Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 213, с изменениями от 31.09.2021 г. приказ № 355. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Попова И.И./ | Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Цветкова Г.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс)
«Трудности русского языка», по предмету «Русский язык»
Базовый уровень, среднее общее образование, 11 класс, 35 часов
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями от 08.01.2021 г.)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола от 28 июня 2016 г. №2/16-з федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой (автор-составитель С.И. Львова), Мнемозина 2014.
- Русский язык. 11 класс. Львова С. И., В.В. Львов. Русский язык. 10 кл.: базовый и углублённый уровни. – М.: Мнемозина, 2019.
Составитель: Лисицына Татьяна Николаевна., учитель русского языка и литература высшей квалификационной категории |
Пионерский, 2021 год
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Содержание | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Введение. Языковые нормы. ( 1ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Орфоэпические нормы (1 ч.) Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | Лекция учителя, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Лексические нормы (2 ч.) Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Грамматические нормы (2 ч.) Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. | Лекция учителя, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Словообразовательные нормы (2 ч.) Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок. | Лекция учителя, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Морфологические нормы (4 ч.) Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Синтаксические нормы (6 ч.) Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Пунктуационные нормы (3 ч.) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Текст (4 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Функционально-смысловые типы речи. (2 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
Функциональные стили речи (4 ч.) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста.. | Лекция учителя, семинар, проекты-презентации, диагностические работы по системе Статград, тренинги дыхательной гимнастики, лингвистическая викторина, блиц-турнир, олимпиада, тестирование в формате ЕГЭ. | Факультативные занятия |
3. Тематическое планирование
№ | Тема/Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение. Литературный язык. Языковые нормы | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 |
3. | Лексические нормы | 2 |
4. | Грамматические нормы | 2 |
5. | Словообразовательные нормы | 2 |
6. | Морфологические нормы. | 4 |
7. | Синтаксические нормы и пунктуация | 6 |
8. | Орфографические нормы | 4 |
9. | Пунктуационные нормы | 3 |
10 | Текст | 4 |
11. | Функционально-смысловые типы речи | 2 |
12. | Функциональные стили речи | 4 |
Всего | 35 | |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема урока | Дата-план | Дата-факт | Примечание |
Введение Языковые нормы (1ч.) | |||||
1 | 1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 6.09 | ||
Орфоэпические нормы (1ч.) | |||||
2 | 1 | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 13.09 | ||
Лексические нормы (2ч.) | |||||
3 | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | 20.09 | ||
4 | 2 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 27.09 | ||
Грамматические нормы(2ч.) | |||||
5 | 1 | Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. | 4.10 | ||
6 | 2 | Грамматические ошибки и их предупреждение. | 11.10 | ||
Словообразовательные нормы (2ч.) | |||||
7 | 1 | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 18.10 | ||
8 | 2 | Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 25.10 | ||
Морфологические нормы(4ч.) | |||||
9 | 1 | Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 8.11 | ||
10 | 2 | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 15.11 | ||
11 | 3 | Служебные части речи. Междометия. Звукоподражательные слова. | 22.11 | ||
12 | 4 | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 29.11 | ||
Синтаксические нормы.(6ч.) | |||||
13 | 1 | Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 6.12 | ||
14 | 2 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простые и сложные предложения | 13.12 | ||
15 | 3 | Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. | 20.12 | ||
16 | 4 | Синтаксическая синонимия. | 27.12 | ||
17 | 5 | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 10.01 | ||
18 | 6 | Знаки препинания в осложненных предложениях. | 17.01 | ||
Орфографические нормы(4ч.) | |||||
19 | 1 | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня. Гласные и, ы после приставок. | 24.01 | ||
20 | 2 | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 31.01 | ||
21 | 3 | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); | 7.02 | ||
22 | 4 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 14.02 | ||
Пунктуационные нормы(3ч.) | |||||
23 | 1 | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; | 21.02 | ||
24 | 2 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 28.02 | ||
25 | 3 | Пунктуация в сложных предложениях. Сложное предложение с разными видами связи. | 14.03 | ||
Текст (4ч.) | |||||
26 | 1 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 21.03 | ||
27 | 2 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 4.04 | ||
28 | 3 | Средства связи предложений в тексте. | 11.04 | ||
29 | 4 | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 18.04 | ||
Функционально-смысловые типы речи.(2ч.) | |||||
30 | 1 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. Описание. Рассуждение. | 25.04 | ||
31 | 2 | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 16.05 | ||
Функциональные стили речи (4ч.) | |||||
32 | 1 | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный стиль речи. Его особенности. | 23.05 | ||
33 | 2 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | |||
34 | 3 | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Научный стиль, его особенности. | |||
35 | 4 | Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)
Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Практикум ЕГЭ по математике (профильный уровень)» Решение заданий базового и повышенного уровней сложности среднее общее образование
Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по математике (профильный уровень) и предлагается к реализации во втором полугодии 11 класса в объёме 48 часов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа Всезнайки" для детей младшего возраста Физика и английский язык.
Программа дополнительного образования «Школа Всезнайки» построена на интеграции физики и английского языка. Занятия способствуют развитию учащихся, повышению их интереса к познанию за...