Организация самостоятельной работы на уроке
статья на тему
Данная статья говорит о том, что необходимо сделать, чтобы воспитать успешную личность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система формирования культуры самостоятельной деятельности современного школьника | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Система формирования культуры самостоятельной
деятельности современного школьника
Абузарова М.С., учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№9 имени Баркова М.И.»
г. Братска
Необходимость модернизации образования в начале XXI века вызвана небывало быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Эта необходимость проявляется для каждого человека в изменении повседневной практики действий: то, что вчера давало результат, сегодня становится неэффективным. Таким образом, современный успешный, конкурентоспособный человек должен обладать устойчивым навыком перестройки системы целеполагания своего поведения. Этот навык приобретается в процессе получения образования. Поэтому содержание модернизации образования определяется изменением целей образования: не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему не только универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельной деятельности и личной ответственности. Все это составляет ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
В соответствии с этим пониманием произошло значительное обновление содержания образования. Основным требованием к содержанию образовательного процесса выступила необходимость обеспечения «условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию». При этом на первое место вышла проблема формирования и развития у обучающихся социальной компетентности, опирающейся на потребность в самообразовании и самореализации.
Практика показала, что гуманизация современной школы осуществляется в условиях все убыстряющихся темпов преобразований во всех сферах общественной жизни. Результатом этого стало появление общественной необходимости побуждения личности к постоянному саморазвитию. Быстрые темпы внедрения новых технологий, технических устройств, способов реализации общественных отношений требуют включения в саморазвитие, которое определяется не столько собственной потребностью человека в самореализации, сколько общественной необходимостью в социальных преобразованиях, большой массы людей. Поэтому для современной системы образования стала актуальной проблема выработки системы постепенного становления внутренней необходимости и потребности в саморазвитии как обязательного условия успешного обучения и воспитания школьника.
Важнейшим противоречием современной системы воспитания и образования является отсутствие в ней специальной деятельности по выработке у детей разного возраста потребности в развитии и саморазвитии в любом виде познания окружающего мира. Требуется отойти от принципа принудительного включения школьников в овладение образовательными стандартами. В методы организации их обучения необходимо включить идеи, связанные с развитием мотивационной сферы школьников. Следует разрешить противоречие между внешней необходимостью в самостоятельной деятельности школьников и внутренним побуждением к активной работе при изучении школьных предметов. Само социальное взаимодействие между педагогами и учащимися должно характеризоваться последовательной реализацией принципов выработки мотивации на самостоятельную учебную деятельность у каждого обучающегося, что позволит тем, кто осваивает требования современной культуры, осознать общественную потребность в образованном человеке.
В педагогике самостоятельная работа традиционно выступает в качестве ведущего принципа обучения. Еще К.Ушинским были обоснованы пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в соответствии с возрастными периодами. В дальнейшем учеными и педагогами-практиками была предложена система организации разнообразных практических работ, способствующих повышению качества обученности школьников за счет увеличения объема самостоятельных учебных действий. Сегодня понятие «самостоятельность» рассматривается гораздо шире, как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении человека ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. При этом под самостоятельностью часто подразумевается и ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Поэтому, говоря о развитии самостоятельности ребенка, невозможно ограничиться исключительно организацией самостоятельной учебной работы. Важен весь уклад школьной жизни, создающий условия для проявления учащимися самостоятельности и определяющий ее положительную направленность.
Под деятельностью, как правило, понимается активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и тем самым удовлетворяет свои потребности. Любая деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Во-первых, она является условием и средством психического развития человека, обеспечивая ему усвоение знаний об окружающем мире и тем самым развитие специфических способностей. Во-вторых, она является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений. Таким образом, результатом деятельности школьника является его собственное изменение, а содержанием - овладение способами действий в разнообразных сферах жизни. Поэтому важно наполнить деятельность современного школьника в разнообразных сферах его жизни (учебной, научно- исследовательской, культурно-досуговой, социальной, трудовой, спортивной и т.п.) педагогическим содержанием: пониманием того, каковы мотивы, побуждающие ребенка к деятельности, каковы цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена, каковы средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Необходимо учить школьников пониманию смысла каждого конкретного дела, его ценности, как для самого ребенка, так и для окружающих, учить моделированию результата деятельности, определению критериев его успешности и эффективности.
Ядро культуры, понимаемой как исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Известно, что культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально. Культурная же преемственность осуществляется специальной организацией системы воспитания и обучения. Таким образом, важнейшим элементом культуры самостоятельной деятельности школьника становится не только овладение алгоритмом повышения эффективности действия, но и понимание необходимости согласования интересов личности с интересами общества в самом широком их понимании. Фактически речь идет о формировании у детей практических навыков регулирования своих действий в понимании того, что ограничением свободы личности является свобода личности другого человека. При этом создаются условия для развития таких важных для успешной личности качеств как воля и терпение, формируются социальные чувства долга и ответственности.
Согласно научным представлениям потребность в самостоятельности присуща каждому ребенку. Он начинает ее проявлять с раннего детства, т.к. самой природой побуждается к изучению окружающего мира с целью успешной адаптации к его требованиям. При этом самостоятельность детей чаще всего определяется заданным самой природой стремлением к познанию окружающего мира, а не нормами и правилами, которые существуют в обществе с целью приемлемого для окружающих людей проявления самостоятельности. Следовательно, существует две формы самостоятельности. Первая дана человеку от рождения. Она проявляется в разнообразной активности, обеспечивающей его стихийное приспособление к природному и социальному миру. Второй вид самостоятельности характеризуется тем, что человек, опираясь на имеющиеся у него знания и навыки, проявляет активность в соответствии с имеющимися нормами и правилами, выработанными в истории человечества, усвоенными под воздействием различных субъектов воспитания и обучения. Весь процесс социализации ребенка направлен на овладение культурой самостоятельной деятельности. В раннем детстве эта культура выражается в умении самостоятельно обслуживать себя, выполнять простейшие операции с различными предметами, реализовывать нормы общения в семье, дошкольном учреждении, общественных местах. При этом родители являются основными субъектами, которые решают две воспитательные задачи. Во-первых, задают нормы и правила проявления самостоятельности. Во-вторых, пытаются научить ребенка управлять проявлением стихийной самостоятельности, которая может привести к созданию опасной ситуации, породить различного рода конфликты.
Процесс обучения в школе представляет собой разнообразное по форме и содержанию освоение культуры познавательной деятельности, направленной на изучение закономерностей окружающего мира с целью успешной адаптации к его требованиям. Поэтому каждый педагог стремится к тому, чтобы ребенок в максимальной степени использовал собственную активность в изучении всех школьных предметов. Однако на практике часто наблюдается следующее противоречие. Значительная часть учащихся проявляет самостоятельность только в тех предметах, которые даются им сравнительно легко. Там, где встречаются трудности, степень самостоятельности детей часто существенно снижается. Педагогу приходится прилагать особые усилия, чтобы побудить ученика проявить необходимую активность в учебной работе. Поэтому важнейшей проблемой школьного образования являемся разработка таких педагогических технологии, которые бы способствовали проявлению постоянной высокой самостоятельности при изучении всех школьных предметов. Решить эту задачу можно тогда, когда у ребенка проявится особый вид активности, связанный с желанием овладеть теми нормами и правилами, которые обеспечивают успех в изучении каждого школьного предмета.
Литература:
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Дидора М.И. Формирование самостоятельности Школьников в процессе обучения. Киев, 1982.
- Цукерман Г.А. О детской самостоятельности. Вопросы психологии. 1990. №6. С.37-44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников
Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной...
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....
методические разработки по организации самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа о самостоятельной деятельности учащихся...
Организация самостоятельной работы на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Аттестационная работа...
Организация самостоятельных работ на уроках математики при изучении тем «Показательная функция» и «Логарифмическая функция».
Одним из путей развития творческой активности и активизации познавательной деятельности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельны...
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....