Рабочая программа по Музыке 7 класс на 2012-2013 гг
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/о
Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса
на 2012-2013 учебный год
Рабочую программу составила:
________________________Федосеева Г.Ф.
подпись Расшифровка подписи
Учебная программа по предмету Искусство (Музыка) 7 класс(33ч.)
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2009;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-мето-дического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, мето-дические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; муз-го слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструмен-тальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии с учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произ-ведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и сов-ременной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в про-изведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Осо-бенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индиви-дуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведе-ний, музыкальные викторины.
Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)
№ | Разделы и темы урока | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» | 15 | ||
1. | Классика и современность | 1 | |
2. | В музыкальном театре. Опера. | 2 | |
3. | |||
4. | Опера «Князь Игорь» | 2 | |
5. | |||
6. | В музыкальном театре. Балет. | 2 | |
7. | |||
8. | Героическая тема в русской музыке. | 1 | 1 |
9. | В музыкальном театре. | 2 | |
10. | |||
11. | Опера «Кармен» | 2 | |
12. | |||
13. | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | 1 |
14. | Рок-опера «Иисус – Христос – суперзвезда». Вечные темы. | 1 | |
15. | Музыка к драматическому спектаклю | 1 | |
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 | ||
17. | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 2 | |
18. | |||
19. | Камерная инструментальная музыка | 2 | |
20. | |||
21. | Циклические формы инструментальной музыки | 2 | |
22. | 1 | ||
23. | Соната. | 2 | |
24. | |||
25. | Симфоническая музыка | 5 | |
26. | |||
27. | |||
28. | |||
29. | |||
30. | Симфоническая картина. | 3 | |
31. | |||
32. | 1 | ||
33. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и опер. | 2 | |
Итого: | 33 | 4 |
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 7 класс
Раздел 1.
« Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (15 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2.
« Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Поурочное планирование
Тема I полугодия:
«Особенности драматургии сценической музыки (15 часов)
Классика и современность (1 час)
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
В музыкальном театре. Опера. (2 часа)
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.
Опера «Князь Игорь».(2 часа)
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».(2 часа)
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.
Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.
Героическая тема в русской музыке. (1 час)
Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. (2 часа)
Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. (2 часа)
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. (1 час )
Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». (1 час)
Вечные темы. Главные связи. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Музыка к драматическому спектаклю. (1 часа)
«Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
Тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. (2 часа)
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.
Камерная инструментальная музыка. (2 часа)
Этюд. Транскрипция. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.
Циклические формы инструментальной музыки. (2 часа)
Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. (2 часа)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. (5 часов)
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.
Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
Инструментальный концерт. (3 часа)
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира.(2 часа)
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);
- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;
- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.
Учебно-тематический план по музыке для 7 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контро-ля |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» | 15 час. | ||
1. | Классика и современность | 1 ч. | |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 2 ч. | |
3. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны. | 2 ч. | |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | 2 ч. | |
5. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 ч. | Контр. тест за 1 ч. |
6. | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. | 2 ч. | |
7. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора. | 2 ч. | |
8. | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. | 1 ч. | |
9. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 1 ч. | |
10. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». | 1 ч. | Конт. тест за 2 ч. |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 час. | ||
1. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 ч. | |
2. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 2 ч. | |
3. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке. | 2 ч. | |
4. | Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | 2 ч. | Конт. тест за 3 ч. |
5. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. | 5 ч. | |
6. | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина. | 3 ч. | |
7. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 2 ч. | Контр. тест за 4 ч. |
За учебный год: | 33ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС.
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Материал урока |
1. | Классика и современность | Понятия «классика», «классика жан-ра», «стиль». Вечные темы классичес-кой музыки. Современность классичес-кой музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивиду-альный стиль автора». | Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ро-мео и Джульетта». Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. | Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматурги-ческого развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, разви-тие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лири-ческий, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликт-ное противостояние двух сил как осно-ва драматургического развития оперы. | Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». |
3. | Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | Песня Вани «как мать убили» из I действия. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. Хор «Славься» из эпилога оперы. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». |
4. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. | Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. | Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». |
5. | Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. | Сопоставление двух противоборствую-щих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная харак-теристика половцев. Женские образы оперы. | Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. «Половецкие пляски» из II действия. «Плач Ярославны» из IV действия оперы. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». |
6. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. | Определение балета. Составные номе-ра балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографи-ческие ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особеннос-ти современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореогра-фические размышления в трех действи-ях по мотивам «Слова о полку Игоре-ве». Сопоставление двух противобор-ствующих сил как основа драматур-гического развития балета. | Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. Вступление к первому действию. Хор «Стон русской земли» из I действия. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». |
7. | Балет «Ярослав-на». Плач Ярос-лавны. Молитва. | Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. | «Плач Ярославны». «Молитва». Б.Окуджава «Молитва». Крылатов Е. «Будь со мной». Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». |
8. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Контрольный тест. | Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». | Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. Кант «Виват». Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. Хор «Славься» из эпилога оперы. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». |
9. | В музыкальном театре. Мой народ – амери-канцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. | Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. | Гершвин Д. «Хлопай в такт». Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз». Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». Гершвин Д. «Колыбельная Клары». Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». |
10. | «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». |
11. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен». Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен». Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен». Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». |
12. | Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамилио». Новое прочтение оперы Бизе. ьо. | Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. Балет Р.Щедрина. | 1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…». Бизе Ж. Марш Тореодора из IV дейстия. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». Сцены из балета «Кармен-сюита». |
13. | Сюжеты и об-разы духовной музыки. Высо-кая месса. «От страдания к ра-дости».Всенощ-ное бдение. Му-зыкальное зод-чество России. Образы Вечер-ни и Утрени. | Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. | Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперирован-ного клавира». Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпуща-еши», «Богородице Дево, радуйся». Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
14. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. | Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
15. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Контрольный тест. | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. | Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты». Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание». Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал». Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока |
16. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. | Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
17. | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. | Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мес-сы» или фрагменты из «Реквиема» Моцар-та В.А. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». Шуберт Ф. «Аве, Мария». Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
18. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка. Мендельсон Б. «Песня без слов». Рахманинов С.В. «Прелюдия». Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства». Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». |
19. | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. | Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». |
20. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. | Особенности формы инструмен-тального концерта. Характерные черты муз. стиля Шнитке А. Му-зыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стили-зация как вид творческого вопло-щения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso». Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». |
21. | Сюита в старинном духе А. Шнитке. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюи-ты. Характерные черты музыкаль-ного стиля Шнитке А. Музыкаль-ная драматургия сюиты. Переин-тонирование классической музыки в современных обработках. | Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима». Сл. и муз. Егорова В. «Следы». |
22. | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной фор-ме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и со-наты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Харак-терные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выда-ющиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., | Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». Сл. и муз. Егорова В. «Следы». |
23. | Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. | Прокофьев C.C. «Соната №2». Моцарт В.А. «Соната № 11». Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». |
24. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. | Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. | Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). Моцарт В.-А. «Симфония №40». Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». |
25. | Симфония №5 Л. Бетховена. Контрольный тест. | Автобиографичный подтекст сим-фонии Л. Бетховена. Драматичес-кие образы симфонии Л. Бетхове-на. Тождество и контраст – основ-ные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | Бетховен Л. «Симфония №5». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
26. | Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. | Претворение традиций и новатор-ства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. | Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»). Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
27. | Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. | Автобиографичный подтекст сим-фонии Чайковского П.И Столкно-вение двух сил в симфонии: сози-дающей и разрушающей. Харак-терные черты музыкального стиля Чайковского П.И. | Чайковский П.И. «Симфония №5». Калиников В. Симфония №1.Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». |
28. | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича | Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». |
29. | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празд-нества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
30. | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | Жанр инструментального концер-та. История создания жанра концерта. Особенности драматур-гического развития в концерте Ха-чатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». |
31. | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматур-гического развития в музыке Гершвина Д. | Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается». |
32-33 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Контрольный тест. | Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Музыка по выбору учителя и учащихся. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач
Тематическое планирование
№ | Тема | дата |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» | ||
1 | Классика и современность | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | |
3 | Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. | |
4 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | |
5 | Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. | |
6 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». | |
7 | Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. | |
8 | Героическая тема в русской музыке. | |
9 | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». | |
1 | «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. | |
2 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. | |
3 | Опера «Кармен». Новое прочтение оперы Бизе. | |
4 | Сюжеты и образы духовной музыки. | |
5 | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. | |
6 | Музыка к драматическому спектаклю. | |
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | ||
1 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | |
2 | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | |
3 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | |
4 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | |
5 | Циклические формы инструментальной музыки. | |
6 | Сюита в старинном духе А. Шнитке. | |
7 | Соната. Соната №8 Л. Бетховена. | |
8 | Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | |
9 | Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. | |
10 | Симфония №5 Л. Бетховена. | |
1 | Симфония №1 С.С. Прокофьева. Симфония №8 Ф. Шуберта. | |
2 | Симфония №1 В. Калиникова. Симфония №5 П.И. Чайковского. | |
3 | Симфония №7 Д.Д. Шостаковича | |
4 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | |
5 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | |
6 | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | |
7 | Музыка народов мира. | |
8 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | |
Итого-33ч. |
Учебно – методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 7 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Творческая тетрадь 7. – М.: Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 7 класс (пособие для учителя). –
М.: Просвещение, 2008.
Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 7 класс.
Дополнительная литература:
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы
Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...