Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.pdf | 126.5 КБ |
statya.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Учитель Кириллова И. В.
Эффективной формой выявления знаний и навыков является самостоятельная работа, самостоятельное выполнение учащимися устных и письменных упражнений. Во время самостоятельной работы у учителя появляется возможность одновременно проверить знания и навыки всех учащихся и оценить их; активизируется их деятельность в процессе проверки, так как задания выполняются всеми; обеспечивается целенаправленность в работе, так как упражнения сопровождаются четко определенными заданиями.
Кроме этого, самостоятельная работа служит и эффективным средством закрепления, так как в процессе ее выполнения учащиеся самостоятельно решают различные по характеру и степени трудности задания, то есть закрепляется и совершенствуется изученное.
Самостоятельная работа как одна из наиболее эффективных форм работы имеет место и в начале урока, и в ходе урока, и в конце его.
В начале урока эффективно проводить тестовые работы, рассчитанные на 5-10 минут. Такие работы способствуют выявлению степени усвояемости изученного ранее материала.
Так, при изучении темы «Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми» в самом начале урока целесообразно дать детям тесты с целью проверки знаний и умений учащихся по изученной ранее теме. В них ученикам предлагается вспомнить определение причастия и восполнить недостающее в определении; зачеркнуть лишнее; сделать правильный выбор и разграничить причастия и прилагательные. И, убедившись, что ребята легко ориентируются в нахождении причастий, можно приступить к изучению причастного оборота.
Тесты аналогичного типа можно применять и для закрепления материала, изученного на данном уроке. Например, на первом уроке, посвященном теме «Причастия», после объяснения материала предложить детям тест, который поможет учителю выявить, насколько хорошо усвоена ребятами эта тема на начальном этапе ее изучения.
Также в начале урока можно предложить ребятам работу по перфокартам. При изучении темы «Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных предлагается написать Н-НН в слова, предложенные учителем. Такая работа проводится с целью повторения правила написания Н-НН в суффиксах имен прилагательных.
Очень часто учащимся дается задание: составить дома карточку с пропусками орфограмм на изучаемую тему. В классе ребята меняются карточками и работают с ними, потом сдают работу на проверку.
Целесообразно использовать для самостоятельной работы групповые задания, а также применяя дифференцированный подход.
Для групповой работы можно предложить учащимся следующие задания. При изучении темы «Употреблении наречий в речи» класс делится на 10 групп ( по 2-3 человека в группе). Учащиеся читают текст, написанный на карточках, и им дается задание: найти наречия, определить их роль в тексте. 2-3 минуты учащиеся советуются, потом один из группы выразительно читает текст, определяет особенности текста (стиль, тип речи), , называет наречия и роль в их в тексте. Есть карточки с диалогами - их можно прочитать по ролям.
Используя дифференцированный подход к обучению, в конце урока при объяснении темы Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, можно предложить ребятам тексты- отрывок из произведения А.Грина «Алые паруса». Текст дается каждому учащемуся, причем слабым ученикам требуется объяснить подчеркнутые орфограммы, ученикам посильнее надо вставить и объяснить их. Это текст хорош еще тем, что в нем есть портретная характеристика Ассоль, а описанием внешности мы занимаемся все I полугодие в 7 классе. И дополнительно к тексту дается задание - выписать из текста причастия и причастные обороты с определяемым словом (причастия подобраны на изучаемую орфограмму).
При обобщении темы «Причастный и деепричастный оборот», опять же с целью дифференцированного подхода к обучению - задание трех уровней по группам. I группе дается уже готовый текст, без пропусков знаков препинания; задание - обозначить причастный и деепричастный обороты, объяснить графически их обособление. II группа получает задание - сконструировать предложения из заданных слов с использованием оборотов. А III группа составляет текст по опорным словам или по заданному началу. В тексте также необходимо использовать причастные и деепричастные обороты. Работа проводится с репродукции картины Айвазовского «Девятый вал».
С целью проверки усвоения темы можно в конце урока предложить учащимся работу тестового характера.
Работая над темой, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.
Умелая организация самостоятельной работы позволяет развивать у учащихся интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...
Организация самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...
Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...
Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка
Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....