Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
рабочая программа
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunogo_chitatelya_2_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
директор МАОУ «Ярковская СОШ» зам. директора по ВР на заседании ШМО протокол № ___
_________________ Л.А. Ершова ____________ В.А. Леханова руководитель ________ Л.А. Дёмина
«____»_____________2017 г. «____»_____________2017 г. «____»________________2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружок «Клуб юного читателя»
духовно-нравственной направленности
на 2017 – 2018 учебный год
Класс: 2 «г»,
Учитель: Садыкова З.Р.
Количество часов всего – 34; в неделю – 1
Рабочая программа составлена на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КЛУБ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ»
2 КЛАСС
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.
Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Актуальность
Занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» – это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей, обогащается нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
- формировать у детей интерес к книге;
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
- учить отвечать на вопросы по содержанию;
- учить пересказу;
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
- учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Курс способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Предусмотрены как теоретические – рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий – рисование, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Кружок необходим по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось.
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
Возраст учащихся: 8 – 9 лет.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Во втором классе учащиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей:
Е. Пермяк «Надежный человек», «Чужая калитка»;
Б. Житков «Рассказы о животных»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
В. Бианки «Сказки»;
К. Паустовский «Барсучий нос»;
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
Н. Носов «Огурцы»;
М. Горький «Воробьишко»;
М. Пришвин «Ребята и утята»;
С. Михалков и его творчество;
В. Осеева «На катке», «Синие листья»;
Л. Воронкова «Что сказала бы мама»;
А. Барто «Стихи»;
П. Цвирке «Соловушка»;
Рассказы и стихи о Родине;
С. Маршак и его творчество.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
4. МЕСТО КРУЖКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с образовательной программой во 2 классе на изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;
- подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
- соблюдать правила общения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
1) воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;
2) отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
3) пересказывать текст полностью, кратко;
4) составлять устный рассказ по иллюстрации;
5) формировать понятия о добре и зле, нравственности;
6) формировать потребность в систематическом чтении;
7) владеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;
8) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
9) соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
6. ЛИТЕРАТУРА
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).
- Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
- Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
- Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
- Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:Флинта - наука, 2001.
- Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы.
- Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Оборудование для мультимедийных демонстраций:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- телевизор;
- сканер;
- принтер.
- Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:school-collection.edu/ru)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КЛУБ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ»
2 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Метапредметные результаты | Дата |
Раздел 1. «Русский народный фольклор» (4 часа) | ||||
1 | Русская народная сказка «Баба-Яга и заморышек»» | Прослушивание сказки. Рассматривание книги. Вопросы по содержанию. | Личностные УУД: развивать способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; - уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством педагога; - высказывать своё отношение к прочитанному. Познавательные УУД: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - делать вывод в результате совместной работы группы и педагога. Регулятивные УУД: - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; - определять и формулировать цель деятельности совместно с педагогом; - самостоятельно организовывать своё рабочее место. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
2 | Русская народная сказка «Золотой конь» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование выбранного эпизода. | ||
3 | Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» | Прослушивание сказок. Рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя. | ||
4 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки | Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. | ||
Раздел 2. «О наших сверстниках» (7 часов) | ||||
5 | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка («Надежный человек», «Чужая калитка») | Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев, комментирование прочитанного. | Регулятивные УУД: - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; - учиться работать по плану, предложенному педагогом; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями книги. Личностные результаты: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - высказывать своё отношение к героям, к их поступкам. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - выполнять различные роли. | |
6 | Е. Пермяк «Пичугин мост» | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Составление рассказа о своём добром поступке. | ||
7 | Н. Носов «Огурцы» | Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит». | ||
8 | Рассказы В. Осеевой «На катке», «Синие листья» | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Прогнозировать содержание по иллюстрациям, слушать, отвечать на вопросы. | ||
9 | Рассказы В. Осеевой «Разделите так, как делили работу» | |||
10 | Л. Воронкова «Что сказала бы мама» | Участие в диалоге: умение слушать, высказывать свое мнение, доказывать его. | ||
11 | М.Пришвин «Ребята и утята» | Прогнозировать содержание по иллюстрациям, слушать, отвечать на вопросы. | ||
Раздел 3. «Люби живое» (8 часов) | ||||
12 | Рассказы Б. Житкова о животных («Как слон спас хозяина от тигра») | Умение разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга». Составление рассказа о своём лучшем друге. | Личностные УУД: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Познавательные УУД: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - преобразовывать информацию из одной формы в другие, пересказывать тексты кратко и подробно. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - учиться работать в группе, паре; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им; - выполнять различные роли. Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; - учиться работать по предложенному плану. | |
13 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | Слушание, беседа по содержанию, иллюстрирование. | ||
14 | К. Паустовский «Барсучий нос» | Слушание, иллюстрирование. Участие в диалоге: умение слушать, высказывать свое мнение, доказывать его. | ||
15 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | Слушание, анализ сказки. Рисование иллюстрации. | ||
16 | М. Горький «Воробьишко» | Слушание, анализ сказки. Рисование иллюстрации. | ||
17 | Е. Чарушин «Кошка Маруська» | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Составление рассказа о случае с вашей кошкой. | ||
18 | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал» | Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. Рисование медвежонка. | ||
19 | Е. Чарушин «Волчишко» | Слушание, чтение и рассматривание книги. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг» | ||
Раздел 4. «Творчество современных писателей» (4 часа) | ||||
20 | С. Михалков и его творчество | Слушание, чтение и заучивание стихов. Викторина. | Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться. Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя. Познавательные УУД: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Личностные УУД: - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | |
21 | С. Маршак и его творчество | Слушание, чтение и заучивание стихов. Викторина.
| ||
22 | Стихи А. Барто | Литературная викторина | ||
23 | Любимый дедушка Корней | Слушание стихов, сказки «Краденое солнце» в грамзаписи в исполнении автора. Викторина. | ||
Раздел 5. «Зарубежная литература» (4 часа) | ||||
24 | Эстонская сказка «Каждый свое получил» | Чтение сказки, беседа по вопросам. | Личностные УУД: развивать способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; - формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Познавательные УУД: - умение обобщать и классифицировать по признакам; - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога; - учиться различать народную и литературную сказки. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться. Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя. | |
25 | Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | Чтение сказки, беседа по вопросам. Рисование героев по выбору. | ||
26 | Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист» | Чтение, рассматривание и пересказ сказки по иллюстрациям. Рисование героев по выбору. | ||
27 | Сказки Братьев Гримм | Слушание, беседа по вопросам, иллюстрирование. | ||
Раздел 6. «Произведения о Родине» (7 часов) | ||||
28 | Стихи о Родине | Конкурс чтецов. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности совместно с педагогом; - учиться работать по плану, предложенному педагогом. Личностные УУД: - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Познавательные УУД: - формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - преобразовывать информацию из одной формы в другие, пересказывать тексты кратко и подробно. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; - учиться работать в группе, паре; - уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им; - выполнять различные роли. | |
29 | П. Цвирке «Соловушка» | Умение отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. | ||
30 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | Чтение, анализ прочитанного. Рассказ о своем родственнике-участнике ВОВ. | ||
31 | С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | Чтение, работа по содержанию. Подбор пословиц и поговорок о Родине. | ||
32 | С. Алексеев «Знаменитый дом» | Слушание. | ||
33 | Ю. Яковлев «Белые журавлики» | Слушание, беседа по вопросам. Оригами «Журавлик». | ||
34 | Литературная викторина «По страницам любимых книг» | Литературная викторина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1- 4 классовсоставлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...
Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".
Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» Общекультурное направление В 1 классе
. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» разработана для занятий с обуч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....