятии? Чем вам нравится это время года? | |
Занятие 31. Тема «Насекомые» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Кузнечики» | Цветочная поляна на картоне и пчёлка на ниточке (6 шт.), рабочие листы «Найди бабочек», весёлая музыка |
2.Развитие мелкой моторики | Упр. «Пчела» | |
3. Самомассаж лица | Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание. | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Выполни команду» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Улыбка» - «Трубочка», Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю, «Качели» (на зубах), «Конфета» | |
6.Развитие дыхания и голоса | Работа с дид пособием «Пчёлка на полянке» | |
7.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
8.Развитие лексико-грамматической стороны речи | Упр. «Назови одним словом», упр. «Четвёртый лишний», рабочий лист «Найди бабочек», игра «Гусеница». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Насекомые», упр. 1-4, 9, 11-14 | |
9. Итог занятия и оценка работы детей | О ком мы сегодня с вами говорили? Каких насекомых вы знаете? | |
Занятие 32. Тема «Школьные принадлежности» | ||
1.Развитие общей моторики | Упр. «Зарядка» | Буквы А, О, И, рабочие листы с наложенными друг на друга картинками, пятерки |
2.Развитие мелкой моторики | Игры с карандашом | |
3. Самомассаж лица | Упр. «Ручки растираем…» | |
4.Развитие мимических мышц | Упр. «Настроение» | |
5.Развитие артикуляционной моторики | Упр.: «Обезьянки», «Улыбка» - «Трубочка», «Наказать непослушный язык», «Месим тесто» | |
6.Активизация словаря по теме | Объявление темы, беседа. | |
7.Развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Не пропусти школьные принадлежности», игра «Что спряталось в портфеле?», составление рассказа о мальчике Ване. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Школьные принадлежности», упр. 1,2, 7-13 | |
8. Итог занятия и оценка работы детей | Молодцы. Чему учились на занятии? О чём говорили? Вы постарались за это вам 5 (раздать). За что в школе ставят оценку 5? | |
Используемая литература:
- Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е.Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
- Воробьева Т. А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I (II, III) периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I (II, III) периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками
Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра
В современной логопедии остро встает вопрос о недостатках связного высказывания детей с общим недоразвитием речи. Увеличение телевизио...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...
Советы родителям по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи....
Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"
Статья раскрывает ответы на вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...