Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления «Семь вершин успеха»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Семь вершин успеха» (далее – Программа) по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Конституцией Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».
Основная цель Программы - социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Задачи Программы
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого обучающегося с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении обучающихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
Актуальность Программы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность Программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями обучающихся в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Планируемые результаты изучения Программы
Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция обучающегося, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека, освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Обучающиеся должны быть:
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
- самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
- способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
- умеющий обучаться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- с активной жизненной и гражданской позицией;
- уважающий историческое прошлое нашего народа.
Планируемые результаты развития и воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на критерии, определённые программой мониторинга школы-интерната.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания. На этом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов - обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На этом уровне ценности должны усваиваться обучающимися в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов - обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На этом уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации – формирование у обучающихся коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Требования к прохождению курса
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающий научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Формы и методы работы с обучающимися, предусмотренные Программой
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с обучающимися:
- личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, где педагоги и родители (законные представители) школы-интерната предъявляют единые требования к воспитанию обучающихся. Это отражается в совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной работе, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка, в личном примере взрослых.
Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часа для обучающихся 5 класса (один раз в неделю).
Содержание курса
Раздел 1. Малая Родина – жемчужина страны. 4 часа.
- Введение. Родной край – частица России. Родной край в истории страны. Символика родного края.
1.2. Родной край в годы Великой Отечественной войны. Иваново – город трудовой доблести. Город и область в годы войны.
1.3. Их именами названы улицы нашего города.
1.4. Любимый уголок родного края. Заочная экскурсия по Ивановской области. Достопримечательности нашего края. История развития края. Викторина.
Раздел 2. Я и мое окружение. 9 часов.
2.1. Хорошие поступки. Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
2.2. Вежливость и прилежность. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
2.3. С детства дружбой дорожи.
2.4. Виртуальная экскурсия в музей, правила поведения. Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности.
2.5. В дружбе народов – единство России. День народного единства. История возникновения и значение праздника. Смута. Польские интервенты. К. Минин и Д. Пожарский. И. Сусанин.
2.6. От улыбки станет всем светлей. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
2.7. Радуга эмоций. Посещение комнаты психологической разгрузки. Релаксационные упражнения.
2.8. Что такое счастье? Понятие счастья. Ассоциации со счастьем. Стихи, песни, притчи о счастье.
2.9. Тренинг «Ковер мира». (в комнате психологической разгрузки с привлечением педагога-психолога). Классный коллектив. Отношения. Уважение. Сплочение. Доверие. Дружба.
Раздел 3. Помощь – залог успеха. 4 часа.
3.1. Бережем книги. Интерес к чтению, стремление к опрятному отношению к вещам.
3.2. Помоги другу. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
3.3. О важности уважения старших. Почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
3.4. Что такое забота? Различение хороших и плохих поступков.
Раздел 4. Мы за здоровый образ жизни. 5 часов.
4.1. Здоровый образ жизни обучающегося. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие.
4.2. Здоровое питание – залог нашего здоровья. Ценности здоровья и долголетия. Здоровый образ жизни, гигиена питания, принципы безопасного и здорового питания. Ответственное отношение к своему здоровью.
4.3. «Вредные и полезные привычки». (с привлечением медперсонала школы). Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Полезные привычки. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие.
4.4. Опасное чувство Злость. Как его победить? (с привлечением педагога-психолога). Чувство гнева. Особенности проявления гнева. Методы борьбы с гневом.
4.5. Игромания. Я и компьютер. Проблема игромании в настоящее время.
Раздел 5. Безопасность в современном мире. 5 часов.
5.1. Мы против коррупции! Понятие коррупции. Проблема коррупции в современном мире.
5.2. Закон и порядок. Закон. Порядок. Мораль. Правонарушение. Наказание. Преступление. Конституция. Уголовная ответственность.
5.3. Чрезвычайные ситуации и безопасность человека. Понятие о чрезвычайной ситуации. Навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС. Ответственность за последствия своих поступков.
5.4. Терроризм и безопасность человека в современном мире. Защита в экстремальной ситуации. Способы защиты от террористов. Уверенное поведение в экстремальных ситуациях.
5.5. Безопасность на дорогах. Правила дорожного движения. Безопасный путь от дома до школы. Гражданская ответственность за поведение на дороге.
Раздел 6. Экология и я. 6 часов.
6.1. Красота явлений природы. Явления природы: снегопад, дождь, северное сияние, затмение луны и солнца. Листопад. Музыкальная терапия: прослушивание аудиозаписей – шелест листьев, шум морского прибоя, журчание ручья. Подвижные игры на свежем воздухе.
6.2. Экология и быт: оглянись вокруг. Проблемы загрязнения окружающей среды. Порядок. Чистота. Здоровье.
6.3, 6.4. Проект «Памятники природы г. Шуя». Чтение стихов о родной природе.
Рассматривание фотографий с изображением памятников природы города.
Экскурсии в городской парк «На Крутихе», в литературный сквер «Зеленое фойе», парк «Мельничный», в парк «Берендеевка». Рисунки на тему «Природа г. Шуя».
6.5. Общение в мире людей и природы. Понятие природы, сравнение дома-природы с обычным домом, основные компоненты природы, человек как ее часть. Взаимосвязь различных компонентов природы. Общение в мире животных. Красная книга. День Земли. Значение природы в жизни человека. Охрана окружающей среды. Влияние человека на жизнь на Земле. Правила экологически грамотного отношения к природе.
Мифы, легенды и сказки о природе, народные праздники;
6.6. Экология внутри нас. Язык мой – друг мой, язык мой - враг мой. Как может ранить слово. Могу ли я сохранить своё здоровье. Привычки полезные и вредные. Болезни человека – психологические и физические. Взаимосвязи в жизни человека.
Повторение. 1 час.
Итоговое занятие. Изготовление стенгазеты. Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Итого: 34 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Раздел. Тема |
Раздел 1. Малая Родина – жемчужина страны. 4 часа. | |||
1. | 03.09 | Введение. Родной край – частица России. | |
2. | 10.09 | Родной край в годы Великой Отечественной войны. | |
3. | 17.09 | Их именами названы улицы нашего города. | |
4. | 24.09 | Любимый уголок родного края. | |
Раздел 2. Я и мое окружение. 9 часов. | |||
5. | 01.10 | Хорошие поступки. | |
6. | 08.10 | Вежливость и прилежность. | |
7. | 15.10 | С детства дружбой дорожи. | |
8. | 22.10 | Виртуальная экскурсия в музей, правила поведения. | |
9. | 12.11 | В дружбе народов – единство России. | |
10. | 19.11 | От улыбки станет всем светлей. | |
11. | 26.11 | Радуга эмоций. Посещение комнаты психологической разгрузки. | |
12. | 3.12 | Что такое счастье? | |
13. | 10.12 | Тренинг «Ковер мира». (в комнате психологической разгрузки с привлечением педагога-психолога). | |
Раздел 3. Помощь – залог успеха. 4 часа. | |||
14. | 17.12 | Бережем книги. | |
15. | 24.12 | Помоги другу. | |
16. | 14.01 | О важности уважения старших. | |
17. | 21.01 | Что такое забота? | |
Раздел 4. Мы за здоровый образ жизни. 5 часов. | |||
18. | 28.01 | Здоровый образ жизни обучающегося. | |
19. | 4.02 | Здоровое питание – залог нашего здоровья. | |
20. | 11.02 | Вредные и полезные привычки. (с привлечением медперсонала школы). | |
21. | 18.02 | Опасное чувство Злость. Как его победить? (с привлечением педагога-психолога). | |
22. | 25.02 | Игромания. Я и компьютер. | |
Раздел 5. Безопасность в современном мире. 5 часов. | |||
23. | 5.03 | Мы против коррупции! | |
24. | 11.03 | Закон и порядок. | |
25. | 18.03 | Чрезвычайные ситуации и безопасность человека. | |
26. | 25.03 | Терроризм и безопасность человека в современном мире. | |
27. | 8.04 | Безопасность на дорогах. | |
Раздел 6. Экология и я. 6 часов. | |||
28. | 15.04 | Красота явлений природы. | |
29. | 22.04 | Экология и быт: оглянись вокруг. | |
30. | 29.04 | Проект «Памятники природы г. Шуя». | |
31. | 6.05 | ||
32. | 13.05 | Общение в мире людей и природы. | |
33. | 20.05 | Экология внутри нас. | |
Повторение. 1 час. | |||
34. | 27.05 | Итоговое занятие. Изготовление стенгазеты. |
Методическое обеспечение
Занятия по Программе проводятся в групповой форме согласно режиму занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.
На занятиях обучающиеся получат первоначальные знания по духовно-нравственному воспитанию, которые помогут им общаться без конфликтов через практические упражнения, ролевые игры.
При проведении занятий в рамках данной Программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы, чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом, анализ смыслового содержания пословиц, поговорок, продолжение тематического рассказа, учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера, разыгрывание и анализ ситуации, тренинги, игры, ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные Программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по Программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания обучающегося.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, обучающиеся будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев, их поведение, классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему? Как?», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Подведение итогов реализации Программы проводится в конце каждого учебного года в форме специальных диагностик.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по Программе, поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической, детской литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор), мультимедийная техника.
Занятия проводятся в учебных кабинетах.
Кадровое обеспечение: классные руководители.
Используемая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2018.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2018. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2014-2017.- №1-9.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2018. 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2017. - 14- 36.
Электронные ресурсы
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.bestreferat.ru
- http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
- http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
- http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
- http://socio.rin.ru/
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа рассчитана на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
кружок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов
Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Футбол» для обучающихся 8 класса
По итогам освоения программы внеурочной деятельности «мини-футбол» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами....