Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цели урока:
- развитие навыков комментированного чтения;
- работа с понятием эпитет;
- обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека;
- научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте;
- развитие устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_teplyj_khleb_1.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока литературы
в условиях реализации ФГОС
К. Паустовский «Теплый хлеб».
Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке
5 класс
Учитель русского языка
и литературы
Сергеева Анна Юрьевна
Технологическая карта урока
Предмет литература
Класс 5
Автор УМК под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цели урока:
- развитие навыков комментированного чтения;
- работа с понятием эпитет;
- обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека;
- научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте;
- развитие устной и письменной речи.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Работа с текстом
- Беседа
- Работа в группах
- Рефлекция
- Информация о домашнем задании, выставление оценок.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Регламент |
I.Оргмомент Постановка целей | Слово учителя «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.» П. Бажов Именно такого человека прославлял в своем творчестве замечательный писатель К. Паустовский | Записывают тему в тетрадь | 2 мин. | |
II. Работа c текстом | А сейчас слово группе литературоведов, подготовившим рассказ о писателе. Проверка домашнего задания Предположите, почему именно этот рассказ взят для анализа. | Слово об авторе | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные: поиск информации | 5 мин |
III. Работа с текстом | Проверка знания текста в форме викторины, позволяющей проверить знание деталей и внимательность при чтении текста. Вопросы
| Ответы на вопросы викторины.
5. Метель и сильный мороз 6. Сто 7. От злобы 8. К Панкрату 9. Изобрести изобретение от стужи 10. Час с четвертью 11. Сорока 12. Продолбить лед на речке 13. Продолбили лед около мельницы 14. Позвала теплый ветер 15. Буханку свежего хлеба 16. Положил голову на плечо Фильке? | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний. | 5 мин |
IV. Подведение итогов викторины | Самопроверка по материалам на слайде 16-17 «5» 13-15 «4» 9-12 «3» 0-8 «2» | Самопроверка. Посчитай количество правильных ответов. | Регулятивные УУД: умение проводить самопроверку. | 3 мин |
V. Беседа |
| Отвечают на вопросы устно. | Коммуникативные УУД: высказывание мыслей, слушать собеседника, работать в коллективе | 5 мин |
VI. Словарная работа | Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка – дайте определение этим терминам. | Познавательные УУД: поиск и выделение информации | 5 мин | |
VII. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста | Найти в тексте эпитеты и записать их в тетради Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость. | Теплый хлеб, с румяной корочкой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.
Трещала как пулемет. | Логические УУД: анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей | 5 мин |
VIII. Работа в группах | Работа в группах. Задание для группы №1. Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Задание для группы №2. В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем её сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что от изображения живой природы? Задание для группы №3. Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ? | Работают по группам. Обсуждают все, выступает один. | Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | 10 мин |
IX. Итог групповой работы | Вы внимательно выслушали ответы каждой группы. Сделайте вывод из сказанного | Делают вывод о том, что черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении, которое совмещает черты народной и авторской сказки. Произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце- холодное сердце, от этого человек может даже умереть. | ||
X. Рефлексия. Подведение итогов урока. | - Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»?. Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам. | Формулируют свои варианты | Коммуникативные УУД: умение высказывать мысли, слушать собеседника Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, самоопределение | 3 мин |
XI. Домашнее задание | Задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...» Задача ребенка - постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский | 2 мин |
Общая часть | |||
Предмет | Литература | 5 класс | |
Тема | К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
| Познавательные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать. Регулятивные УУД: - умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; - умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1. Уважение стремления к знаниям, просвещению. 2. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. 3. Стремление к речевому самосовершенствованию | |
Решаемые учебные проблемы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение эвристической технологии на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)
Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü развить умение формулировать определение ...
Презентация по теме" АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
Данная презентация демонстрирует, как работают активные методы обучения на разных этапах урока для достижения образовательных результатов....
Мастер-класс по теме"«АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО».
Данный мастер-класс демонстрирует активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявляет достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на ур...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...
Активные методы обучения на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
В основу ФГОС ООО положен системно - деятельностный подход, который обеспечивает:. •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;•проектирование и конструирование социал...