методические разработки по организации самостоятельной работы на уроках биологии.
статья по естествознанию (10 класс) по теме

Чагина Любовь Юрьевна

Работа о самостоятельной деятельности учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методические разработки

по организации самостоятельной работы на уроках биологии.

Чагина Любовь Юрьевна  учитель биологии

…дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельностью,

а ее однообразием и односторонностью.                                                    

 К.Д.Ушинский.

Современное обучение предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Если у школьников не выработать привычку и навыки  самостоятельной работы на уроках, то познавательный процесс активно идти не будет. Одной из главных задач учителя - приучить детей трудиться самостоятельно и научить их пользоваться полученными знаниями.   Самостоятельные работы могут быть очень разнообразными :

  1. Работа с книгой: рисунок, график,  конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
  2. Упражнения: ответы на вопросы, отзывы наответы, тренировочные упражнения.
  3. Решение задач и практические, лабораторные работы.
  4. Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
  5. Доклады и рефераты.
  6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

То, что ученик заучивает по учебнику или пассивно слушает учителя – это не прочные знания. Хорошо усваиваются те знания, которые добыты собственным трудом. Самостоятельная работа приучает учащихся искать  ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, выделять главное,  давать объяснение  явлениям природы,  выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии  особенно важна и в той или иной степени должна применяться на каждом уроке. Самостоятельная работа исключает  праздное времяпрепровождение на уроке, заставляет работать мысль, глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса.

Самостоятельной работой называют любую организованную деятельность учащихся, которая направлена на выполнение поставленной  цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [7].

 Можно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:

  1. Подготовительная работа к самостоятельной деятельности учащихся – это копирующие действия (по образцу).
  2. Воспроизведение информации об объекте и его свойствах по памяти.
  3. Деятельность учащихся, требующая самостоятельных выводов;
  4. собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация..

Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель, должна соответствовать учебным возможностям ученика. Учитель должен обеспечить  управление  самим процессом работы. И  сочетание разнообразных видов  работ..

Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Чтобы самостоятельная работа имела успех – необходимо:

  1. предусматривать ее место в структуре урока;
  2. ее оптимальный объем  . а также сложности изучаемого материала;
  3. предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  4. определять форму заданий;
  5. подбирать соответствующий дидактический материал;
  6. предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Самостоятельная работа с литературой:

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например ,в 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”

1) группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?

2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.

После работы с текстом учебника проводится обмен информацией

Неотъемлемой частью учебника являются схемы и рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению основного содержания параграфа, дополняют текст.  Работа с иллюстрациями ьожет быть очень разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении.В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает  составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности  организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Учебником  можно пользоваться как руководством к  при выполнении лабораторных работ.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Лабораторные работы требуют тщательной  подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарные планы проведения уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок. Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании. Во время выполнения той или иной самостоятельной работы  учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.Организуя такую самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям.  Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека. Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что учитель сообщает  тему и задачи экскурсии, распределяет по группам задания для самостоятельной работы. Проводит беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера

К учебникам есть рабочие тетради на печатной основе, и одной из форм самостоятельной работы может быть работа с  рабочими тетрадями. учащиеся выполняют задания в тетрадях. Часть номеров учитель задает домой. При проверке этих заданий ставится “+”, если задание сделано верно, и “-”, если задание неверно. Если выполнение задания затруднено, ребята обсуждают его на уроке в форме беседы.

Любая самостоятельную работу в классе или дома, которую задает учитель, должна быть проверена и оценена.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002.
  4. Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987.
  5. Колесов Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Человек” – М.: Издательский дом “Дрофа”.
  6. Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001.
  7. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.:Просвещение, 1987.
  8. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998.
  9. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...