Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
рабочая программа по литературе (11 класс)
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.09.2021 г. приказ № 355. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./ | Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс)
«Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Базовый уровень, среднее общее образование, 11 класс, 26 часов
- Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями от 08.01.2021 г.)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Авторы-составители Г.С. Меркин, СА. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 год.
- Учебник, выходные данные учебника: Зинин С.А, Сахаров В.И. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 частях. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017 год.
Составитель: Лисицына Татьяна Николаевна., учитель русского языка и литература высшей квалификационной категории |
Пионерский, 2021 год
1. Планируемые результаты
1.1Личностные результаты:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Содержание | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа). | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Основные направления анализа прозаического текста Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре» Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор».Семинар. А.П. Чехов «Устрицы» Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр» Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить». Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица». Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город» | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Основные направления анализа поэтического текста Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец». Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…» Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий». Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь». Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна» Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество» | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Модуль «Школьный урок | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.) | 2 | День знаний | ||
2 | Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.) | 17 | День солидарности в борьбе с терроризмом День здоровья Поведение при ЧС дома и в школе Неделя безопасности дорожного движения День учителя. Всероссийский урок безопасности в интернете Профилактика ЗОЖ. День народного единства Международный день толерантности День матери День волонтера. День героев России и День неизвестного солдата. Новогодние традиции России. | ||
3 | Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.) | 7 | Поведение при ЧС дома и в школе Неделя безопасности дорожного движения Международный женский день. «Космос – это мы. Гагаринский урок». Казанцевские чтения. Уроки памяти. Бессмертный полк. Праздник Последнего звонка. |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по теме | Тема уроков | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста | |||||
1 | 1 | Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста | 2.09 | ||
2 | 2 | Сущность стилистического анализа художественного текста | 9.09 | ||
Основные направления анализа прозаического текста. | |||||
3 | 1 | Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения | 16.09 | ||
4 | 2 | Принцип организации рассказа А. Грина «Зеленая лампа» | 23.09 | ||
5 | 3 | Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти» | 30.09 | ||
6 | 4 | Пространство и время литературного произведения | 7.10 | ||
7 | 5 | Причинно-временные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN» | 14.10 | ||
8 | 6 | Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор» | 21.10 | ||
9 | 7 | Практикум А.П. Чехов «Устрицы» | 28.10 | ||
10 | 8 | Структурные мотивы художественного произведения. | 11.11 | ||
11 | 9 | Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон» | 18.11 | ||
12 | 10 | Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти» | 25.11 | ||
13 | 11 | Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас» | 2.12 | ||
14 | 12 | Субъектная организация литературного произведения. А.П.Чехов «Спать хочется» | 9.12 | ||
15 | 13 | Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти» | 16.12 | ||
16 | 14 | Практикум В.В. Набоков «Нежить» | 23.12 | ||
17 | 15 | Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы» | 13.01 | ||
18 | 16 | И. Бунин «Красавица» | 20.01 | ||
19 | 17 | Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город» | 27.01 | ||
Основные направления анализа поэтического текста | |||||
20 | 1 | Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец» | 3.02 | ||
21 | 2 | Особенности создания образа лирического героя., выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия-явление иной…» | 10.02 | ||
22 | 3 | Художественно-выразительные средства поэтической речи. Н. Заболоцкий «Прохожий» | 17.02 | ||
23 | 4 | Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». | 24.02 | ||
24 | 5 | Поэтическая фонетика. Н. Заболоцкий «Журавли», Б. Пастернак «Зимняя ночь» | 3.03 | ||
25 | 6 | Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Баратынский «Весна». | 10.03 | ||
26 | 7 | Стихосложение. В. Брюсов. А. Фет. И. Бродский | 17.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе на тему «Поэты и писатели Шаранского района Республики Башкортостан» для 7 класса по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе на тему «Поэты и писатели Шаранского района Республики Башкортостан» реализует духовно-нравственное направление внеурочной дея...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.Программа также может быть использована для расширения и углубления пр...