Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений (ЭМП) и в развитии лексико-грамматического строя речи.
учебно-методический материал

Вехарева Надежда Федоровна

«Природа говорит на языке математики» Галилео Галилей

        Элементарные математические представления (ЭМП) – это не только счёт,  представления о числах и простейших геометрических фигурах, не только ум, гибкость мышления, логика, память, внимание, воображение, речь. ЭМП - это ещё и ориентировка в пространстве, во времени, графические умения и  навыки, ритм, знания о величине, форме и количестве. Всё перечисленное безусловно важно, но у всего есть начало, основа, фундамент. О чём речь? Давайте разбираться.

     Для успешного всестороннего развития ребёнка необходима здоровая центральная нервная система, а она стабилизируется за счёт различных сенсорных систем, недоразвитие которых влечёт за собой массу неприятностей, которые могут оставаться с человеком всю его жизнь....

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений (ЭМП) и в развитии лексико-грамматического строя речи

Слайд 2

ЭМП : счёт, представления о числах, простейших геометрических фигурах, не только ум, гибкость мышления, логика, память, внимание, воображение, речь. ЭМП : ориентировка в пространстве, во времени, графические умения и навыки, ритм, знания о величине, форме и количестве

Слайд 4

КАК ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Слайд 5

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 6

Игра…., когда дети не видят, что их чему-то учат, обучение становится более эффективным и результативным…

Слайд 7

НОЖКА- ЛАДОШКА

Слайд 8

«СТЕНОЧКА»

Слайд 9

«РИТМИЧНЫЕ ГЛАСНЫЕ» ААОУИААОУ ИААОУИААОУ ИААОУИААОУ ИААОУИААОУ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! 



Предварительный просмотр:

Автор: Вехарева Надежда Федоровна

Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений (ЭМП)

и в развитии лексико-грамматического строя речи

«Природа говорит на языке математики» Галилео Галилей

Элементарные математические представления (ЭМП) – это не только счёт,  представления о числах и простейших геометрических фигурах, не только ум, гибкость мышления, логика, память, внимание, воображение, речь. ЭМП - это ещё и ориентировка в пространстве, во времени, графические умения и  навыки, ритм, знания о величине, форме и количестве. Всё перечисленное безусловно важно, но у всего есть начало, основа, фундамент. О чём речь? Давайте разбираться.

Для успешного всестороннего развития ребёнка необходима здоровая центральная нервная система, а она стабилизируется за счёт различных сенсорных систем, недоразвитие которых влечёт за собой массу неприятностей, которые могут оставаться с человеком всю его жизнь.  

Пирамида Вильямса и Шелеберга – это пирамида всестороннего развития ребёнка. Она наглядно показывает, как всё обучение ребёнка зависит от нижних этажей пирамиды, особенно от фундамента, нервной системы.

Зная и понимая эти закономерности, уже по-другому оцениваешь поведение многих учащихся за партой и не только. Здесь речь идёт о дисфункции сенсорной интеграции, которая может затрагивать разные сенсорные системы и иметь различные степени выраженности:  гиперчувствительность и гипочувствительность. Например, тактильная дисфункция, в степени гипочувствительность: такие дети неряшливы, всё время пачкаются, но это не есть плохо, таким образом, они стараются добрать недостающего сенсорного опыта.

Вестибулярная дисфункция, гипочувствительность: ребёнок постоянно находится в движении, болтает ногами. Такие дети сильно бросаются в глаза, когда выполняют ритмическую гимнастику, они не попадают в ритм, не успевают запомнить и повторить движение, искажают его, кажутся заторможенными. Такие же особенности отмечаются и на занятиях: им необходимо несколько раз повторить задание, они ошибаются, отвечая на вопрос, и могут тут же исправится (скажут, только потом подумают).

У многих детей с речевыми трудностями, нарушениями чтения, письма и математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто это вызвано нарушениями взаимодействия между органами чувств. Так как же всё это связано с ЭМП?        

         Мозжечок. Располагается под затылочными долями полушарий головного мозга. В мозжечок поступает вся информация от органов чувств и моторной зоны мозга. Это вообще уникальная структура, т.к. в нём упаковано почти 80% наших нейронов. Мозжечок участвует в координации движений, регуляции мышечного тонуса, сохранения позы и равновесия тела. Соответственно, нам, как специалистам это особенно интересно.

Например, ориентировка в пространстве напрямую связана с вестибулярным аппаратом, всё это сенсорная система слуха и равновесия (это родственные сенсорные системы, располагаются во внутреннем ухе и информация поступает в мозжечок), она организуется визуальной (глазной), общей сенсорной системой, включая проприоцепцию (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве). Делаем вывод, что развивая ориентировку в пространстве, мы работаем над совершенствованием практически всех анализаторных систем.

Об этом хорошо и много написано в книге «Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребёнка. Диалоги невролога и логопеда.» Авторы: О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова

Ритмы. Ритм проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смене дня и ночи, чередовании времён года. Ритмы можно обнаружить и среди чисел, например, «Пифагоров квадрат» или «Евклидов ритм»- это созданные на основе алгоритма древнегреческого математика ритмы, которые равномерны, а доли (удары) между собой равноудалены. Учёный Годфрид Туссен в своей исследовательской работе пришёл к выводу, что в основе практически всей этнической музыки (африканской и европейской) лежит Евклидов алгоритм.

Таким образом, мы видим тесную взаимосвязь формирования ЭМП (в свете рассмотренных, конкретных базовых единиц: пространственная ориентировка и ритм) с успешным развитием ребёнка в целом, так как прорабатываются основы, необходимые для дальнейших более сложных шагов в обучении.

Игры и упражнения.

1.«Ножка-ладошка». Данная игра помогает развивать координацию, равновесие, зрительно-пространственную ориентировку, умение ориентироваться в схеме своего тела на уровне общей моторики.

3.«Стеночка». Прекрасный вариант сочетания темпо-ритмического упражнения с упражнением, тренирующим ребёнка ориентироваться в схеме собственного тела (левая нога, правая нога, левая рука, правая рука).

4.«Ритмичные гласные». Упражнение, которое тренирует глазодвигательные механизмы, память, внимание, темп, ритм, переключаемость и крупную моторику рук.

5.Квест-бродилка «Учимся,Играя!» - это увлекательное путешествие с интересными испытаниями, порталами и настоящим Бермудским треугольником! Она помогает в игровой форме формировать элементарные математические представления: пространственно – временные отношения: очерёдность и направление хода (по часовой или против часовой стрелки), пространственную и зрительно-моторную координацию (формируем умение передвигать фишку в заданном направлении в соответствие со счётом, таким образом,  учим контролю, что важно при чтении и письме, а также при подготовке к обучению этим необходимым навыкам).

Умная бродилка поможет выучить числа, объяснить чётность- нечётность, научиться решать простые примеры, совершенствовать и развивать устную и письменную речь. Так же, что не менее важно, игра способна развивать эмоциональный интеллект, актёрские способности, свободу самовыражения.

Данная игра – это непросто перемещение по числам, это сборник интерактивных мини-игр, объединённых в одну большую игру! Ступая на игровое поле, игрок начинает путь приключений и испытаний!

Игра универсальна, многофункциональна, она обладает гибкостью в использовании. Предлагаемые в умной бродилке базовые игровые идеи можно заменить своими. Также, все мини-игры можно преобразовать под конкретную тему, необходимую для отработки того или иного материала, например, развивать лексику и грамматику. Предположим, каждый раз ступая на зелёный кружок, нужно называть только существительные. Или, попадая на мордашку животного, придумать предложение с его названием или словосочетание и т.д. Игру можно усложнять или упрощать. Если у ребёнка наблюдаются трудности в зрительно-моторной координации, можно остановиться на простом прохождении умной бродилки без использования мини игр и лишь, убедившись, что ученик уверенно передвигает фишку в заданном направлении, хорошо считывает точки с кубика и преобразует их в числа, можно постепенно усложнять, добавлять различные задания, увеличивать количество кубиков.

Игра подходит для детей дошкольного, любого школьного возраста, прекрасный вариант для семейных игр, для игр на учебных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».

В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....

Игровые технологии в формировании элементарных математических знаний для детей с ОВЗ

Игровые технологии в формировании элементарных математических знаний для детей с ОВЗ...