СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме
УРОК-МАСТЕРСКАЯ в 8 классе. СЛОВЕСНОСТЬ: ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.
Цели урока.
1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по технологии педмастерской..
2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление; способствовать развитию творческих способностей школьников; развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста.
3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру; сострадания к слабым, уважения к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sostradanie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Усть-Илимск, школа № 11
УРОК-МАСТЕРСКАЯ в 8 классе. СЛОВЕСНОСТЬ: ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.
Тема.
СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка».
Цели.
Обучающие: обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление; способствовать развитию творческих способностей школьников; развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста.
Воспитательные: воспитание внимательного отношения к окружающему миру; сострадания к слабым, уважения к другим людям.
Ход мастерской.
Включение в работу.
Звучит тихая музыка. Приветствие. Объявление темы урока. ---------- 1 минута.
Индуктор. На доске написано слово СОСТРАДАНИЕ. Разделить слово на части (можно на слоги, можно на другие единицы: приставка, корень, окончание и т.д.)
1. Значение слова СТРАДА и приставки СО- ? --------------------- 3 мин.
Подобрать к ним однокоренные: страдать, страдание, страдающий…
Слова с приставкой СО: соприкосновение, соучастие, сопереживание, сотрудничество…
2. Дополнить, написать слова и смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении в связи с этим словом. (Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.) /Индивидуальная и групповая работа/.
Работа с материалом.
. Спросить, над какими рассказами работали в последнее время на уроках литературы.
О чем эти рассказы? ---------------------------------------------------------- 4 мин.
Работа с текстом. Ученикам предлагается взять листок с текстом (любой листок).
1. Оздоровительная минутка. Сейчас вам предстоит работа с текстами, поэтому давайте уделим минутку здоровью наших глаз. Упражнение выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. С закрытыми глазами вращаем зрачками, описывая восьмерку, в одну и в другую сторону, так 3-5 раз). Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. ---------------------------------------------- 1 мин. 2. Продолжаем учиться. /индивидуальная работа/. Каждый должен прочитать про себя текст, который лежит на столе.
Какое отношение имеет этот текст к нашей теме урока? - /отрывок из рассказа…/ -------------------------------------------------------------------------- 2-3 мин.
Звучит вслух текст 1 и 2.
Что вы почувствовали, услышав его? (устный ответ). -------- 3 мин.
3. /групповая работа/
Каждому представить себя в роли Кусаки.
Рефлексия.
Записать свои ощущения. Поделиться ими в группе.
Дополнить свои рассуждения мыслями, услышанными у товарищей. --- 5 мин.
Звучит текст 3,4 и 5.
Каждому представить себя в роли Юшки.
Рефлексия.
Записать свои ощущения. Поделиться ими в группе. Дополнить свои рассуждения мыслями, услышанными у товарищей. ------------------------ 5 мин.
4. Социализация.
Кто поделиться ощущениями для всего класса? /м.б., один ученик, выбранный группой/.
б) Представить себя в роли обидчиков собаки, Юшки /в роли прохожего, возможно, по вине которого Юшка умер/. ------------------------------------- 5 мин.
Рефлексия.
Записать свои ощущения. Поделиться в группе. Дополнить свои рассуждения.
Публичное выступление одного из группы.
5. Кульминация. Вопросы ко всем.
- Какая роль вам более по душе: Кусаки, Юшки или обидчиков? Почему?
- Вопросы из учебника литература к рассказам «Кусака» и «Юшка»:
/на другой стороне листа с текстом/,
ответы сначала обсудить в группе, выбрать одного для выступления.
«Кусака» -- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
-- Как вы понимаете предложение -- «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
-- Можно ли сказать об авторском отношении к событиям? -------- 5 мин.
6. Рефлексия.
Напишите /или придумайте, в зависимости от времени/ в двух-трех предложениях новую концовку рассказа «Кусака».
Озвучить.
К рассказу «Юшка» -- Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
-- Как вы понимаете слова Юшки – «Вы, должно быть, любите меня!»
«Он меня без понятия любит. – Сердце в людях бывает слепое».
Как вы понимаете слова автора: «Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?
-- Согласны ли вы с Юшкой и автором?
-- На чьей стороне автор, и почему вы так решили?
-- Что можно сказать о Юшке по 4 и 5 тексту? Слабый это или сильный человек ?
Почему?
Вопросы учителя: -- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ ?
-- Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к
-- животным, к людям ?
-- У кого есть домашние животные?
-- Кто принес фото или рисунок о своем питомце? /повесить на доске/
-- А каково ваше отношение к бродячим кошкам и собакам? Вы их обижаете или жалеете?
-- А каково ваше отношение к старым и больным людям, может быть, на внешность и не совсем симпатичным ? ------------------------------------- 5 мин.
Возможно, Д.З.
Рефлексия. Используя ваши ответы, выписанные слова, словосочетания, содержание прочитанных рассказов, напишите небольшое сочинение на тему СОСТРАДАНИЕ.
Зачитать.
Возможно, на следующем уроке.
Приложение
Текст -1-
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,— ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.
- Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам.
Текст -2-
Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?
С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собой в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай
Текст -3-
- Вон Юшка идет! bон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями бросали в Юшку.
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел тихо и не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Затем подбегали к нему, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди.
Им было скучно, если Юшка не пугает их и не гонится за ними. Тогда бы они отбежали от него, и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали, убегая. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.
Когда же дети делали ему слишком больно, он говорил:
- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..
Дети не понимали его.
Юшка верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
Взрослые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У них бывало злое горе, обида или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут?
Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!
От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге.
Текст -4-
В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились oт его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув и отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек.
Текст -5-
- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я вырос- ла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет.
Половина века прошло, состарились вместе,— сказал кузнец.
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"
Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...
Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению
Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...
Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе
Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека» (По рассказу А.Платонова «Юшка»)
Заключительный урок по рассказу Ф. Платонова "Юшка"...
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...