Рабочая программа по внеурочной деятельности "СемьЯ" 8 класс
методическая разработка (8 класс)

Бондарь Галина Павловна

Содержание программы предпалагает изучение вопросов этики, морали, экономики, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_semya.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образованияРостовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Протокол от «24»  августа 2020 г. №  1

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом  МБОУ «Лицей «Политэк»

г. Волгодонска

от 27.08.2020  № 112

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности«СемьЯ»

уровень основного общего образования

8 класса

Волгодонск

2020

ОДОБРЕНА:

методическим советом

Протокол от « 24 »   августа   2020   № 1

СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________ /Л.В. Плотникова/

 « 27 »   августа      2020

Рабочая программа внеурочной деятельности «СемьЯ»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, Методическими рекомендациями по подготовке и апробации элективных курсов, посвящённых основам семейного уклада и семейных традиций для обучающихся образовательных организаций и их родителей, (разработчик:общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»)

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей «Политэк» г. Волгодонска  (МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска).

Разработчик: Бондарь Г.П. учитель физической культуры и классный руководитель

МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Рекомендована методическим советом  МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 24.08.2020

Бондарь Г.П., 2020

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа курса «СемьЯ» разработана для учащихся 8 класса на основе следующих нормативно-правовых   документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373
  • Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова

Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

Задачи:  

  • способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия «семья», необходимости беречь ее;
  • способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;
  • способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи;
  • развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
  • раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;  
  • определить роль членов семьи;  
  • способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
  • добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;

-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства;

  • формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
  • способствовать формированию культурного поведения в семье;
  • познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и помочь овладеть ими;
  • побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составленияродословной своей семьи;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
  • снижение асоциального поведения среди подростков
  • формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни; - содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
  • способствовать формированию бережного отношения к семейным документам и семейным реликвиям
  • пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;

 - дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин;

  • прививать основные умения исследовательской работы;
  • научить приемам оформления генеалогической информации, приемам

исследования разных генеалогических источников;

- научить правилам оформления исследовательской работы

  • способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории.
  • развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;

- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к членам своей семьи;

  • научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Общая характеристика курса

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.  

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение курса «СемьЯ» в 8г классе отводится 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю. Программа реализуется во время внеурочной деятельности.

Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.

Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, графическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом.

Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

  • в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
  • в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
  • в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Формы подведения итогов реализации внеурочной деятельности: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки

 У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье, к ее истории, гордости за её достижения, за свою семью и предков.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • овладение навыкам составления герба семьи;  
  • овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
  • овладение приёмам общения с членами семьи;
  • формирование навыка поиска информации и надлежащим образом её оформлять;
  • формирование навыка работы в группах;
  • овладение приёмам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;
  • понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;  
  • понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться высказывать своё предположение.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- самостоятельно формулировать тему и цели урока.

          - оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план, таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.

- осуществлять анализ и синтез.

- устанавливать причинно-следственные связи.

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания.

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-задавать вопросы.

Предметные результаты:

           - знание истории своей семьи и своего рода в целом;  

           - знание основных понятий курса;

           - знание системы родства и свойства, термины русского родства;

           - знание происхождения имен и фамилий;

           - знание функций и виды семей;  

           - знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи;

           - знание навыков культурного поведения в семье;

           - значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства;

           - знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники.        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс (35 часов)

Введение в дисциплину (1 ч)

Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)

Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)

Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке.

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном   обществе (2 ч)

Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».  Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1 ч)

Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе.

Структура семьи, её социальные типы и модели (2 ч)

Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.

Демографическая ситуация в мире (2 ч)

Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.

Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации (1 ч)

Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи.

Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)

Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.  

Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)

Семейные отношения как объект права (1 ч) Изучение Семейного кодекса РФ.  

Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)

Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности родителей и детей (2 ч)

Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей.

Семейный бюджет (2 ч)

Разработка собственного бюджета семьи, анализ различных вариантов расходов и доходов семейного бюджета.  

Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в

воспитании детей (2 ч)

Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка.

Семья как среда общения и воспитания (1 ч)

Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. Типы воспитания детей родителями (1 ч)

Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.

Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)

Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитательного воздействия со стороны родителей.

Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)

Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных типов семьи

Альтернативные формы брака и семьи (1ч)

Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.

Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч)

Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.

Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)

Работа над созданием презентации о своей семье – её генеалогического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.

Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных странах мира.

Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (2 ч)

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»

Заключительные уроки. (2 ч)

Подведение итогов (2 ч)

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Введение в дисциплину . Выбор темы проектов

1

03.09

Понятие  брака, его социальная сущность,  функции и виды (2 ч)

2

Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера

1

10.09

3

Типы брака.Изучение новых понятий, обсуждение функций.

1

17.09

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)

4

Анализ объективных   мотивов расторжения брака

1

24.09

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе  

(2 ч)  

5

Изучение понятий «гендер», «гендерные роли»

1

01.10

6

Изучение понятий «гендерные отношения»

1

08.10

Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1ч)

7

Изучение понятия «семья».Социальные и индивидуальные функции семьи в современном обществе

1

15.10

Структура семьи, её социальные типы и модели (2 ч)

8

Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе.

1

22.10

9

Модели семьи. Анализ типов семьи как малой группы в западной и восточной культурах.

1

05.11

Демографическая ситуация в мире (2ч)

10

Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира

1

12.11

11

Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира. Обсуждение рефератов.

1

19.11

Социально-демографические особенности и тенденции развития         института семьи в Российской Федерации (1 ч)

12

Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем. Пути изменения кризисного  положения в институте семьи.

1

26.11

Подготовка к празднованию Дня матери (2 ч)

13

Подготовка рассказов о своих мамах.

Учим стихи и песни о мамах.

1

03.12

        Семейные         отношения как объект права (1 ч)

14

Изучение  Семейного кодекса РФ.  

1

10.12

Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)

15

Изучение процедуры заключения брака и изучение технологии ведения записи актов гражданского

состояния

1

17.12

Права         и         обязанности родителей и детей (2 ч)

16

        Изучение         правовых документов РФ

1

24.12

17

Обязанности родителей. Обязанности детей.

1

14.01

Семейный бюджет (1 ч)

18

Разработка собственного бюджета семьи. Доходы и расходы семейного бюджета.

1

21.01

Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей (2 ч)

19

Анализ роли детей в современных семьях. Ролевые установки матери, отца в процессе воспитания ребенка

1

28.01

20

Трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десятилетий

1

04.02

Семья         как         среда  общения и воспитания (1 ч)

21

Анализ методов воспитания детей. Выбор оптимального варианта метода воспитания детей, анализ причин  выбора.

1

11.02

Типы семей         снегативным воспитательным потенциалом (1 ч)

22

Типы семей. Анализ последствий  для детей ошибочных форм воспитательного воздействия со стороны родителей

1

18.02

Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)

23

Тактика семейного воспитания. Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных типов семьи.

1

25.02

Альтернативные формы брака и семьи (1 ч)

24

Поиск материалов в печати, в массовых журналах.

1

04.03

Тенденции, причины Развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч)

25

Брачно-семейные отношения. Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире

1

11.03

Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)

26

Презентация о семейных обязанностей своей семьи  – её генеалогического древа, рода занятий членов,

1

18.03

Значение         семейных ценностей в современном мире (2ч)  

27

Семейные ценности  в нашей стране.

1

01.04

28

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных, восточных странах мира.

1

08.04

Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (2 ч)

29

Подготовка к эссе. Сбор информации о своей семье, о своем роде в годы ВОВ          

1

15.04

30

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»

1

22.04

Подведение итогов (5 ч)

31

Заслушивание эссе

1

29.04

32

Анализ эссе

1

06.05

33

Защита партфолио

1

16.05

34

Защита проектов

1

20.05

35

Обсуждение проектов

1

27.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Наименование объектов и средств учебно- методического и материально-технического обеспечения

Количество

1.

          Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

«Семьеведение». Е.Ф.Купецковой,  Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова

1

2.

Печатные  и демонстрационные пособия

Карточки с заданиями   для 8 класса

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и  методических пособиях

3 .

 Технические средства обучения (ТСО)

  • Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/
  • Ноутбук
  • Колонки
  • Персональный компьютер с принтером

1

1

1

1

4.

Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка  - Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:  электронное приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные игры, презентации  

-Презентации, соответствующие содержанию предмета

 - Интернет и единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16

Пояснительная запискаИз  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...