Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-razmyshlenie_po_teme_bez_dobroty_i_sostradaniya_net_cheloveka.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы (слайд 1) и цели урока (слайд 2).
«Сегодня у нас необычный урок: урок - праздник и одновременно урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. Андрей Платонов. (слайд 3) «В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой - то сильный дух, какая - то большая духовная мощь», - отмечают исследователи. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова. Мы проживем 30 минут с Юшкой, героем одноименного рассказа Андрея Платонова».
3. Начало, мотивирующее деятельность. Прежде чем приступить к анализу прочитанного вами дома рассказа «Юшка», послушайте стихотворение:
Однажды я видел картину,
И сердце сжалось в груди,
Старушка споткнулась, упала,
Никто не подал ей руки.
А все лишь только смеялись,
Мальчишки кричали: « Смотри,
Старуха в лужу упала,
И лицо у нее все в грязи!»
Старушка тихонечко встала
И, молча пальто отряхнув,
Она им лишь вслед улыбалась,
Пускай себе мимо идут.
Увидев эту картину,
Хочу я людям сказать:
«Сочувствуйте и любите,
И к вам придёт благодать». (Курендина Ольга)
У: - Какие чувства возникли у вас после прочтённого стихотворения?
(ответы учащихся)
У: - Поместите слово сочувствие в тетради так, как вам хочется; запишите его цветом, который, как вам кажется, больше всего подходит к этому слову.
Подберите к слову синонимы. Дети читают свои варианты, на (слайде 4) появляется информация:
Сострадание
Милосердие
Участие
Жалость
- А теперь заглянем в словарь:
«Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».
-Закончите предложения:
1. «В слове сострадание я слышу…»
2. «В слове сострадание я вижу, представляю…»
3. «В слове сострадание я чувствую…»
4. «Обладать состраданием - значит…
-Дома вы прочли рассказ А.П.Платонова «Юшка». Какие вопросы у вас возникли?
• Почему люди были жестоки к Юшке?
• Почему Юшка терпел и не возмущался?
• Для чего жил Юшка?..
-На эти и др. вопросы мы сегодня постараемся ответить.
4. Анализ произведения.
– Как зовут главного героя произведения?
(Зовут его Ефим, но люди называли его Юшка.)
– Найдите описание Юшки. Зачитайте. (стр. 137.)
– На что обращает внимание автор? (слайд 5)
(На глаза Юшки.)
– Почему особо выделяет глаза?
(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем..)
Охарактеризуйте Юшку одним определением.
Оформляется запись в тетради:
Слабый
Жалкий
Неказистый
Невзрачный
Тихий
Скромный
Незаметный
Кроткий (слайд 6)
«ветхий», т.е. такой, который должен вызывать сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом. А что же происходит на самом деле?
– Какие взаимоотношения были с односельчанами у Юшки? (слайд 7)
Учитель: Образ Юшки был бы неполным, если бы мы не рассмотрели, как к нему относятся окружающие.
1-я группа: как к Юшке относились взрослые?
2-я группа: как к Юшке относились дети?
3-я группа: как сам герой относился к взрослым и детям?
1-я группа (слайд 8):
1.Взрослые выплёскивали на него свою злобу, постоянно обижали Юшку. Когда у них бывало злое горе или обида, когда они были пьяными, тогда их сердца наполнялись лютой яростью. Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. В зле люди забывали на время своё горе.
2-я группа (слайд9):
2. Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком. И это было непривычным и удивительным для детей.
3-я группа (слайд10):
- А как Юшка относился к людям?
«Ничего не отвечал, не обижался на них»
«…Не закрывал своего лица»
«Вы, должно быть, любите меня?»
«Меня, Даша, народ любит! Он меня без понятия любит! Сердце в людях бывает слепое»
– Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)
– Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?
(Нельзя так относится к человеку.)
У:Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить. Он искренне считает, что дети тянутся к нему, потому что любят.
-Как это характеризует Юшку?
-Каким предстает Юшка в эпизодах истязания людьми?
Кроткий, безропотный, безответный, беззлобный, покорный.
– Бывали ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Когда он был на природе. (слайд 11)
- Как Юшка относился к природе? (с уважением, любовью, целовал цветы, ему становилось легко)
Итак , в сердце юшки живёт добро к людям, ко всему живому, к природе.
Юшка на протяжении своей жизни был добр ко всем: детям, взрослым.
Они же обижали его , оскорбляли, били.
А были ли случаи в его жизни, когда он мог противостоять нечеловеческому к себе отношению.
Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался? (слайд 12)
5. Словарная работа. (слайд 13) Осерчать – то же, что сердится. Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева. (запись в тетради)
-Что стало причиной того, что Юшка осерчал? (слайд 14)
-Что отвечает Юшка на слова «веселого прохожего»?
(«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…А по надобности все равны»).
-Как вы понимаете слова Юшки?
(Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее).
Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь. Что же получается?
- Зачем жил этот человек?
-Зачем мучился?
-Неужели он жил для того, чтобы безответно терпеть всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство?
-Неужели только в этом предназначение Юшки, предназначение Добра? Ведь у Юшки была какая-то тайна.
Учитель читает рассказ до конца.
Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.
Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает плоды. Юшка живет в докторше.
– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?
(Хотели искупить свою вину.)
– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? (слайд 15)
(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродивым, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)
6.Минута релаксации. (слайд 16)
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
7. Рефлексия. Слайд 17
-Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка?
-Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?
-А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.
Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?
Составить синквейн на тему «Юшка»: (слайд 18)
8.Итог урока:
Сегодня ребята мы много говорили о таких чувствах как милосердие, сочувствие, сострадание, о добре . На примере главного героя рассказа А.Платонова Юшки познакомились, как нужно относиться к природе, людям. Мы сказали, что сердце Юшки наполнено добром и любовью.
Каждому из вас раздаю небольшие сердечки, на них напишите, Что значит иметь настоящее сердце? Какое сердце вы бы хотели иметь? Или что в вашем сердце осталось от нашего урока.
Мне интересно мнение каждого из вас.
Я хочу, чтобы маленькие детские сердечки слились в одно большое сердце ,наполненное любовью и милосердием к людям.
Д.з: Творческая работа. (слайд 19)
Любовь к чему или к кому живёт в вашем сердце?
Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок.
Всем, большое спасибо!!! (слайд 20)
МКОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа»
по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
"Без доброты и сострадания нет человека..."
в 7 классе
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Мачехина Юлия Николаевна
Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого в 7 классе.
Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка» услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности, о проблемах великодушия, милосердия.
Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно- ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме ( синквейн) своё понимание нравственных понятий.
Тип урока: урок-размышление.
Идея:
Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.
Девиз:
Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.
Цели: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям; развивать навыки анализа текста.
Задачи:
-обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность;
-развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;
-воспитывать на примере литературного образа, суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Форма организации учебной деятельности:
-индивидуальная, -фронтальная, -в парах.
Методы и технологии, используемые на уроке:
-диалоговая технология;
-методика исследовательских заданий,
-личностно-ориентированнное обучение;
-технология развития критического мышления,
-элементы технологии проблемного обучения,
-ИКТ.
Приёмы деятельности учителя:
-эвристическая беседа,
-вызов к размышлению,
-работа со словом,
-использование презентации в качестве иллюстративного материала.
Основные виды деятельности учащихся:
-диалог, -анализ текста, -самостоятельная работа, -написание синквейна.
Оборудование урока:
-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина;
-презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»
Нравственная проблематика.(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко«Дети подземелья»)...
Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека» (По рассказу А.Платонова «Юшка»)
Заключительный урок по рассказу Ф. Платонова "Юшка"...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Урок самопознания в 5 классе "Доброта - солнце, согревающее сердце человека."
План открытого урока по самознанию в 5 классе "Доброта - солнце, согревающее сердце человека."...
Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")
На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова. На примере отношения главного героя рассказа "Юшка" к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....
Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...