РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора по ВР директор школы
воспитателей _____________Плетенюк Т.В. ____________Гизатуллин С.А. ___________ «____» ______________2012 г «____» ____________2012г
Протокол № ____
от «____» ____________2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Группа 1
Составила: Хасанова Т.Н.
Воспитатель 1 категории
г. Чернушка
2012 г.
Содержание
- Введение.
- Нормативно – правовое обеспечение.
- Пояснительная записка.
- Характеристика 1 группы интерната.
- Принципы воспитательной системы.
- Сроки реализации программы.
- Воспитательные цели и задачи.
- Приоритетные направления
- Ожидаемые результаты.
1) Личностное развитие и межличностные отношения.
2) Охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения.
3) Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
4) Основы гражданского самосознания.
- Эстетическое воспитание.
- Мониторинг и критерии оценки воспитательной работы в группе.
- План реализации программы.
- Литература.
Введение.
Коррекционно - воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих блоков:
1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;
2 блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компетентным элементом, а окружающей сферой;
3 блок - социально-бытовая ориентация и профессионально трудовая подготовка посредством развивающих занятий;
4 блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки).
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспитательнно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый с группами детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий интеграции в социум.
Нормативно – правовое обеспечение.
1. Международные документы: Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные документы: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124; Закон РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120; Кодексы РФ: Гражданский, Семейный, Трудовой, Жилищный, Уголовный.
2. Региональные документы: Закон Пермской области о приемной семье от 05.06.2000 г. №771-112; Закон о патронатном воспитании от 06.10.2000 г. №1129-164; Указ губернатора о развитии форм семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите от 27.07.2001 г. №184. Методические рекомендации городской администрации и управления образования.
3. Институциональные документы: Устав образовательного учреждения от 24.11.2011 г., планы воспитательной работы школы и классных руководителей.
- Пояснительная записка.
Характеристика 1 группы интерната.
Группа формируется ежегодно из 12 мальчиков 7-9 класса, возраст – 15-20 лет: 6 детей учатся в 7 классе, 3 – в 8, 3 – 9классе. Все дети живут в интернате уже не один год. Все дети проживают в сельской местности. Основная масса детей (6) из многодетных и малообеспеченных семей. Один из мальчиков стоит на учете в ОДН, 1 - на учете в СОП, 5 детей - из группы риска. Половина детей группы имеют инвалидность по разным заболеваниям.
Мальчики требуют постоянного контроля, очень подвижные, вспыльчивые и эмоциональные. Большим уважением группы пользуются Агарков Юра и Карлышев Данил.
Особое значение уделяется организации общественно-полезного труда учащихся, дежурство по классу, забота о комнатных растениях, огромную помощь оказывают следующие ученики: Драницын Вова, Поплаухин Саша, Софьин Коля.
8 мальчиков посещают футбольную секцию. Все мальчики в группе стараются быть активными в делах школьной жизни. Принимают участие в художественной самодеятельности школы, во всех классных и внеклассных мероприятиях. Карлышев Данил постоянный ведущий всех мероприятий в школе, выступил на межрайонном конкурсе чтецов, посвященном Дню Матери в Фоках – получил приз зрительских симпатий. Нечков Слава, Драницын Вова – участники праздника «День урожая». Саша Поплаухин – ведущий концертной программы, посвященной Дню Матери.
В группе все имеют постоянные обязанности и относятся к ним очень серьезно.
Принципы воспитательной системы.
Принцип толерантности. Каждый человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога видится не в том, чтобы бороться с учеником, как обычно делается, а в том, чтобы изучать его особенности, его ошибки, отклонения в поведении и помогать человеку исправить их.
Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании. Коллективно проделанные учащимися творческие дела решают важные задачи сплочения коллектива, эмоционального признания значимости, принадлежности к коллективу, формирует умение взаимодействовать с другими. Но не менее значима индивидуальная воспитательная деятельность педагога.
Принцип ведущей роли воспитательного воздействия.
В ходе учебного процесса 90 % всего воспитательного времени ученик находится на уроке или в интернате, занимается деятельностью, связанной с уроками, с учебным предметом. Поэтому огромная воспитательная нагрузка ложится на воспитателей, и от того, как они умеют, способны и хотят реализовать на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания в значительной степени зависит успех воспитания в целом.
Принцип значимости семейного воспитания и повышения роли и ответственности родителей за воспитание собственных детей, и задача школы – помочь им в этом.
Принцип положительного влияния и поддержки ребёнка.
Принцип постоянства педагогических требований.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течении 2012 – 2013 учебного года.
- Воспитательные цели задачи.
Цели: реабилитировать и социально адаптировать воспитанника с особыми возможностями здоровья к реалиям окружающего мира.
Задачи: создание условий для воспитания социально адаптированной личности; рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений воспитанников; развитие воспитательного потенциала школы с целью обеспечения гражданского потенциала, самореализации воспитанников.
Приоритетные направления
Воспитательная работа с подростками осуществляется по 7 направлениям и имеет свое специфическое содержание, обусловленное особенностями подросткового возраста.
Основным ориентиром становится работа по профессиональному самоопределению во всей ее полноте. Речь идет о профессиональном самоопределении подростка, о его умении выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда.
Основное назначение этого блока воспитательной работы - научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути, связанных между собой событий жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий. Важным аспектом этой работы является эмоционально – волевой аспект, позволяющий формировать адекватное реагирование на нежелательные варианты перспектив и содержательно анализировать их возможные последствия.
Старшие классы | |
Личностное развитие | а) Диагностика уровня воспитанности; б) формирование навыков общения, анализа, самоанализа. |
Охрана здоровья и физическое развитие. | а) Профилактика здорового образа жизни; б) профилактика вредных привычек; в) владение навыками интимной гигиены. |
Основы профессионального самоопределения и трудовое обучение. | а) Помощь в профессиональном самоопределении (формирование личностного отношения к профессиональнотрудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего; б) закладывание основ производственных отношений; в) осмысление необходимости трудовой деятельности. |
Основы гражданского самосознания. | а) Закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения; б) ознакомление с истоками национальной культуры; в) осмысление статуса гражданина. |
Эстетическое воспитание. | а) Эстетическое осмысление окружающего пространства; б) формирование эстетического вкуса; в) развитие способности ориентироваться в различных направлениях искусства. |
Основы безопасности и жизнеобеспечения | а) Развитие умений: а) ориентироваться в чрезвычайных ситуациях; б) оценивать опасность вредных привычек; пользоваться доступными (разрешенными) средствами самозащиты. |
Межличностные отношения. | Развитие умений строить свои отношения: - со сверстниками; - со взрослыми; -с незнакомыми людьми. |
4. Ожидаемые результаты.
1. Личностное развитие и межличностные отношения.
Цель: Формирование навыков культурного поведения. Воспитание уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). Учить следовать им в повседневной жизни.
Задачи:
1. Развитие санитарно-гигиенических навыков.
2. воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
3. Воспитывать чувство личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива.
Учащиеся должны знать и уметь:
- выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время разговора;
- самостоятельно регулировать отношения с другими детьми.
2. Охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения
Цель: Формировать у учащихся сознание физического совершенства, сознательного отношения к укреплению здоровья.
Задачи:
1. Прививать санитарно – гигиенические навыки.
2. Развивать интерес к физической культуре и спорту.
3. Обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек.
Учащиеся должны знать:
- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.
Учащиеся должны уметь:
- использовать полученные знания на практике;
- соблюдать правила личной гигиены;
-критически относится к употреблению табака и алкоголя.
- Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
Цель: Формирование и закрепление трудовых навыков. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
Задачи: Воспитывать уважение к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий.
- Воспитывать потребность к овладению навыками трудовой деятельности, которыми дети смогут руководствоваться в повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- понятие «труд», «профессия»;
- различные виды профессий;
- правила уборки помещений, ухода за одеждой.
- уважать и ценить труд людей.
Учащиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- выполнять элементарную уборку помещения;
- выполнять мелкий ремонт одежды;
- стирать белье;
- ухаживать за комнатными растениями.
- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;
4. Основы гражданского самосознания.
Цель: Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, Малой Родины, своему народу.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе и бережное отношение к ней.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважение и интереса к государственным символам России.
- Усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры.
- Знакомить с истоками национальной культуры.
Учащиеся должны знать:
- государственную символику Российской Федерации;
-основные права и обязанности граждан Российской Федерации;
- историко-культурное наследие своей страны;
- усвоить правовые нормы своего поведения;
- знать, кто и как защищает права человека;
- уважать права другого человека;
- знать, кто защищает права ребёнка;
Учащиеся должны уметь:
-применять свои знания на практике;
-правильно вести себя в природе, охранять растения и животных.
- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
- Эстетическое воспитание.
Цель: Способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Задачи:
- Заложение этических и нравственных основ.
- Расширение сознания и кругозора.
- Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала.
Должны знать и уметь:
- любить и хранить национальную культуру;
- стремиться всё делать красиво;
- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
5. Мониторинг воспитательной работы в группе
Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.
Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.
Разработанные критерии оценки уровня воспитанности и социализации для детей трех возрастных групп -10, 13,16 лет, включают в себя наблюдение; исследование, апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения. Так как умения и навыки ребенка семи и ребенка десяти лет очень различны, то указывается не возрастная группа (7-10 лет), а дети 10, 13, 16 лет.
Диагностика проводится по определенным методикам, в том числе методикам С. Розенцвейга, А. Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.
Санитарно-гигиенические навыки.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 16 годам:
1. Применять доступные приемы закаливания организма.
2. Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами и т.д.)
3. Стирать и гладить свою одежду.
4. Пользоваться приемами депиляции.
5. Владеть навыками интимной гигиены.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях детей разных возрастных групп, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Личностное развитие.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 16 годам:
1. Понимать свой статус гражданина.
2. Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».
3.Правильно использовать способы самовыражения.
4. Владеть навыками адекватного социального поведения:
- выполнять правила общепринятых норм этикета;
- Владеть основными формами речевого общения.
5. Ставить цель и находить пути ее реализации.
При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование; письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.
Межличностные отношения.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
К 16 годам:
1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.
2. Избегать конфликтных ситуаций.
3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).
4. Определять настроение партнера по общению.
5. Строить интимно-личностные отношения.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
Профессиональная ориентация.
К 16 годам воспитанник должен:
- Понимать необходимость приобретения профессии.
- Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
3. Знать основы производственных отношений.
- План реализации программы.
Составлен в таблицы, каждая из которой рассчитана на месяц. В тематическом плане можно видеть работу по всем указанным выше направлениям:
Понедельник - личностное развитие и межличностные отношения, генеральная уборка группы.
Вторник - охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения, спортивный час.
Среда - профессиональное и трудовое воспитание, творческий час.
Четверг - основы гражданского самосознания, общее мероприятие (конкурсы, викторины, соревнования и т.п.)
Пятница - эстетическое развитие, просмотр ДВД, дискотека.
- Литература
- Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
- Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
- Худенко Е.Д. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2011. – 311с.
- Худенко Е.Д. – М.: АРКТИ, 2007. – 312с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/22/picture-101412.jpg)
План воспитательной работы на 2012-2013 уч.г.
План воспитательной работы с учащимися, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, план методической работы с кл. руководителями, работы с родителями....
План воспитательной работы на 2012 - 2013 учебный год
Помимо работы учителем русского языка и литературы, я еще являюсь и заместителем директора по ВР, поэтому в свое портфолио добавляю материал по воспитательной работе. Надеюсь, что данный материа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-103533-1351270709.png)
План воспитательной работы на 2012-2013 учебный год. 8 класс.
План воспитательной работы на 2012-2013 учебный год. План разработан специально для учащихся профильного 8 -Б класса лицея № 82....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135144-1351700327.jpg)
План воспитательной работы на 2012\2013 уч. год на татарском языке
План воспитательной работы на 2012\2013 уч.год на татарском языке...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135144-1351700327.jpg)
План воспитательной работы на 2012\2013 уч. год на татарском языке
План воспитательной работы на 2012\2013 уч.год на татарском языке...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
план воспитательной работы на 2012-2013 год, 8 кл
План воспитательной работы на 2012-2013 год, 8 класс...