Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.
статья на тему

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommun_igry.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

    Дошкольный период является особо значимым в становлении личности ребёнка: от несамостоятельных элементов взаимодействия с окружающими («комплекс оживления») до возникновения потребности в общении со сверстниками и взрослыми, от удовлетворения первичных биологических потребностей до умения подчинять свое поведение, принятым нормам и правилам социума.

     Старший дошкольный возраст является переходным к построению достаточно самостоятельных социальных взаимоотношений сначала в группе детского сада, а затем и в школе. Наличие у ребёнка полноценной мотивационной потребности в общении и усвоенные определенные стереотипы поведения со сверстниками и взрослыми, устойчивый познавательный интерес, позволяют будущему школьнику быстрее и легче адаптироваться в новом социуме.

     Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает приоритет социально-коммуникативного развитие детей и выделяет его как отдельную образовательную область. Таким образом, в соответствии с современными запросами общества, необходимо формировать у ребёнка дошкольного возраста базовые общекультурные ценности, развивать психические и физические качества личности, познавательные и коммуникативные компетенции.

      Коммуникативная компетентность как одна из характеристик личности дошкольника, «проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических,пантомимических) средств» [1]. [Дошкольное образование: Словарь терминов/ Сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.- М.: Айрис- Пресс, 2005]

    Формирование коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи осложнено не только отсутствием или недоразвитием речевых средств, но и низкой познавательной активностью и особенностями нервно-психического развития.      

    У воспитанников логопедических групп детского сада имеются специфические черты речевого поведения:

  • безынициативность, пассивность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • неспособность поддерживать диалог;
  • неумение воспринимать невербальные средства общения;
  • неспособность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;
  • наличие враждебного межличностного общения, проявляющегося в необоснованных конфликтах, драках, грубости по отношению друг другу;
  • повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования и коллектива.

       Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлено на развитие навыков конструктивного общения и позволяет решать специфические коррекционно- развивающие задачи.

 Контингент воспитанников логопедических групп в основном состоит из детей с общим недоразвитием речи II, III уровня, у которых нарушения лексико-грамматического строя имеют грубый, стойкий характер [Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева.]

Включение в образовательную деятельность учителя-логопеда коммуникативных игр позволяет:

  • повысить познавательную активность детей;
  • поддерживают положительный эмоциональный фон занятий;
  • позволяют разнообразить ежедневную коррекционную работу;
  • одновременно способствуют формированию доброжелательного отношения к окружающим, инициативности и выразительности общения.

Хотелось бы представить варианты, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, коммуникативных игр по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игр могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.

Коммуникативные игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет.

Игра: «Ласковое эхо»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: учить детей употреблять существительные с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:

                   Заблудились мы в лесу,

                   Закричали мы: «Ау!»

                   А нам эхо отвечает,

                   Познакомится желает.

Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно- ласкательный вариант его имени. Например, Ваня- Ванечка, Кристина- Кристиночка.

Игра: «Далёкое эхо»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: формировать позитивных отношение к окружающему миру.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

в именительном падеже.

Ход игры: логопед говорит слова «покрутились, поклонились, в эхо далёкое мы   превратились», дети выполняют движения, становятся в круг.

Логопед называет прилагательное, которое будут повторять все дети. Каждому  

ребёнку называет свое слово: например, добрый.

Варианты ответов детей:     папа, добрый папа

                                            мама, добрая мама

                                            люди, добрые люди

                                            слово, доброе слово.

Прилагательные: ласковый, весёлый, смелый, смешной и т.д.

Игра: «Кто ты?»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: упражнять детей в употреблении им. сущ. в различных падежах.

Ход игры: каждый ребёнок придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.). Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «ложка» и строго предупреждает:

            - Кто ошибается,

            - Тот попадается!

            - Кто засмеётся, тому плохо придется!

   Далее следует диалог, например,

             - Кто ты?

             - Ложка.

             - А что ты ел сегодня утром?

             - Ложку.

             - А на чем ты приехал в детский сад?

             - На ложке. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.  

 

Игра: «Собери чемодан»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход игры: дети садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Логопед говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

  • игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

    Игра: «Поварята»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход игры: дети садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Логопед говорит:

- Представьте себе, что мы с вами будем варить суп.  Давайте подумаем, какие продукты мы положим в суп. Первый «повар» называет продукт, который он положит в суп второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что взял второй «поварёнок» и добавляет свой продукт и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

  • игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них;
  • игру можно проводить, называя только овощи. Детям предлагается сварить овощной суп.

    Игра: «Я бросаю тебе мяч»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас прилагательных; закрепить навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Ход игры: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например, «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкую конфету».

Игра: «Вежливые слова»

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход игры: дети стоят в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Логопед просит назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Игра: «Необычный дождь» (авторская игра)

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать умение логически мыслить, фантазию, воображение.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: формировать навык самостоятельного составления сложных слов по аналогии.

Ход игры: логопед рассказывает детям, что в городе начался необычный дождь. Предлагаются слайды с изображением предметов, которые падают из тучи.

Дети составляют сложные слова (по аналогии снег+падать).

Варианты ответов детей: «конфетопад», «печеньепад», «легопад», «кубикопад»,  «котятопад»…

Игра: «Вежливый магазин»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительным в Им.п.

Ход игры: из детей выбираются продавец, остальные – покупатели. Выставляются картинки с изображением различных предметов по одному. Логопед вместе

«продавцом» говорят слова:

          К нам пришли вы в магазин
         Мы сейчас вас удивим!
         Все, что нужно есть у нас
        Выбор товаров просто класс!

Дети- покупатели говорят, добавляя нужное число:

- Здравствуйте, мне нужно пять карандашей, одна ручка.

- Доброе утро, мне нужны одна тетрадь, две книги.

Продавец вежливо отвечает:

- Вот, пожалуйста, пять карандашей, одна ручка.

- Возьмите, пожалуйста, одну тетрадь, две книги.

  • игра может проводится по заданной лексической теме: «игрушки», «посуда» «одежда», «мебель», «школьные принадлежности» и т.д.
  • усложнение: для детей подготовительного возраста добавляются прилагательные (красные ручки, белая чашка, тёплое платье, деревянный стул…)

Игра: «Назови звуки» (авторская игра)

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: формировать умение позитивно взаимодействовать в игровой деятельности,

           развивать воображение.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать глагольный словарный запас.

Ход игры: логопед предлагает по считалке выбрать водящего. Водящий ребёнок становится в круг и закрывает глаза, остальные берутся за руки и ходят по кругу, говорят слова:

         Мы по кругу ходим, песенку заводим:

        … (имя ребёнка) не зевай, звук скорее называй.

Дети называют звукоподражание: тик-так, ква-ква, ку-ку, тук-тук и т.д. Водящий должен назвать: часы тикают, лягушки квакают, кукушка кукует, молоток стучит и т.д.

  • игру можно проводить с опорой на выставленные картинки.
  • усложнение: дети самостоятельно придумывают звукоподражания, говорят тихо.

 Игра: «Что в сундучке?»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать внимания, умение анализировать полученную информацию.

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании слов различных частей речи в предложениях.

Ход игры: логопед ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Игра: «Бывает – не бывает»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать умение логически мыслить, фантазию, воображение

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас.

Ход игры: детям предлагается картинка, логопед придумывает фразу, которая является небылицей. Один ребёнок должен доказать, что так не бывает. Другой противоречит, доказывая, что такое может случиться.

  Варианты диалогов детей:

- Крокодил летает.

 - Крокодил не летает, у него не крыльев.

 - Нет летает, его везут в самолете.

-  Тучка упала на землю.

-  Тучка плывет по небу, она не может упасть.

-  Нет, тучка упала дождем.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Игра: «Подарки»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: создать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения  

и эмоциональной близости.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании сущ. с прилагательными, распространять предложение однородными прилагательными.

Ход игры: Дети, глядя в глаза друг друга, говорят какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку.

- Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок.

- Я подарю тебе синюю маленькую машинку.

- Я подарю тебе пушистую зеленоглазую кошку.

Повторять название подарка нельзя. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».    

По окончанию игры детям предлагается нарисовать подарок и подарить свой рисунок.

Игра: «Визитка»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: развивать умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятия

   Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: активизировать словарный запас; упражнять в согласовании слов различных частей речи в предложениях.

Ход игры: логопед предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т.д.). Логопед может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания.

 

Список литературы:

  1. Дошкольное образование: Словарь терминов/ Сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и д.р.- М.: Айрис- Пресс, 2005.
  2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие.- М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015
  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб: Издательство «Речь», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."

Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...

Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи

Закрепление навыков образования относительных прилагательных; закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в различных падежах; развитие мышления, зрительного и та...

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...