Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Задачи урока:
1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
Развивающие –
1. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
2. Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Воспитательные- воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 5 классе
Учитель Ёлкина О. И. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…» Дата урока 02.09. 2015 г.
Цели урока - Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства. | ||||||
Задачи:
Развивающие –
Воспитательные- воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества | ||||||
Тип урока открытие новых знаний | Форма урока урок-размышление | |||||
Опорные понятия, термины изобразительные приемы развития музыки (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо) | Новые понятия «живописная музыка» «музыкальная живопись» | |||||
Формы контроля опрос | Домашнее задание: выполнить зарисовку «Что я вижу под звуки музыки» | |||||
Этап урока\время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Ресурс урока | Формируемые УУД | Полученный результат |
Активизация внимания. 3 мин. | Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. (Включает фрагмент Произведениия М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке») | Эмоционально - образно настраиваются на урок | «Я хочу услышать музыку» http://www.youtube.com/watch?v=h8fZnaFjz8M М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Л3 | Готовность к уроку | |
Постановка проблемы. Актуализация знаний 4 мин | Подготавливает мышление детей к деятельности:
| Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к музыке и живописи | Словесные методы: рассказ, беседа, Коллективный метод: вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подход к работе; | Учебники: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С., Музыка, М: Просвещение, 2012; (стр.30 учебника) | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Р1, Р2, Р4 | Определена зона актуального развития (опрос после работы с учебником). Определена зона ближайшего развития |
Введение в тему урока 7 мин. | Озвучивает тему и цель урока. Включает музыкальное произведение. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают отрывок произведения. . | Здоровьесберегающий метод - позволяющий снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; | М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» | Познавательные Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку ПО10, ПО11, ПЛ1, ПЛ3 | Определены знания, умения которых недостает для решения исходной задачи. Поставлена цель, озвучена тема урока, выбран способ. |
Совместное открытие новых знаний 10 мин. | Устанавливает видео Зарисовки Youtube Формулирует задание...
| Отвечают на вопросы учителя. Делают свою зарисовку мелодии | Методы музыкального воспитания: Размышление о музыке и живописи. | Познавательные:учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке ПО2, ПО5, ПО6 Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Р7 | Определены средства музыкальной выразительности, Высказывают суждения | |
Просит найти информацию в Интернет о творчестве композитора | Работают с ПК в Интернет. Зачитывают строки из жизни-биографии Мусоргского | Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста ПО9, ПО10 | ||||
Побуждает к высказыванию своего мнения. Просит «Всмотритесь в картины известного художника В.Д.Поленова «Московский дворик», какую музыку вы слышите, глядя на нее?» | Учащиеся размышляют и предполагают, что они смогут услышать Просматривают видео. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания К5, К6 | ||||
Закрепление навыков коллект. работы и работы с интернет - ресурсами 10 мин. | Настраивает на коллективную работу (Предлагает найти информацию о муз. инструментах симф. Оркестра: струнные, медно-духовые, ударные, клавишные, деревянно-духовые) | Коллективно-исполнительская деятельность (делятся на 5 групп), заполняют сетку | Методы музыкального воспитания: Метод сочинение сочиненного. | Формирование исполнительских навыков, | Определена коллективная работа | |
Подведение итогов
| Организует беседу, связывая результаты урока с целям. (Что нового вы узнали? С произведениями, какого композитора и живописца познакомились? | Высказывают свое мнение. | Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать Р7 | Осмыслена и проанализирована полученная информация | ||
Определение эффективности урока 2 мин. | Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Осуществляют: самооценку | Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Р7 | Определена эффективность урока |
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»
ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.
ЗАДАЧИ:
- Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
- Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Музыкальный центр;
- Телевизор и видеомагнитофон;
- Доска;
- Фортепиано;
- Раздаточный материал.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.
- ОРГМОМЕНТ
- РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
- Распевание;
- Работа над первым куплетом;
- Отработка чистоты интонирования;
- Пение по фразам. Выразительность исполнения.
- Разучивание второго куплета;
- Работа над текстом.
- БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
- Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
- Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
- Что роднит музыку с изобразительным искусством?
- Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?
…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.
4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.
Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».
5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
- Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
- Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
- Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
- Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?
«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»
- Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
- Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?
«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.
Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):
- Какими словами можно передать настроение этих полотен?
- Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?
- Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
- Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
- Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
- Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт?»
6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.
- А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
- Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
- Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
- Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
- Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.
7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.
9. ИТОГИ УРОКА.
Я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365023-1386698043.jpg)
урок в 5 классе на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?
Разработка урока по музыке в 5 классе, 3 четверть, на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?Авторы учебника Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-86115-1418789985.jpg)
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665902-1441997566.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972221-1510597820.jpg)
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972221-1510597820.jpg)
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972221-1510597820.jpg)
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...