Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Галичкина Ирина Владимировна

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Галичкина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы, ОПК

МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского

муниципального района Саратовской области

Урок 12 «Милосердие и сострадание»

(ОПК в рамках курса ОРКСЭ)

Класс – 4

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока: смешанный

Цель образовательная: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».  

 Задачи:  

 Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитательная: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор – презентация темы в ИКТ режиме, карточки

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация знаний и введение в тему

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)

 - О чём мы беседовали на прошлом уроке?

– Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди.

 «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут»

- Как вы думаете, о ком здесь говорится?

 – Назовите слова-ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово «милостивый».

- О чём же мы будем говорить на уроке?

Запишем тему в тетрадь: «Милосердие»

Наша задача - познакомиться с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Поднимают карточку

О заповедях, данных Богом пророку Моисею на горе Синай.

О тех, кто милует, кто милостивый.

Доброта, сострадание милосердие, помощь, милостыня, милость, …

Слайды 1-2

Этап актуализации учебного действия

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. О сердце, которое открыто и беде и радости близкого человека. В толковом словаре значение этого слова даётся так: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Посмотрите внимательно фильм-притчу и приготовьтесь отвечать на вопросы.

  1. М/ф «Притча о добром самарянине»

Вопросы в течение  и после просмотра «Притчи о добром самарянине»:

 – Какие вопросы были заданы Христу?

 – Как ответил Христос? (притчей)

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Найдите на с.42 и запишите одну из главных заповедей, данную людям Христом (табличка крепится на доску).

Запишите и то, кто является человеку ближним.

Даже если человек виноват перед тобой, в трудную минуту, когда он в беде, надо забыть обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение благороднее, чем справедливое возмездие.

- Ребята, а легко ли прощать? Почему?

     А вот в истории человечества есть такие примеры, когда вопреки всему человек достигает необыкновенного величия духа и исполняет заповедь Христа. Мой рассказ о

     II.       Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была женой  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.

   4 февраля 1905 её супруг был убит террористом, который метнул в него ручную бомбу. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Она очень переживала утрату…

   Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

 - Найдите на с.44 учебника призыв Христа по отношению к врагам. Запишите в тетрадь (табличка крепится на доску).

- Как же нелегко любить тех, кто проявил себя, как твой враг! Сколько мужества надо, чтобы простить убийцу! Какого величия духа надо, чтобы любить того, кто разрушил твоё счастье, сломал жизнь!..

   Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, названную в честь библейских сестёр Марфы и Марии, женщин праведных, отзывчивых к страданиям, готовых помочь, хотя и противоположных по характеру. Вместе со своим братом Лазарем были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. По свидетельству Предания, Марфа и Мария были в числе жен-мироносиц у гроба Спасителя. 

    Сестры Марфо-Мариинской обители занимались благотворительной и медицинской работой. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. Елизавета Фёдоровна ночами ухаживала за тяжелобольными, молилась над умершими, а днём трудилась, как и сёстры, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей.

    Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали.

     Мученически погибла в июле 1918 года от рук большевиков – сброшена в шахту недалеко от Алапаевска.

 

- Можно ли научиться милосердию?

Великая матушка Елизавета учила: «Счастье состоит не в том, чтобы быть богатым и жить во дворце – всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты найдёшь его в жизни души и отдания себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой. И ты сам будешь счастлив».

Итак, составим схему (таблички крепятся на доску):  

Слайд3

Что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Кто мой ближний?

Единоплеменники прошли мимо, приезжий помог.

Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи.

«Люби ближнего, как самого себя»

Тот, кто нуждается в помощи

Нелегко! Сильно желание возмездия.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших»

Да, если будем совершать дела милосердия, от маленького дела к большому: ухаживать за больными, стариками, младшими, бескорыстно предлагать свою помощь

Этап включения в систему знаний. Самостоятельная работа под руководством учителя.

1. Работа с учебником. С.44 – Найдите и зачитайте, что такое милостыня. Какие слова Христа мы запишем в тетрадь? (табличка крепится на доску)

- Нарисуйте словесно милостыню.

- Какая из этих рук несёт добро?

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук.

Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». Он говорил так: «Непросто решить, какая из этих рук несет больше добра».

- Подумайте, почему?

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире… Ведь от этого твоя душа стала светлее»                                                                                                                        Святой Дорофей

На с.45 рассказывается о св. Ульяне, которая всю жизнь совершала дела милосердия. Давайте прочитаем и

Закончим предложения (устно)

Одно из дел милосердия – …

Милостыня – это встреча …

В конце XVI в. в Муроме жила …

Она помогала всей округе тем …

Ульяна стала просить себе …

На самом деле святая тайком …

Хлеб святая стала печь из …

2. - Прослушайте песню-притчу в исполнении Светланы Копыловой.

- Какой смысл жизни обрёл человек – герой истории?

Смысл жизни – помогать людям бескорыстно и ощущать радость и счастье. Творить добро, благо.

- Объясните значение слова «благотворительность»

«Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.

В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание честными людьми материальной помощи бедным из милости».

Игра «Тепло моего сердца».

  -  Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.

 - Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!

 - В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». Как вы понимаете смысл этого выражения?

Правильно, отдавай другим, да прибудет тебе!

«Всякому просящему у тебя – дай».

Одна протянута – дай, другая подаёт. Та, что даёт. ???

Тот, кто даёт, делает себя лучше, становится добрее, душа светлеет

Милостыня        

  двух рук

Иулиания        

шила одежду

всё больше еды

раздавала голодным

коры деревьев

В тот момент, когда он отдал свой кошелёк, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар.

Благо – добро, польза.

Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.

Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность  т. д.

Человек, который отдает, не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Со временем добрые дела возвращаются сторицей.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ну что ж, теперь мы можем объяснить с православной точки зрения взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам» (слайд «Мы узнали»)

Составить синквейн по теме урока:

 Милосердие

 Бескорыстный, добрый

 Помогает, спасает, утешает,

 Где тяжело, будь там

 Человечность

– Подумайте и скажите, что вы еще хотите узнать о милосердии? Может быть, кто ещё совершал дела милосердия? Только ли великие? А те, кто вокруг нас?

Вот вам один из вариантов домашнего задания: подготовить рассказ о делах милосердия.

Но прежде, чем мы запишем домашнее задание

Покажите карточку, оценив самостоятельно и свою работу на уроке и своё настроение.

Думаю, наш разговор состоялся. Вывод прост - надо быть милосердными, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Помощь незаметную, бескорыстную. Будьте внимательнее к людям! Радуйте других, радуйтесь сами! Пусть тепло вашего сердца добавит в наш мир доброты и отзывчивости.

Милосердие - незаметная бескорыстная помощь ближнему – тому, кто в ней нуждается

Показывают карточки – акцент на цвет карточек

Домашнее задание

На выбор:

1. Подготовить рассказ о делах милосердия.

 2. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари её одинокому человеку.

3. Найти в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой не говорили в классе.

Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч! Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4 класс

сформировать представление о необходимости добрых поступков в жизни каждого человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Почему люди ссорятсяТрансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-ВзрослыйТестСамостоятельная работа на определение позиции в общении...

Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ»

Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирова...

Методическая разработка "Проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ"

В работе представлен материал по разделу: проектная деятельность на уроках ОРКСЭ. Дается пример раздаточного материала к уроку по теме "Дружба"...

"Проблемы в преподавании модуля ОБК в рамках курса ОРКСЭ в 4 кл". (из опыта работы учителя)

Докалад был прочитан на региональной НПК "Современное состояние преподавания курса ОРКСЭ в общеобразовательных школах Сибирского ФО"...