программа курса внеурочной деятельности "моя семья"
рабочая программа на тему
Для каждого человека семья — это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи — это корни, без которых человек не может существовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья»
Пояснительная записка
Современное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. Важным является создание условий для стимулирования у обучающихся интереса к получению знаний и умений, стремления участвовать в трудовой деятельности и общественной жизни. Важно использовать педагогический потенциал социального окружения, воспитательное пространство города, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья освоить общественно-исторический опыт посредством вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» подготовлена с учетом основных положений Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности. Реализация данной программы осуществляется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Приобщение к общественным ценностям начинается в семье через изучение культуры родного края, сохранение и развитие родного языка, возрождение обычаев и обрядов.
Для каждого человека семья — это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи — это корни, без которых человек не может существовать.
История страны, история родного края, история семьи — тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, поселков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю. Уважение к родителям, помощь бабушкам и дедушкам, забота о младших детях, словом, все, что включает в себя семейный долг, любовь, ответственность, семейные традиции, тепло семейного очага.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Принципы построения программы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность;
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи.
Цель курса: создание условий для развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской идентичности.
Задачи:
- Дать представление обучающимся об организации поисковой деятельности в процессе изучения своей семьи.
- Вовлекать школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций, развивая творческие способности, самостоятельность, инициативу.
- Содействовать сплочению семьи, укреплению связей между поколениями посредством организации поисковой деятельности.
- Формировать чувство уважительного отношения к членам семьи, гордости за семью.
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
Возраст обучающихся
13-14 лет (5-6 класс)
Программа «Моя семья» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности в форме клубной работы.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 ч в неделю. Количество часов аудиторных -27ч, вне аудиторных – 7ч.
Основные направления:
- сбор материала о своих родственниках, близких в чьих судьбах отразилась история страны;
- сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;
- исследование, изучение и использование материалов местных архивов,
музеев.
В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление:
- о семейном укладе и традициях семьи;
- о том, где его корни и кто его предки;
- о взаимоотношениях родителей и детей;
знать:
- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;
- историю создания своей семьи;
- памятные даты своих близких;
уметь:
-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;
-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;
Результатом работы учащихся станет составление генеалогического древа своей семьи, составление версий, подтверждающих историю своей фамилии.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, темы занятий | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
Раздел I Что в имени моем | ||
1. | Что означают наши имена. | 2 |
2. | История возникновения отчеств | 2 |
3. | Моя фамилия. | 2 |
Раздел II Моя родословная | ||
1. | Виды и степени родства | 3 |
2. | Родословная вглубь и вширь | 2 |
3. | География рода | 4 |
4. | Пишем историю семьи | 3 |
5. | Составляем семейный герб | 2 |
6. | Итоговое занятие | 2 |
Раздел III. Семейные традиции | ||
1. | Что такое традиция? | 2 |
2. | Мои семейные традиции и реликвии | 2 |
3. | Мир семейных увлечений | 2 |
4. | Праздничные традиции моей семьи. | 2 |
5. | Календарь памятных дат | 2 |
6. | Подведение итогов работы над проектом «Моя семья» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1. Вводное занятие
Понятие о родословной, поколении, предках, потомках.
ЧТО В МОЕМ (6 ч)
1. Что означают наши имена.
Как появились и откуда пришли имена. Имена в Древней Руси. Толкование наиболее распространённых имён. Что такое именины?
2. История возникновения отчеств
Как по батюшке. Появление отчества. Указание отчества на происхождение человека в Древней Руси.
3. Моя фамилия.
Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род
занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ (16 ч)
1. Виды и степени родства
Понятие родства. Определение близости родства. Родство по восходящей и нисходящей линии. Способ исчисления степеней. Духовное родство.
2. Родословная вглубь и вширь
Для чего мы составляем родословную. Кто в семье ее составляет. Из каких документов она состоит.
3. География рода
Значение знания географии своего рода для исследования родословной.
Роль систематизированного вопросника в изучении местности, где проживают родственники.
4. Пишем историю семьи
Правила ведения дневника семьи и оформления архива семьи. Основная
задача при написании истории семьи.
5. Составляем семейный герб
Герб как важная составляющая при изучении и воссоздания родословной.
История создания родословных гербов. Значение фигур на гербе. Правила
составления семейного герба.
6. Итоговое занятие
Составление родословной.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ (11 ч)
1. Что такое традиция?
Семейные традиции. Составление коллажа о самой любимой семейной традиции.
2. Мои семейные традиции и реликвии
Понятие «реликвия». Какие вещи, предметы могут считаться семейными реликвиями.
3. Мир семейных увлечений
Семейные увлечения. Изготовление фоторамки для семейной фотографии.
4. Праздничные традиции моей семьи
Необычные традиции встречи Нового года в разных странах. Создание коллажа на тему «Наш любимый праздник».
5. Календарь памятных дат
Составление календаря памятных дат семьи.
6. Подведение итогов работы над проектом «Моя семья»
Защита проектов.
Список литературы
1. Бестужев-Лада, И. В. История твоих родителей: Разговор с
молодым поколением / И. В. Бестужев-Лада. – М., 1998.
2. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников : метод. пособие для школьных администраторов, учителей,
классных руководителей, педагогов дополнительного образования / А. Н.
Вырщиков, М. Б. Кумарцев, А. П. Пашкович. – М. : Глобус, 2007. – 330 с.
3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи:
проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2007. – №7.
4. Гумилев, Л. Н. От Руси к России /Л. Н. Гумилев. – М., 1992.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.
А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.
6. Ионов, И. О. Российская цивилизация / И. О. Ионов – М.,2000.
7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников / Т. А.
Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание
школьников. – 2005. – №1. – С. 14-17.
9. Мурзина, И. Я. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для
чтения / И. Я. Мурзина, Н. Г.Кряжева. – Екатеринбург : Изд-во «Сократ», 1998.
– 159 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
– 342 с.
11. Чернова, М. Изучение истории семьи / М.Чернова // История. –
Прил. к газете «Первое сентября». – 1999. – №5. – С.6-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "СемьЯ" 8 класс
Содержание программы предпалагает изучение вопросов этики, морали, экономики, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...