Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 108.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа»
Приволжского района г. Астрахани
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________________ «____»_______2012 г. | «Согласовано решением заседания РМО » Протокол №___от«__»___2012 г. Руководитель РМО _______________/Подгузова И.Г. | «Утверждаю» Директор _____________________Хальметова Г.А./ «____»____________2012 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 6 класса
на 2012-2013 уч.год.
Составитель:
учитель информатики и ИКТ
Алиакберова Анна Александровна
Класс 6______
Количество часов неделю_-1
Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
- Пояснительная записка.
- Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Методические рекомендации «Об учебно-методическом обеспечении вариативной части учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования» (п.3. По направлению «информатика и ИКТ»)
- Методические рекомендации «О формировании образовательными учреждениями Астраханской области, реализующими программы общего образования, образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования на 2011/2012 учебный год» от 11.04.2011 №02-2230.
- Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа Босова Л.Л.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне;
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ;
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных анию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;
- Постановление Главного государственного врача РФ «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы»;
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Автор-составитель Посохина Е.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2009.- 165 с.
1.2 Изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
1.3 Настоящая рабочая программа по «Информатике и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
- Формы обучения:
В обучении школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
.
- Методы и приёмы обучения:
Почти каждый урок включает в себя вербальные, наглядные и практические методы обучения. Практические работы по курсу информатики и икт методически ориентированы на использование метода проектов (предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач), что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Также обучение ориентировано на эвристический метод проектов.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
- Виды деятельности учащихся на уроке информатики.
Изучение курса информатики и икт предполагает использование общих приёмов деятельности учащихся. Это - работа с книгой, таблицами, компьютером, ведения тетради по информатике и т.д. Для учащихся с развитой зрительной памятью: применяются дополнительные картины, схемы, диаграммы, модели. Для учащихся с развитой моторной памятью: используются частые вызововы к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на демонстрационных материалах (проекторе, интерактивной доске).
Основные виды деятельности:
- Познавательная
- Мыслительная
- Исследовательская
- Творческая.
- Место курса «Информатика и ИКТ» в учебном плане школе
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Данная рабочая программа рассчитана на6 учебных часа (из расчета1 час в неделю, 34учебных занятия в год).
- Основное содержание.
№ | Темы по основным разделам | К-во часов | Компьютерный практикум. | |||||||||
общее | теория | практика | ||||||||||
Компьютер и информация 12ч | ||||||||||||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации. | 12 | 6 | 6 | Клавиатурный тренажер. П.Р.№1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1». П.Р.№2 «Знакомимся с текстовым процессором Word». П.Р.№3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи». П.Р.№4 «Нумерованные списки». П.Р.№5 «Маркированные списки». | ||||||||
Человек и информация 12 ч | ||||||||||||
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. | 12 | 6 | 6 | П.Р.№6 «Создаем таблицы». П.Р.№7 «Размещаем текст и графику в таблице». П.Р.№8 «Строим диаграммы». П.Р.№9 «Изучаем графический редактор Paint». П.Р.№10 «Планируем работу в графическом редакторе». П.Р.№11 «Рисуем в редакторе Word». | ||||||||
Элементы алгоритмизации 8ч | ||||||||||||
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. | 8 | 3 | 5 | П.Р.№12 «Рисунок на свободную тему». П.Р.№13 «Power Point. Часы». П.Р.№14 «Power Point. Времена года». П.Р.№15 «Power Point. Скакалочка». П.Р.№16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». П.Р.№17 «Создаем слайд-шоу». | ||||||||
Резерв 3 ч |
- Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника | дата | ||||
I четверть | п | ф | |||||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Ваш учебник, §1.1. | |||||
Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники». | |||||||
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками | §1.2 | |||||
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки» | |||||||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1) | §1.3 (введение) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc | |||||||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2) | §1.3 (1) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | |||||||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | §1.3 (1) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | |||||||
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1) | §1.3 (2) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2) | |||||||
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) | §1.3 (2) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc | |||||||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Практические работы №№1-3. | |||||
Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | |||||||
II четверть | |||||||
9. | Растровое кодирование графической информации. | §1.3 (3) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp | |||||||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. | §1.3 (3) | |||||
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | |||||||
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5. | §1.4 | |||||
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | |||||||
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2) | §2.1 | |||||
Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc | |||||||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4) | §2.2 | |||||
Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | |||||||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 | §2.3 (введение) | |||||
Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc | |||||||
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2) | §2.3 (1) | |||||
Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc | |||||||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Практические работы №№4-8 | |||||
Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | |||||||
III четверть | |||||||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5) | §2.3 (2) | |||||
Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | |||||||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3) | §2.3 (3) | |||||
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp | |||||||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7) | §2.3 (3) | |||||
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | |||||||
20. | Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3) | §2.3 (4) | |||||
Презентация «Понятие» | |||||||
21. | Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3) | §2.3 (5) | |||||
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3) | §2.4 | |||||
Презентация «Суждение»; файл Домик.doc | |||||||
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6) | §2.5 | |||||
Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc | |||||||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12. | §3.1 | |||||
Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | |||||||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | §3.2, §3.3 | |||||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) | |||||||
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | Практические работы №№8-9. | |||||
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc | |||||||
IV четверть | |||||||
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №12. | §3.4 (1) | |||||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | |||||||
28-29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13. | §3.4 (2) | |||||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | |||||||
30-31 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №14. | §3.4 (3) | |||||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | |||||||
32 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15. | §1.2 | |||||
Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | |||||||
33-35. | Резерв учебного времени. |
- Развёрнутое поурочное планирование.
№ урока | Тематика урока | Содержание обучения. Основные понятия | Информационно-методическое обеспечение | Педагогические средства | Тип урока | и вид деятельности учащихся | Д/З | Дата 6____ | ||
Базисный уровень | п | ф | ||||||||
1 | Тема раздела: Компьютер и информация (12ч) Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, социально – трудовой,, информационно – технологической, ценностно – смысловой компетенциям Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности Цель: Дать возможность учащимся сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, соответствующее их возрастным особенностям | Информатика, информация, виды информации, техника безопасности и организация рабочего места (повторение). Компьютер, его назначение и устройство. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Учащиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях назначение компьютера и его применение для обработки. (продуктивный), основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный) | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Комбинированный Практическая работа Работа с учебником | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 1.1 | |||
2 | Файлы и папки Цель: Дать возможность учащимся повторить знания о файлах и папках, а также умения оперировать данными объектами в среде операционной системы. | Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. | Учащиеся должны знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению (продуктивный) | П.Р.№ 1 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 1..2 | |||
3 | Информации в памяти компьютера Цель: Организовать дискуссию о формах представления информации и практикум по основам работы с WORD | Представление информации в памяти компьютера Знакомство с текстовым процессором WORD | Учащиеся должны знать: форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD(продуктивный) | П.Р.№ 2. Задание 1 Рабочая тетрадь | Урок-дискуссия Поиск форм представления Работа с учебником | Эвристическая беседа | § 1.3 введение | |||
4 | Двоичная система счисления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с двоичной системой счисления, показать ее значимость для кодирования информации | Понятие системы счисления, знакомство с двоичной системой счисления Форматирование в текстовом процессоре WORD | Учащиеся должны знать: виды систем счисления Учащиеся должны уметь: приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD (продуктивный) | П.Р.№2 Задание №2 | Комбинированный Практикум | Эвристическая беседа | § 1.3.(1) | |||
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления Цель: Организовать процесс получения навыков перевода из одной системы в другую с использованием программы КАЛЬКУЛЯТОР | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора | Учащиеся должны знать: алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный) Учащиеся должны уметь: переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты (продуктивный) | П.Р. с приложением Калькулятор Рабочая тетрадь | Практикум | Эвристическая беседа тренинг практикум | § 1.3.(1) | |||
Тексты в памяти компьютера Цель: Создать условия для знакомства с текстовой формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания форматирования текстового документа | Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа | Учащиеся должны знать: основные операции в текстовом процессоре (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи (продуктивный) | П.Р.№3. Задание 1 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа | § 1.3.(2) | ||||
Кодирование текстовой информации Цель: Создать условия для знакомства с текстовой формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания форматирования текстового документа | Кодирование текстовой информации. | Учащиеся должны знать: основные операции в текстовом процессоре (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи (продуктивный) | П.Р.№3. Задание 2 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа | § 1.3.(2) | ||||
Создание документов в текстовом процессоре WORD Цель: Проверка знаний и навыков учащихся | Практическая контрольная работа «Формы представления информации, способы кодирования» | См. уроки 3-7 | П.Р.№1-3 Рабочая тетрадь | Практическая контрольная работа | Проблемные задания из жизни | § 1.2; 1.3; | ||||
Растровое кодирование графической информации Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с растровым кодированием изображения. | Растровое кодирование графической информации | Учащиеся должны иметь представление о способах кодирования изображения | Рабочая тетрадь | Практическая работа | Исследование проблемные задачи | § 1.3 (3) | ||||
Векторное кодирование графической информации Цель: Познакомить с векторным кодированием изображения. | Векторное кодирование графической информации. Сравнение различных способов кодирования изображений (проблемная ситуация) | Учащиеся должны иметь представление о способах кодирования изображения (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: объяснять принципы двоичного кодирования графической информации (продуктивный) | Рабочая тетрадь | Практическая работа | Исследование проблемные задачи | § 1.3 (3) | ||||
Единицы измерения информации Цель: Дать возможность учащимся повторить единицы измерения информации и получить навыки определения объема информации | Носители информации, байт, современные носители информации | Учащиеся должны знать: способы кодирования информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: Кодировать и декодировать простейшее сообщение (творческий) | П.Р.№ 4,5 | Практическая работа | Беседа демонстрация тренинг | § 1.4 | ||||
Контрольный урок Цель: Проверка знаний и навыков учащихся по теме «Кодирование текстовой и графической информации» Тема раздела: Человек и информация (13ч) Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции Информация и знания Цель: Дать возможность учащимся сформировать понятие информации как знаний для человека | Кодирование текстовой и графической информации | Учащиеся должны знать: текстовую форму представления информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста (продуктивный) | Игра «Шифровка» | Урок-игра | Проблемные жизненные задачи | § 2.1 | ||||
Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний | П.Р.№ 6 Задания 1,2 | Урок-путешествие | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | |||||||
Чувственное познание мира Цель: Создать условия для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств. | Чувственная форма получения знаний - ощущения, восприятия и представления. Освоение WORD (таблица) | Учащиеся должны знать: как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе (творческий) | П.Р.№ 6 Задания 3,4 Проект «Расписание уроков» | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа Создание продукта | § 2.2 | ||||
Понятие как форма мышления Цель: Организовать процесс формирования учащимися понятие объекта, знакомства со способами описания объектов, их существенных признаков. | Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие. Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: линейная, столбчатая | Учащиеся должны иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный) Учащиеся должны уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации (творческий) | П.Р.№ 7 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 2.3 (введение) | ||||
Как образуются понятия Цель: Создать условия для знакомства с основными логическими приёмами формирования понятий (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением) | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Обработка графической информации. | Учащиеся должны знать: как образуются понятия (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD (продуктивный) | П.Р.№ 8 Задания 1,2 Рабочая тетрадь | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | § 2.3.(1) | ||||
Структурирование и визуализация информации Цель: Проверка практических навыков учащихся работы в WORD | Текст, графика в WORD | Учащиеся должны знать: отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы (продуктивный) Учащиеся должны уметь: применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов (продуктивный) | Творческое задание в WORD «Зима» (практическая контрольная работа) | комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации | П.Р.№ 4-8 | ||||
Содержание и объем понятия Цель: Дать возможность учащимся сформировать представления об объеме и содержании понятия | Объем и содержание понятия. Единичные и общие понятия | Учащиеся должны уметь различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи (продуктивный) | П.Р.№ 8. Задание №3-5 | Комбинированный Практическая работа | Проблемные задачи | § 2.3.(2) | ||||
Отношение тождества, пересечения и подчинения Цель: Дать возможность учащимся сформировать представления об отношениях между понятиями. Организовать процесс получения навыков работы в графическом редакторе | Отношение тождества, пересечения и подчинения. Диаграммы Венна | Учащиеся должны знать: возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему(продуктивный) | П.Р.№ 9 Задания 1,2.3 | Комбинированный Практическая работа | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации Работа с учебником | § 2.3 (3) | ||||
Отношение соподчинения, противоречия и противоположности Цель: Дать возможность учащимся сформировать представления об отношениях между понятиями | Отношение соподчинения, противоречия и противоположности | Учащиеся должны уметь: приводить примеры данных логических отношений (продуктивный) | П.Р.№ 9 Задания 4-7 | Проблемные задачи | § .2.3 (3) | |||||
Определение понятия Цель: Создать условия для формирования представления о том, как определить понятие, его структуру | Определение понятия через ближайший род и видовое отличие | Учащиеся должны иметь представление как определяется понятие знать: способы (продуктивный) Учащиеся должны уметь: составлять план преобразования информации различными способами (творческий) | Проблемные задачи | § 2.3 (4) | ||||||
Классификация Цель: Организовать процесс знакомства с понятием классификации и её применением | Понятие о классификации. Минипроект «Зачем нужна классификация?» | Учащиеся должны знать: понятие классификации, признака классификации(репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры классификаций по определенному признаку(продуктивный) | П.Р.№10 Задание 1-3 Рабочая тетрадь | Урок -дидактическая игра | Эвристическая беседа с игровой ситуацией | § 2.3 (5) | ||||
Суждения как форма мышления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с формами мышления (суждениями и их разновидностями) | Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки | Учащиеся должны знать: понятие суждений и их виды (репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры различные виды суждений (продуктивный) | П.Р.№10 Задание 4-6 | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Демонстрация | § 2.4. | ||||
Умозаключения как форма мышления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с формами мышления (умозаключениями и правилами их получения) | Умозаключения - форма мышления | Учащиеся должны знать: понятие умозаключения и правила их получения(репродуктивный) Учащиеся должны уметь: приводить примеры умозаключений | Упражнения Практическая работа | Беседа | § 2.5. | |||||
Контрольная работа. Тема раздела: Что такое алгоритм (10ч) Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции Понятие алгоритма Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием алгоритма и его свойствами и получить навыки в составлении алгоритмов | Понятие алгоритма, его свойства, примеры алгоритмов | Учащиеся должны знать: определение алгоритма, его свойства(репродуктивный) Учащиеся должны умет: приводить примеры алгоритмов(продуктивный) | Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; | Работа с учебником Практическая работа | Практическая работа №12. Эвристическая беседа | §3.1 | ||||
Исполнители вокруг нас Цель: Организовать процесс формирования понятий исполнителя, его среды. | Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя | Учащиеся должны знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; уметь исполнять алгоритм (репродуктивный) Учащиеся должны иметь: представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный) | Логическая игра. (материал) Программа «Алгоритмика» | Поиск решения | Эвристическая беседа Логическая игра | § 3.2, 3.3 | ||||
Практическая контрольная работа. Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов Цель: Создать условия для знакомства с формами записи алгоритма | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма Понятие блок-схемы, примеры | Учащиеся должны знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный уметь составлять алгоритм известными способами (продуктивный) | Практическая контрольная работа | Упражнения | Рассказ Практическая работа | Практические работы №№8-9. | ||||
Линейный алгоритм Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием линейного алгоритм и получить навыки алгоритмизации. | Понятие линейного алгоритма. Примеры | Учащиеся должны знать: правила записи линейного алгоритма. Обозначения блоков; (репродуктивный уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный). | П.Р.№12 Рабочая тетрадь | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (1) | ||||
Алгоритмы с ветвлением Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием разветвляющегося алгоритм и получит навыки алгоритмизации.. | Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма | Учащиеся должны знать: правила записи разветвленного алгоритма. Обозначения блоков; уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный) | П.Р.№13 | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (2) | ||||
Циклические алгоритмы Цель: Создать условия для знакомства с понятием циклического алгоритма и его свойствам и получения навыков алгоритмизации процесса данного вида. | Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла. | Учащиеся должны знать: понятие цикла, его разновидности (продуктивный) Учащиеся должны уметь: составлять циклические алгоритмы (продуктивный). | П.Р.№14 Рабочая тетрадь | Упражнения Практическая работа | Эвристическая беседа Практикум | § 3.4 (3) | ||||
Систематизация информации Цель: Контроль знаний. | Презентация знаний, полученных в 6 классе | Учащиеся должны уметь: работать в программе PowerPoint (творческий) | Практическая работа | Урок -обобщения и презентации знаний | Создание и презентация продукта | |||||
Резерв |
- Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
- Контроль за результатами обучения
Контроль результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
- Формы контроля:
- Проверка и оценивание теоретических знаний.
- Проверка и оценивание практических работ.
- Проверка и оценивание тестов
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
График контрольных и практических работ.
№ | Тематика | Вид | Форма |
6 класс | |||
1 | Создание текстовых документов | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа |
2 | Компьютер и информация | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
3 | Структурирование и визуализация информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа |
4 | Человек и информация | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
5 | Создание графических изображений | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа |
6 | Алгоритмы и исполнители | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
7 | Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
- Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых необходимо придерживаться при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Часть1. Оценка устного ответа учащихся.
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Часть2. Нормы оценки письменных и практического задания.
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
- Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6класса. Рассчитана на 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но за счет компонента образовательного учреждения возможно изучать этот предмет в 5, 6, 7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
Для непрерывного изучения предмета «Информатика и ИКТ» общеобразовательные учреждения должны при составлении учебных планов учитывать выделение часов на изучение предмета при переходе одного класса в другой из года в год. Если 5 класс в 2010-2011 учебном году изучал предмет «Информатика и ИКТ», следовательно, в 2011-2012 учебном году этот класс уже став 6, также должен изучать предмет «Информатика и ИКТ», а в 2012-2013 учебном году, перейдя из 6 класса в 7 класс, учащиеся продолжают обучение информатики.
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к технике
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой 10- 11 класс (68 часов)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой 10-11 класс (68 часов)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Ф...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...