Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Колотухина Елена Владимировна

Презентация и материал к уроку литературы по теме:

РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века).

По материалам видеоурока, проведённого Мухиной Анжелой Владимировной. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Сочинение по теме: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) 7 класс литература

Слайд 2

Сочинение-вопрос, на который необходимо дать ответ в работе, проиллюстрировав его примерами из произведений: Леонида Андреева «Кусака», В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», Андрея Платонова «Юшка».

Слайд 3

Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание; - одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.

Слайд 4

Сочинение-рассуждение РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Слайд 5

Сочинение-рассуждение Часть 1. Вступление. Тезис: Сочувствие и сострадание необходимо. ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.

Слайд 6

Часть 2. Основная часть. Доказательства ( ряд аргументов): Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

Слайд 7

Часть 2. Основная часть. Цитаты — это слова из какого-либо произведения, теста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

Слайд 8

Рассказ Л. Андреева «Кусака» Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих: Обида на людей, недоверие, озлобленность; Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни; Доброе отношение людей преобразило собаку; Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.

Слайд 9

Рассказ «Кусака» Чему же учит рассказ «Кусака»?

Слайд 10

Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Тема стихотворения? Попытка философского осмысления человеческой жизни. Задача автора - подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости .

Слайд 11

А. Платонов «Юшка» отношение детей к герою; жестокое и равнодушное отношение взрослых; насколько добр Юшка.

Слайд 12

Часть 3. Выводы. Возвращаемся к тезису. Вариант 1. Чему научили вас прочитанные произведения? Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие? Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

Слайд 13

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Но нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф.И. Тютчев.

Слайд 14

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б.Пастернак

Слайд 15

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)

Слайд 16

Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Андрей Платонов: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию»

Слайд 17

План: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют? К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства? 3. ВЫВОД. Что чувствует живое существо, лишенное любви, сострадания, поддержки?



Предварительный просмотр:

Урок: Подготовка к сочинению на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1. Введение

Заданная тема («Нужны ли в жизнь сочувствие и сострадание?») предполагает, что это будет сочинение-рассуждение, в котором вы должны ответить на поставленный в названии вопрос, опираясь на произведения, которые читали и анализировали на уроках литературы.

РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Как правило, композиция рассуждения строится по следующей  модели:

•Тезис

•Доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты)

•Вывод

Часть І. Тезис

ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.

Таким образом, в тезисе вы должны сформулировать основную мысль своего рассуждения, а значит ответить на вопрос: о чем вы будете писать. 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно прочитать тему рассуждения. Нам предлагается следующая тема: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Было бы неправильным ответить на вопрос односложно. Ведь ответ очевиден для всех — конечно, нужны. Тема сочинения заставляет задуматься о том, почему это вопрос задан? Поэтому во вступлении порассуждайте о жизни, часто ли в жизни встречается сочувствие и сострадание в  нашей жизни или, к сожалению, очень редко. Также во вступит. части  вы должны привести к тому, что во многих произведениях лит-ры поднимается эта проблема. Авторы заставляют нас вспомнить, что мир вокруг нуждается в нашей заботе и защите.

Часть ІІ. Основная часть. Аргументы

Итак, порассуждав о жизни, о дефиците сочувствия и сострадания, мы переходим к тому, что многие литературные произведения направлены на то, чтобы исправить ситуацию, заставить человека задуматься, напоминают ему, что мир вокруг нуждается в заботе и защите: этого ждут и люди, и животные, и растения — словом, все живое вокруг.

Основная часть вашего сочинения посвящена рассуждению на тему, в котором мы приводим аргументы. Сочинение мы пишем по литературе, поэтому и в рассуждении мы будем опираться на произведения, которые изучили. Давайте вспомним рассказы, стихотворения, которые могут служить убедительным аргументом того, что многие авторы в своем творчестве бьют тревогу, напоминая людям о человечности, доброте, сострадании, которые все реже встречаются в нашей жизни.

1. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

2. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

3. Рассказ А. Платонова «Юшка»

Вспоминая прочитанные произведения, вы должны определить их основную тему, идею, раскрыть их проблематику, подобрать цитатный материал, и не забыть, что в рассуждении должно присутствовать ваше отношение к прочитанному.  

Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

А) Рассказ Л. Андреева «Кусака»

Леонид Андреев так писал о своем произведении: «В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».  

Тема сострадания раскрывается в рассказе через описание собаки Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу.

Вспомним ключевые цитаты:

Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих: « От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она… Ребята бросали в неё камнями и палками».

Обида на людей, недоверие, озлобленность: «Собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её».

Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни: «Долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «и долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которое она не могла понять и на которое она не могла ответить».

Доброе отношение людей преобразило собаку: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».

Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки: «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рёется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Чему же учит рассказ «Кусака»? Прежде всего — относиться по-человечески к животным, понимать, что они, так же как люди,  способны чувствовать, любить, страдать. Только, в отличие от людей, они не обманут, не предадут. На вопрос: нужны  ли в жизни сочувствие  и  сострадание — Андреев  в рассказе буквально прокричал о том, что оно просто необходимо.

Б) Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

С рассказом Андреева перекликается стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая.

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».  

Анализируя стихотворение Маяковского, мы отмечали с вами, что это не просто стихотворение о лошади. Это попытка философского осмысления человеческой жизни. А упавшая и плачущая лошадь — это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади». Однако возникает вопрос:  почему автор прибегает к такому сравнению? Маяковский нарисовал нам сценку из жизни, описал реалистичную ситуацию, произошедшую в самом центре Москвы: упала лошадь, собралась толпа зевак. Его задача состояла в том, чтобы подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости.

В) А. Платонов «Юшка»

О жестокости людей к главному герою  писал в своем рассказе «Юшка» А. Платонов. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

-Давайте вспомним содержание и подберем цитаты, которые можем использовать в сочинении.

Начнём с отношения детей к герою.  Отношение детей к герою было жестоким: они бросали в него камни, комья земли, толкали, смеялись над ним: «Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и потому терзают его».

Жестокое и равнодушное  отношение  взрослых: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на дороге».

Следующая цитата подтверждает мысль, насколько добр Юшка: Юшка верит, что люди его любят:

«- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо

разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях

бывает слепое».

Последняя фраза героя стала приговором людям, которые забыли или не знали вовсе, что такое милосердие и сострадание.

Часть ІІІ. Вывод

В выводе сочинения мы возвращаемся к тезису, в котором подняли проблему недостатка  в мире сострадания и сочувствия. Написать вывод нам помогут следующие вопросы:

Чему научили вас прочитанные произведения?

Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?

Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

Если вы затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, вы можете сослаться на авторитеты, т. е. высказывания  известных людей.

Например:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

                                      Ф.И. Тютчев.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

                                      Б. Пастернак

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)

К своему сочинению вы можете подобрать эпиграф.

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста.

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Пример №1:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Спешите делать добро,

пока не стало поздно.

Гааз

Пример № 2:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф.И. Тютчев

Обратите внимание, как оформляется эпиграф: в правой стороне страницы, без кавычек. Автор высказывания пишется ниже, без скобок.

В сочинении по литературе обязательно используйте цитаты из произведений, которые вы приводите в качестве аргумента рассуждения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: заменять слова в цитате, менять их местами, изменять грамматическую форму (например, падеж и др.).

РАЗРЕШАЕТСЯ: сокращать цитату, заменяя пропущенные слова многоточием.

В сочинении цитата может оформляться несколькими способами:

Прямая речь:

А)  А. Платонов писал: «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...»

Б) «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» — писал А. Платонов.

Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками и начинается со строчной буквы.

Например:

А) Юшка говорил, что «сердце в людях бывает слепое». (по Платонову)

Б) Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». (по Маяковскому)

Вводные слова

Чтобы ваше сочинение стало искренним и в нем ощущалось ваше присутствие, используйте вводные слова.

Вводные слова — слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

Например:

Конечно, эта проблема волнует меня в первую очередь. (Конечно — вводное слово со значением уверенности)

Может быть, люди задумаются о своей душе, и тогда, я уверен, мир изменится к лучшему. (может быть — вводное слово со значением предположения и убеждения)

К сожалению, к Юшке все относились жестоко. (к сожалению — вводное слово со значением чувства говорящего).

По-моему, это самый трагический момент рассказа. (по-моему — вводное слово, сообщающее об источнике информации).

Обратите внимание: на письме вводные слова выделяются запятыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику  "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...

Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи в 8 классе  проводится  после изучения романа А.С. Пушкина « Капитанская дочка». В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют   материал, учатся работать над...

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»"

Цели:•обобщить  материал по произведению  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;• развивать навыки работы с текстом, умение обобщать и систематизировать материал;•учить ...

Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....

«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )

Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...