СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме

Смирнова Галина Александровна

 

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.

Цели урока.

1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по технологии педмастерской..

2.  Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление; способствовать развитию творческих способностей школьников; развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста. 

3.   Воспитание  внимательного  отношения  к  окружающему  миру;  сострадания  к  слабым,  уважения  к  другим  людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sostradanie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Усть-Илимск, школа № 11

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.

Тема.

            СОСТРАДАНИЕ. По  рассказам  Л.Андреева  «Кусака»  и  А.Платонова  «Юшка».

Цели.  

Обучающие: обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление; способствовать развитию творческих способностей школьников; развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста.  

Воспитательные:  воспитание  внимательного  отношения  к  окружающему  миру;  сострадания  к  слабым,  уважения  к  другим  людям.

Ход  мастерской.    

Включение  в  работу.  

Звучит  тихая  музыка.  Приветствие.  Объявление  темы  урока.    ----------    1 минута.

Индуктор.  На  доске  написано  слово   СОСТРАДАНИЕ.   Разделить  слово  на  части  (можно  на  слоги,  можно  на  другие  единицы:  приставка,  корень,  окончание  и  т.д.)

1. Значение  слова   СТРАДА   и  приставки   СО- ?         ---------------------       3  мин.

Подобрать  к  ним  однокоренные:  страдать,  страдание,  страдающий…

Слова  с  приставкой   СО:  соприкосновение,  соучастие,  сопереживание,  сотрудничество…

2. Дополнить,  написать  слова  и  смысловые  ассоциации,  возникающие  в  вашем  воображении  в  связи  с  этим  словом.  (Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.)  /Индивидуальная  и  групповая  работа/.

Работа  с  материалом.

.  Спросить,  над  какими  рассказами  работали  в  последнее  время  на  уроках  литературы.

О  чем  эти  рассказы?        ----------------------------------------------------------       4 мин.

 Работа  с  текстом.     Ученикам предлагается  взять  листок с текстом  (любой листок).

1. Оздоровительная  минутка. Сейчас вам предстоит работа с текстами, поэтому давайте уделим минутку здоровью наших глаз. Упражнение выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. С  закрытыми  глазами  вращаем  зрачками,  описывая  восьмерку,  в  одну  и  в  другую  сторону,  так 3-5 раз). Упражнение  укрепляет  мышцы  век,  способствует  улучшению  кровообращения  и  расслаблению мышц  глаз.                   ----------------------------------------------      1 мин.                                                                                                                                               2. Продолжаем учиться. /индивидуальная  работа/. Каждый должен прочитать про  себя  текст,  который  лежит  на  столе.

Какое  отношение  имеет  этот  текст  к  нашей  теме  урока? - /отрывок  из  рассказа…/      --------------------------------------------------------------------------       2-3 мин.

Звучит  вслух  текст  1  и  2.

Что  вы  почувствовали,  услышав    его?  (устный  ответ).        --------         3  мин.

3. /групповая  работа/  

Каждому  представить  себя  в  роли  Кусаки.

Рефлексия.

Записать  свои  ощущения. Поделиться  ими  в  группе.

Дополнить  свои  рассуждения  мыслями,  услышанными  у  товарищей.  ---    5 мин.

Звучит  текст  3,4  и  5.

Каждому  представить  себя  в  роли  Юшки.

Рефлексия.

 Записать  свои  ощущения.  Поделиться  ими  в  группе.  Дополнить  свои  рассуждения  мыслями,  услышанными  у  товарищей.   ------------------------     5  мин.

4. Социализация.

Кто  поделиться  ощущениями  для  всего  класса? /м.б., один  ученик,  выбранный  группой/.

б) Представить  себя  в  роли  обидчиков  собаки,  Юшки  /в  роли  прохожего, возможно,  по  вине  которого  Юшка  умер/.    -------------------------------------    5 мин.

Рефлексия.

Записать  свои  ощущения.  Поделиться  в  группе.  Дополнить  свои  рассуждения.

Публичное  выступление  одного  из  группы.

5. Кульминация.  Вопросы  ко  всем. 

  1. Какая  роль  вам  более  по  душе:  Кусаки,  Юшки  или  обидчиков?  Почему?
  2. Вопросы  из  учебника  литература  к  рассказам  «Кусака»  и  «Юшка»:

                                       /на  другой  стороне  листа  с  текстом/,

               ответы  сначала  обсудить  в  группе,  выбрать  одного  для  выступления.

 «Кусака» --  Какие  чувства  и  переживания  вызвал  у  вас  рассказ  «Кусака»?  

       --  Как  вы  понимаете  предложение -- «Всей  своей  собачьей  душой расцвела  Кусака»?

           --  Можно  ли  сказать  об  авторском  отношении  к  событиям?  -------- 5 мин.

6. Рефлексия.

    Напишите  /или  придумайте,  в  зависимости  от  времени/  в  двух-трех  предложениях  новую  концовку  рассказа  «Кусака».

Озвучить.

К рассказу  «Юшка» --  Прав  ли  был  Юшка,  говоря,  что  его  любит  народ?

                                   --  Как  вы  понимаете  слова  Юшки – «Вы,  должно  быть,  любите  меня!»

               «Он  меня  без  понятия  любит. – Сердце  в  людях  бывает  слепое».

Как  вы  понимаете  слова  автора: «Он  верил,  что  дети  его  любят,  что  он  нужен  им,  только  они  не  умеют  любить  человека  и  не  знают,  что  делать  для  любви,  и  поэтому  терзают  его»?

  --  Согласны  ли  вы  с  Юшкой  и  автором?

  --  На  чьей  стороне  автор,  и  почему  вы  так  решили?

  --  Что  можно  сказать  о  Юшке  по  4  и  5  тексту?  Слабый  это  или  сильный  человек ?

        Почему?

Вопросы  учителя:  --  Как  вы  понимаете  слово  СОСТРАДАНИЕ ?

                                   --  Бывали  ли  у  вас  случаи,  ситуации,  которые  вызывали  сострадание  к  

                --       животным,  к  людям ?

                --  У  кого  есть  домашние  животные?  

                --  Кто  принес  фото  или  рисунок  о  своем  питомце?  /повесить  на  доске/

                --  А  каково  ваше  отношение  к  бродячим  кошкам  и  собакам?  Вы  их  обижаете  или   жалеете?

               --  А  каково  ваше  отношение  к  старым  и  больным  людям,  может  быть,  на   внешность  и  не  совсем  симпатичным ?   -------------------------------------    5 мин.

Возможно, Д.З.

Рефлексия.  Используя  ваши  ответы,  выписанные  слова,  словосочетания,  содержание  прочитанных  рассказов,  напишите  небольшое  сочинение  на  тему  СОСТРАДАНИЕ.

Зачитать.  

Возможно,  на  следующем  уроке.

Приложение

Текст -1-

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,— ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

- Жучка! — позвал он ее именем, общим  всем собакам.

Текст -2-

Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?

С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собой в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай

Текст -3-

-        Вон Юшка идет! bон   Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями бросали в Юшку.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел тихо и не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Затем подбегали к нему, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди.

    Им было скучно, если Юшка не пугает их и не гонится за ними. Тогда бы они отбежали от него, и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали, убегая. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети делали ему слишком больно, он говорил:

- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..

Дети не понимали его.

Юшка верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Взрослые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У них бывало злое горе, обида или они были пьяными, тогда сердце их  наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку,  взрослый человек говорил ему:

—        Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

—        Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто  и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь  так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге.

Текст -4-

     В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал  голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились oт его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного  дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув и отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как  здоровый человек.

Текст -5-

  1. Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил  меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с  пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я  вырос-  ла,  я  уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето  не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил,  что работал у вас двадцать пять лет.

Половина   века прошло, состарились вместе,— сказал кузнец.

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...

Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению

Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...

Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе

Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...