Рабочая программа по внеурочной деятельности "СемьЯ" 8 класс
методическая разработка (8 класс)
Содержание программы предпалагает изучение вопросов этики, морали, экономики, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_semya.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образованияРостовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г. Волгодонска
(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска Протокол от «24» августа 2020 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска от 27.08.2020 № 112 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельности«СемьЯ» |
уровень основного общего образования |
8 класса |
Волгодонск
2020
|
Рабочая программа внеурочной деятельности «СемьЯ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Методическими рекомендациями по подготовке и апробации элективных курсов, посвящённых основам семейного уклада и семейных традиций для обучающихся образовательных организаций и их родителей, (разработчик:общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»)
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска (МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска).
Разработчик: Бондарь Г.П. учитель физической культуры и классный руководитель
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Рекомендована методическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 24.08.2020
Бондарь Г.П., 2020
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «СемьЯ» разработана для учащихся 8 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373
- Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
Задачи:
- способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия «семья», необходимости беречь ее;
- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;
- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи;
- развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;
- определить роль членов семьи;
- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства;
- формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
- способствовать формированию культурного поведения в семье;
- познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и помочь овладеть ими;
- побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составленияродословной своей семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
- снижение асоциального поведения среди подростков
- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни; - содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
- способствовать формированию бережного отношения к семейным документам и семейным реликвиям
- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
- дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин;
- прививать основные умения исследовательской работы;
- научить приемам оформления генеалогической информации, приемам
исследования разных генеалогических источников;
- научить правилам оформления исследовательской работы
- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории.
- развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к членам своей семьи;
- научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «СемьЯ» в 8г классе отводится 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю. Программа реализуется во время внеурочной деятельности.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, графическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
- в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
- в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
- в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации внеурочной деятельности: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье, к ее истории, гордости за её достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- овладение навыкам составления герба семьи;
- овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
- овладение приёмам общения с членами семьи;
- формирование навыка поиска информации и надлежащим образом её оформлять;
- формирование навыка работы в группах;
- овладение приёмам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;
- понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;
- понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий на уроке.
- учиться высказывать своё предположение.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план, таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.
- осуществлять анализ и синтез.
- устанавливать причинно-следственные связи.
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания.
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
- знание истории своей семьи и своего рода в целом;
- знание основных понятий курса;
- знание системы родства и свойства, термины русского родства;
- знание происхождения имен и фамилий;
- знание функций и виды семей;
- знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи;
- знание навыков культурного поведения в семье;
- значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства;
- знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс (35 часов)
Введение в дисциплину (1 ч)
Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)
Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)
Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе (2 ч)
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1 ч)
Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе.
Структура семьи, её социальные типы и модели (2 ч)
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.
Демографическая ситуация в мире (2 ч)
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации (1 ч)
Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи.
Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)
Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)
Семейные отношения как объект права (1 ч) Изучение Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)
Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности родителей и детей (2 ч)
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей.
Семейный бюджет (2 ч)
Разработка собственного бюджета семьи, анализ различных вариантов расходов и доходов семейного бюджета.
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка.
Семья как среда общения и воспитания (1 ч)
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. Типы воспитания детей родителями (1 ч)
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.
Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)
Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитательного воздействия со стороны родителей.
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных типов семьи
Альтернативные формы брака и семьи (1ч)
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч)
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)
Работа над созданием презентации о своей семье – её генеалогического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.
Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных странах мира.
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (2 ч)
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»
Заключительные уроки. (2 ч)
Подведение итогов (2 ч)
Тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение в дисциплину . Выбор темы проектов | 1 | 03.09 |
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч) | |||
2 | Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера | 1 | 10.09 |
3 | Типы брака.Изучение новых понятий, обсуждение функций. | 1 | 17.09 |
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч) | |||
4 | Анализ объективных мотивов расторжения брака | 1 | 24.09 |
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе (2 ч) | |||
5 | Изучение понятий «гендер», «гендерные роли» | 1 | 01.10 |
6 | Изучение понятий «гендерные отношения» | 1 | 08.10 |
Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1ч) | |||
7 | Изучение понятия «семья».Социальные и индивидуальные функции семьи в современном обществе | 1 | 15.10 |
Структура семьи, её социальные типы и модели (2 ч) | |||
8 | Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе. | 1 | 22.10 |
9 | Модели семьи. Анализ типов семьи как малой группы в западной и восточной культурах. | 1 | 05.11 |
Демографическая ситуация в мире (2ч) | |||
10 | Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира | 1 | 12.11 |
11 | Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира. Обсуждение рефератов. | 1 | 19.11 |
Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации (1 ч) | |||
12 | Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем. Пути изменения кризисного положения в институте семьи. | 1 | 26.11 |
Подготовка к празднованию Дня матери (2 ч) | |||
13 | Подготовка рассказов о своих мамах. Учим стихи и песни о мамах. | 1 | 03.12 |
Семейные отношения как объект права (1 ч) | |||
14 | Изучение Семейного кодекса РФ. | 1 | 10.12 |
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч) | |||
15 | Изучение процедуры заключения брака и изучение технологии ведения записи актов гражданского состояния | 1 | 17.12 |
Права и обязанности родителей и детей (2 ч) | |||
16 | Изучение правовых документов РФ | 1 | 24.12 |
17 | Обязанности родителей. Обязанности детей. | 1 | 14.01 |
Семейный бюджет (1 ч) | |||
18 | Разработка собственного бюджета семьи. Доходы и расходы семейного бюджета. | 1 | 21.01 |
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей (2 ч) | |||
19 | Анализ роли детей в современных семьях. Ролевые установки матери, отца в процессе воспитания ребенка | 1 | 28.01 |
20 | Трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десятилетий | 1 | 04.02 |
Семья как среда общения и воспитания (1 ч) | |||
21 | Анализ методов воспитания детей. Выбор оптимального варианта метода воспитания детей, анализ причин выбора. | 1 | 11.02 |
Типы семей снегативным воспитательным потенциалом (1 ч) | |||
22 | Типы семей. Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитательного воздействия со стороны родителей | 1 | 18.02 |
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч) | |||
23 | Тактика семейного воспитания. Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных типов семьи. | 1 | 25.02 |
Альтернативные формы брака и семьи (1 ч) | |||
24 | Поиск материалов в печати, в массовых журналах. | 1 | 04.03 |
Тенденции, причины Развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч) | |||
25 | Брачно-семейные отношения. Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире | 1 | 11.03 |
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч) | |||
26 | Презентация о семейных обязанностей своей семьи – её генеалогического древа, рода занятий членов, | 1 | 18.03 |
Значение семейных ценностей в современном мире (2ч) | |||
27 | Семейные ценности в нашей стране. | 1 | 01.04 |
28 | Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных, восточных странах мира. | 1 | 08.04 |
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (2 ч) | |||
29 | Подготовка к эссе. Сбор информации о своей семье, о своем роде в годы ВОВ | 1 | 15.04 |
30 | Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны» | 1 | 22.04 |
Подведение итогов (5 ч) | |||
31 | Заслушивание эссе | 1 | 29.04 |
32 | Анализ эссе | 1 | 06.05 |
33 | Защита партфолио | 1 | 16.05 |
34 | Защита проектов | 1 | 20.05 |
35 | Обсуждение проектов | 1 | 27.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ № п/п | Наименование объектов и средств учебно- методического и материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) «Семьеведение». Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова | 1 |
2. | Печатные и демонстрационные пособия Карточки с заданиями для 8 класса Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях | |
3 . | Технические средства обучения (ТСО)
| 1 1 1 1 |
4. | Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка - Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные игры, презентации -Презентации, соответствующие содержанию предмета - Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...