урок в 5 классе на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Лапшина Ирина Николаевна

Разработка урока по музыке в 5 классе, 3 четверть, на тему:Что роднит музыку и изобразительное искусство?Авторы учебника Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская по ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

3 четверть Урок №17. Тема «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Цель урока:

выявить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательная:  совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;

Развивающая: развивать детское воображение, эмоциональную отзывчивость на произведения живописи и музыки; творческое мышление;  вокально  -  хоровые навыки  учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству. Побуждать интерес к историческому прошлому нашей страны.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные:  у учащихся будет  сформирована и повышена мотивация к собственным знаниям и  изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;

Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать, слушать, анализировать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам;  разбираться в музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства; находить общее и различное; определять на слух жанры музыки,  осмыслять специфику музыки и живописи как видов искусства.

Ученик получит возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством;

Метапредметные.

Личностные:  ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; 

ученик получить возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное;

Получит возможность  научиться  владеть определёнными музыкальными терминами  в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественно-образный смысл;  получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока;

Коммуникативные:  научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Понятийный аппарат:

Жанр, инструментарий,  вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Оборудование:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, фортепиано, доска.

Музыкальный материал

 Русская народная песня «Эй, ухнем!»(«Дубинушка»), П.И.Чайковский «Баба Яга»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»

Виды деятельности

Хоровое пение,  пластическое интонирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная,  групповая.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Организационный блок ( 2 мин)

Ход урока:

 Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. После музыкального приветствия - распевания, учащиеся рассаживаются по своим местам, организовывая рабочие группы.

Мотивационный блок  (8 мин)

Учащиеся формулируют тему урока.

Создание проблемной ситуации

Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.

На экране: картина И. Репина «Бурлаки на Волге»; звучит  русская народная песня «Эй, ухнем!»      

После того, как музыка отзвучит, учитель обращается к учащимся:

            Учитель: Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Что вы услышали?

Ученики: Бурлаки во время работы. Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из последних сил.

 Учитель: Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной?

Ученики: В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском труде. Такой же труд изображён на картине.

Учитель: Совершенно верно. Слова - Эй, ухнем! ,потянем, ещё разок- точно описывают тяжёлый труд артели бурлаков во время работы. С каким же видом искусства  связана музыка?

Ученики: С  изобразительным искусством.

Учитель: Правильно!

Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство  и различие вы нашли?

 Версии  групп:

Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы, что и на картине.

Различие:  Разные жанры. Песня - музыка и слова, вокальное исполнение; картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно.

Учитель: Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем?

Ученики:  «Музыка и изобразительное искусство».

     Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Мы будем  говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом.  Давайте определим главный вопрос нашего урока.

 (Учитель предлагает  рабочим группам подумать и   назвать свой главный вопрос урока)

Группы  вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): Что роднит музыку с изобразительным искусством?  Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

Информационный блок  ( 7 мин)

Учитель:   Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.

 Учитель предлагает  каждой группе задания, чтобы ближе ознакомить учеников

 с краткой информацией:

 1 группа:  раздаются карточки с вариантами о создании песни.

2 группа: раздаются карточки с  краткими сведениями о мотивации   художника на создание картины.

3 группа: выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному образу картины и песни.

После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы   знакомит с ним класс.

Учитель предлагает подвести итоги задания, опираясь на правильные ответы детей:

Учитель: изначальное название песни- «Дубинушка»-бурлацкая- народная употребляемая при вбивании свай или дружной совместной работы для одновременного напряжения сил. Ф.И.Шаляпин исполнил её в 1885 году. Вдохновением на такое выразительное характерное исполнение послужила картина И.Репина «Бурлаки на Волге» В дальнейшем эта песня, стала революционной. Картина была написана художником в(1872-1873гг.) Мотивом для создания художественного шедевра послужило зрелище, которым был потрясён художник :на фоне с жизнерадостным обществом и живописной природой -тяжёлый труд бурлаков. Какие средства музыкальной выразительности использованы в песне , в вокальном исполнении , чтобы точно передать образ картины?    

Аналитический (практический блок) - (15 мин)

Вокально-хоровое исполнение.

Учащиеся слушают и  анализируют  музыку, говоря  о медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание  динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь  образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа.        

  Учитель: Обратимся к учебнику: в изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета  в звуки, я  предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое  изображено на экране (работа в парах).

Выполнение задания.

Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки?

Ученики:7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке.

Учитель: Правильно! Какого цвета получились ваши ноты?

(ученики озвучивают результаты своей работы в таблице)

Учитель: Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране)

Задание: Ученики выполняют данное задание.

Учитель: Итак, давайте сравним результаты вашей работы ,вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах» и сделаем вывод: существует переложение цвета в звуки?

Ученики: Да! Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот.

Звучит песня: «Птица-музыка» В. Синенко.

После прослушивания уч-ся определяют характер и предлагают своё название песне. Затем записывают правильное название песни в тетрадь.

Учитель: О чём эта песня?

Ученики: О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.

             Учитель: Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте  убедимся в этом:  

Разучивание 1 куплета  песни с пластическим  интонированием.  В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально,  по группам, всем классом, с дирижёром.

Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?

 Ученики:  Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и  представленной художественным образом ярких красок.

 Учитель: Совершенно верно! Мы  познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства.    Что же объединяет  и  отличает эти два разных жанра?

 Ученики:

РАЗЛИЧНОЕ: Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это краски.

Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.    

Учитель: Правильно! Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

  На классном  экране задание: Учитель просит каждую группу ознакомиться со своим заданием, которое выведено на экране.

            Учитель: Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет …   А вот чей, вам нужно узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки?

             Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковский, на экране картина В. Васнецова «Баба Яга»

Закрепление и применение новых знаний и способов действий

                                                   ЗАДАНИЯ:

      1 группа:

1. Выбрать из списка нужные слова для характеристики музыкального образа.2. Подчеркните  определения, объединяемые  музыку и ИЗО: (симфония, образ, соната, интонация, композиция, гамма,  цвет, этюд)

       2 группа:

  1. В каком характере звучит музыка?
  2. Какой характер у этого незнакомца? (выбрать из списка нужные определения) : (таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)  

 3 группа:

 Подобрать цвета красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную радугу» и «Стихотворение о нотах»  

   Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.

1.Общее между музыкой и ИЗО:( образ, композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета)

2.  Музыка и ИЗО - виды искусства, рождённые из одного источника- сама жизнь.  

3. Ознакомились: П.И.Чайковский: «Баба Яга» из  «Детского альбома», р.н.п. «Эй, ухнем!» («Дубинушка»), В. Васнецов  картина «Баба Яга», Репин  картина «Бурлаки на Волге»,песня «Птица- Музыка»

Оценочный блок (3 мин)

 После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию. Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы, которые оценивали  работу друг друга и класса в целом.

Рефлексия (3 мин)

Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

Что можете сказать о выполнении заданий?

 В чем вы испытывали затруднения ?

Какой главный вопрос звучал на уроке?

Информация о домашнем задании (по выбору) - (2 мин)

Базовый уровень.- выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.

Повышенный уровень. – подготовить небольшое тестовое задание по теме урока.

Высокий уровень. – Выполнить презентацию на тему: «Музыка и изобразительное искусство»

            Используемые материалы:

П.И.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома»

http://poiskm.com/?q=%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0+%D1%8F%D0%B3%D0%B0&c=search

Песня «Эй, ухнем!» или  «Дубинушка»

http://poiskm.com/?q=%D1%8D%D0%B9+%D1%83%D1%85%D0%BD%D0%B5%D0%BC&c=search

Википедия -  история создания  песни «Эй, ухнем!»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

Википедия  - история создания картины  Репина « Бурлаки на Волге»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5

картина  Репина «Бурлаки на Волге»

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ilia_Efimovich_Repin_(1844-1930)_-_Volga_Boatmen_(1870-1873).jpg?uselang=ru

картина В.Васнецова « Баба Яга»

http://sunny-art.ru/viktor-vasnecov-kartina-baba-yaga/

стихотворение Е.Новичихиной «Цвета радуги»

http://deti.okis.ru/raduga.html

В.Синенко М. Пляцковского  песня «Птица-Музыка»

http://muzofon.com/search/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

Учебник «Музыка» 5 кл. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.

           Приложение 1.                      

 «Стихотворение о нотах»

Какого цвета нота ДО?

Ей больше всех идёт бордо.

В  бордовом платьице она

Всем больше во сто крат слышна.

У нотки РЕ наряд речной,

Он синевато-голубой.

Журчит она как ручеёк,

То низок тон, а то высок.

У ноты МИ вуаль полей,

Зелёный цвет сверкает в ней.

МИ, как волшебная волна,

Несёт всем людям мир она.

ФА обожает фиолет,

Заката солнечного цвет,

Жаль только, ФА слегка  грустна,

Но любит погрустить она.

СОЛЬ, словно солнца яркий луч,

Который светит из-за туч.

В наряде жёлто-золотом

Приносит нотка радость в дом.

А нотка ласковая ЛЯ,

Как разноцветная Земля.

В ней красочный букет полей,

Нет нотки этой красивей.

СИ-неба синего краса,

В её наряде небеса,

В её созвучии полёт,

Ввысь  нотка эта нас зовёт.

Все нотки - жители стран

Где звуки с красками дружны.

В стране неповторимой этой

Любого встретит море света!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...

Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию,  выделять и акцентировать ключевые мысли в...