Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС, 2014-2015
рабочая программа по музыке (5 класс)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzyka_5-7_fgos.doc | 402.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предметная область | Искусство | |
Учебный предмет | Музыка | |
Класс | 5-7 |
Разделы рабочей программы
1. Пояснительная записка | стр. 1 |
2. Общая характеристика учебного предмета | стр. 2 |
3. Описание места учебного предмета в учебном плане | стр. 3 |
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» | стр. 3 |
5. Содержание учебного предмета | стр. 6 |
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | стр. 9 |
7. Учебно-методический комплекс | стр.37 |
8. Материально- техническое обеспечение | стр.38 |
9. Планируемые предметные результаты освоения курса ООП ООО по музыке | стр.39 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «Об объявлении в Российской Федерации Года культуры»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 г. № 03-02/4959 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» с приложениями.
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.08.2013 г. № 01-3130 «О введении ФГОС ООО в ОУ Челябинской области с 01.09.2013 г.»
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов/.- М.: Просвещение, 2011.-342с.- (Стандарты второго поколения).
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»
- Примерные программы по учебным предметам. 5 – 7 классы. Музыка. 5 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-9 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2006
- Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 43 г.Челябинска, утв. приказом №367 от 08.08.2014г.
- Положение МАОУ СОШ №43 г.Челябинска «О разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.
Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.
2. Общая характеристика учебного предмета
Цели обучения
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.
Окружающий мир – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.
3. Описание места учебного предмета «музыка» в учебном плане
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
Предмет «Музыка» изучается на ступени общего образования в качестве обязательного предмета в 5-7 классах в общем объеме 105 часов, в том числе: в 5 классе — 35 ч, в 6 классе — 35 ч, в 7 классе — 35 ч.
В школьном учебном плане согласно Федерального базисного учебного образовательного плана для образовательных учреждений Российской Федерации предусмотрено обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5, 6, 7 классах по 1 часу в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны обрести в процессе освоения учебного курса «Музыка»:
5 класс
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни.
6 класс
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей форм и жанров;
- потребности общения с музыкальном искусством своего народа и других народов мира;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
7 класс
- целостный, социально0ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
5 класс
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.
6 класс
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результатов в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом.
7 класс
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
5 класс
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- общие представление о интонационно-образной основе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
6 класс
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
7 класс
- формирование общего представление о музыкальной картине мира;
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.
5. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства.
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк- рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Учебно – тематический план | ||||
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
По программе | По плану | в т.ч. региональный компонент | ||
5 класс | ||||
1 | Фольклор как часть общей культуры народа. | 19 | 19 | 2 |
2 | Духовная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков. | 6 | 6 | 1 |
3 | Отечественное и зарубежное искусство XX века. | 9 | 9 | 1 |
35 | 35 | 4 | ||
6 класс | ||||
1 | Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки. | 12 | 12 | 2 |
2 | Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки. | 11 | 11 | 1 |
3 | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | 12 | 12 | 1 |
35 | 35 | 4 | ||
7 класс | ||||
1 | Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох. | 13 | 13 | 2 |
2 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы. | 11 | 11 | 1 |
3 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | 11 | 11 | 1 |
35 | 35 | 4 | ||
105 | 105 | 12 |
Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени, что соответствует требованиям ОБУП.
Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.
№ п/п | Тема | № урока. |
5 класс | ||
1 | Музыкальный фольклор в творчестве уральского композитора В. Ярушина. | 6 |
2 | Уральские композиторы Е.Полякова. | 19 |
3 | Образы духовной музыки в творчестве композиторов нашего края. | 24 |
4 | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов. | 32 |
6 класс | ||
1 | Музыкальный фольклор России. Е.Родыгин «Уральская рябинушка». | 3 |
2 | Авторские песни урала, О.Митяев. | 11 |
3 | Музыкальная жизнь Урала. А.Д.Кривошей. | 23 |
4 | Е.Родыгин «А мне все кажется» из к/ф «Во власти золота». | 35 |
7 класс | ||
1 | Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители. | 2 |
2 | В.Вольфович «Наш дом». | 13 |
3 | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков. | 24 |
4 | Челябинские композиторы. А.Кривошей. | 33 |
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 КЛАСС | |||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ | ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||||||||||
Фольклор как часть общей культуры народа. | Понимать истоки народного творчества как эстетическое и философское осмысление реальных явлений жизни. Анализировать способы художественного выражения музыкального фольклора отношения к явлениям, событиям, фактам действительности. Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя. Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки. | ||||||||||
Духовная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков. | Воспринимать окружающий мир во всем богатстве го звучания и красок. Понимать, что человек – существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный творить). Узнавать по характерным и специфическим чертам наиболее распространенные жанры духовной музыки. Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусста. Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, написании литературного эссе и др.). Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. | ||||||||||
Отечественное и зарубежное искусство XX века. | Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни. Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека. Уметь объяснять многообразие форм, видов и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека. Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех ее противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей. Выявлять в художественном фрагменте, в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни. Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений. Знать великих отечественных и зарубежных исполнителей прошлого и настоящего: Ф.И.Шаляпина, Е.А.Мравинского, и др. | ||||||||||
6 КЛАСС | |||||||||||
Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки. | Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю Владеть навыками музицирования Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
| ||||||||||
Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки. | Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки. Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям. Уметь производить сравнение и анализ камерной инструментальной и симфонической музыки разных стилей, жанров и форм. Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным и жанровым проявлениям его принадлежности к определенному течению, художественному направлению, композиторской школе. Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности. Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства. Совершенствовать умения и навыки самообразования.
| ||||||||||
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | Рассуждать о различии и общности законов жизни и музыки. Исследовать развитие музыкальных образов в сочинениях больших и малых форм, стараясь выявить и объяснить все драматургические моменты законами жизни. Понимать музыкальную драматургию как способ воплощения диалектической сущности законов жизни. Выявлять в музыкально-драматургическом процессе конфликтность и интонационные взаимосвязи, противоречивость и переход образов друг в друга. Приводить конкретные примеры того, как содержание определяет форму музыки. | ||||||||||
7 КЛАСС | |||||||||||
Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох. | Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор- исполнитель-слушатель). Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров. Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных стилей и жанров. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения. | ||||||||||
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы. | Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. | ||||||||||
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | Понимать музыку в целом как «звуковую печать» эпохи. Воспринимать знаковые произведения музыкального искусства в логике чередования в культуре эпох, художественных направленностей, стилей, школ. Понимать непреходящее значение музыкальной классики как музыки, закономерно преодолевшей границы своего времени. Давать характеристику творческой манере композитора и тем самым выявлять его принадлежность к определенной музыкальной эпохе. Знать основные жанры джазовой музыки, особенности ее ратмики и интонирования, широкие возможности для импровизаций. Понимать современное состояние массовой музыкальной культуры как противостояние возвышенного и низменного. | ||||||||||
5 класс | |||||||||||
№ п/п | Название раздела. Тема. | Кол-во часов | Дата | Корр-ка даты | Федеральный государственный образовательный стандарт | НРК | |||||
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | |||||||||
Фольклор как часть общей культуры народа (19ч) | |||||||||||
1 | Интонация как носитель смысла в музыке | 1 |
|
| Значение слова "интонация", интонация человеческой речи и музыки, сходство и различие | Понимать истоки народного творчества как эстетическое и философское осмысление реальных явлений жизни. Анализировать способы художественного выражения музыкального фольклора отношения к явлениям, событиям, фактам действительности. Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя. Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки. | Ответ на уроке |
| |||
2 | Интоноционно-образная основа музыки | 1 |
|
| Значение слова "музыкальный образ", сходство и различие понятия "образ" в изобразительном искусстве, литературе и музыке. | Ответ на уроке |
| ||||
3 | Жанровая основа музыки | 1 |
|
| Значение слова "музыкальный жанр", жанровое разнообразие музыки. | Ответ на уроке |
| ||||
4 | Разнообразие вокальной музыки | 1 |
|
| Вокальная музыка: Песня, романс ария,речитатив кантата, оратория | Ответ на уроке |
| ||||
5 | Фольклор как часть общей культуры народа | 1 |
|
| Русский фольклор: Лирические, плачи, хороводные, трудовые обрядовые | Презентация на тему «Музыкальный фольклор России» |
| ||||
6 | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов | 1 |
|
| 1) Русский фольклор, 2) Татарский фольклор 3) Цыганский фольклор 4) Арабский фольклор 4) Ирландский фольклор.
| Ответ на уроке | Музыкальный фольклор в творчестве уральского композитора В.Ярушина | ||||
7 | Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира | 1 |
|
| Музыкальная викторина |
| |||||
8 | Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки | 1 |
|
| Значение слова "композитор", "профессиональная музыка" | Ответ на уроке |
| ||||
9 | Народно-эпическая образность и картинность как характерная особенность русской классической школы |
|
|
| Народный эпос, картиность. Классическая школа. | Ответ на уроке |
| ||||
10 | Способы обращения композиторов к народной музыке | 1 |
| Интерпретация, обработка, трактовка | Ответ на уроке |
| |||||
11 | Разнообразие вокально-инструментальной музыки М.И.Глинка | 1 |
|
| Романс, дуэт, музыкальная форма | Ответ на уроке |
| ||||
12 | Разнообразие вокально-инструментальной музыки П.И.Чайковский | 1 |
|
| Вокально-инструментальная музыка. | Ответ на уроке |
| ||||
13 | Разнообразие вокально-инструментальной музыки Г.В.Свиридов | 1 |
|
| Значение понятий "кантата", "вокальный цикл», хор, оркестр. | Ответ на уроке |
| ||||
14 | Разнообразие вокально-инструментальной музыки Ф.Шопен | 1 |
|
| Лирическое стихотворение, вокализ, песня без слов | Ответ на уроке |
| ||||
15 | Разнообразие вокально-инструментальной музыки Ф.Шуберт | 1 |
|
| Баркаролла, серенада, баллада | Ответ на уроке |
| ||||
16 | Разнообразие театральной музыки | 1 |
|
| Опера, балет, либретто, мюзикл | Ответ на уроке |
| ||||
17 | Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого: Н.Ф.Римский-Корсаков | 1 |
|
| Ария, инструментальные темы | Ответ на уроке |
| ||||
18 | Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого: П.И.Чайковский | 1 |
|
| Песенность | Ответ на уроке |
| ||||
19 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Интонация, жанр, фольклор, народная музыка. Профессиональная музыка. Русские композиторы. Композиторы нашего края. | Музыкальная викторина | Уральские композиторы: Е.Полякова | ||||
Духовная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков (6ч) | |||||||||||
20 | Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Характерные черты русской музыки | 1 |
| Знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла | Воспринимать окружающий мир во всем богатстве го звучания и красок. Понимать, что человек – существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный творить). Узнавать по характерным и специфическим чертам наиболее распространенные жанры духовной музыки. Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусста. Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, написании литературного эссе и др.). Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.
| Ответ на уроке |
| ||||
21 | Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал | 1 |
|
| Григорианский хорал | Ответ на уроке |
| ||||
22 | Духовная музыкальная культура второй половины XVII-XVIII веков. Русская музыка | 1 |
|
| Кант, партесный концерт, хоровой концерт | Ответ на уроке |
| ||||
23 | Творчество И.С.Баха | 1 |
| Прелюдия, фуга | Ответ на уроке |
| |||||
24 | Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством | 1 |
|
| Органная музыка | Ответ на уроке | Образы духовной музыки в творчестве композиторов нашего края | ||||
25 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Выявление понимания пройденных тем. | Ответ на уроке |
| ||||
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века (9ч) | |||||||||||
26 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечетсвенных композиторов академической направленности С.С.Прокофьев "Александр Невский" | 1 |
|
| "Зримость" образов - характерная черта в музыке С.Прокофьева. | Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни. Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека. Уметь объяснять многообразие форм, видов и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека. Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех ее противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей. Выявлять в художественном фрагменте, в том числе музыкальном, специфическую напраленность выразительных средств на восприятие слушателя. Уметь объяснять логику раскрытия любого чувчтва в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни. Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений. Знать великих отечественных и зарубежных исполнителей прошлого и настоящего: Ф.И.Шаляпина, Е.А.Мравинского, и др.
| Ответ на уроке |
| |||
27 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечетсвенных композиторов академической направленности С.С.Прокофьев "Мимолетности" | 1 |
| С.Прокофьев - создатель нового искусства "серебряного века". | Ответ на уроке |
| |||||
28 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечетсвенных композиторов академической направленности Г.В.Свиридов "Снег идет", "Запевка" | 1 |
|
| Средства музыкальной выразительности, замысел произведения. | Ответ на уроке |
| ||||
29 | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности. К.Дебюсси | 1 |
|
| Импрессионизм в музыке, влияние живописи на творчество композитора. | Ответ на уроке |
| ||||
30 | Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления | 1 |
|
| Популярная музыка: эстрада, ритм-энд-блюз, рок-н-рол, электронная музыка, диско, ска, регги, даб, хип-хоп. | Ответ на уроке |
| ||||
31 | Джаз | 1 |
|
| Джазовый оркестр. Л.Армстронг, Л.Утесов | Музыкальная викторина |
| ||||
32 | Выдающиеся российские музыкальные коллективы | 1 |
|
| Русский народный академический хор им. Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии | Подготовка презентаций на тему «Музыкальные коллективы моего края» | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов | ||||
33 | Выдающиеся зарубежные исполнители | 1 |
|
| И.Менухин, Г.Караян | Ответ на уроке |
| ||||
34 | Всемирно известные театры оперы и балета | 1 |
|
| Большой театр (Росси, Москва), Мариинский театр (Россия, Санкт-Перербург) | Рефератифные работы на тему «Творческий портрет современного артиста» |
| ||||
35 | Обобщение тем учебного года | 1 |
|
| Отечественное искусство ХХ века. Зарубежное искусство ХХ века,всемирно известные исполнители и коллективы. Актуальность театрального оперного и балетного искусства. | Ответ на уроке |
|
6 класс | |||||||||
№ п/п | Название раздела. Тема. | Кол-во часов | Дата | Корр-ка даты | Федеральный государственный образовательный стандарт | НРК | |||
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | |||||||
Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки (12ч) | |||||||||
1 | Специфика русской народной музыкальной культуры | 1 |
|
| Наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, рудовые песни | Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю Владеть навыками музицирования Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
| Ответ на уроке |
| |
2 | Основные жанры русской народной музыкальной культуры | 1 |
|
| Былины, лирические песни, частушки | Ответ на уроке |
| ||
3 | Образцы песенной и инструментальной народной музыки | 1 |
|
| Понятие «вокальная музыка», «инструментальная музыка» | Музыкальная викторина | Музыкальный фольклор России "Уральская рябинушка" Е.Родыгин | ||
4 | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия | 1 |
| Хоровой концерт, всенощная, литургия | Ответ на уроке |
| |||
5 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) | 1 |
|
| Музыкальная речь, поэтическая речь
| Ответ на уроке |
| ||
6 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) С.В. Рахманинов романс "Сирень" | 1 |
| Ответ на уроке |
| ||||
7 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) Ф.Шуберт | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
8 | Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
9 | Выдающиеся зарубежные исполнители. | 1 |
|
| Э Карузо, М.Каллас, В.Горовиц | Ответ на уроке |
| ||
10 | Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского | 1 |
|
| Подготовка презентации на тему «Лауреаты конкурса им.П.И.Чайковского» |
| |||
11 | Творчество отечественых композиторов-песенников, ставшего "музыкальным символом" своего времени | 1 |
|
| И.О.Дунаевский, А.В.Александров | Ответ на уроке | Авторские песни урала, О. Митяев | ||
12 | Спиричуэл, блюз. | 1 |
|
| Э.Фицджеральд | Ответ на уроке |
| ||
Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки (11ч) | |||||||||
13 | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах | 1 |
|
| Двухчастная, трехчастная форма, рондо | Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки. Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям. Уметь производить сравнение и анализ камерной инструментальной и симфонической музыки разных стилей, жанров и форм. Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным и жанровым проявлениям его принадлежности к определенному течению, художественному направлению, композиторской школе. Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности. Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства. Совершенствовать умения и навыки самообразования. | Ответ на уроке |
| |
14 | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах | 1 |
|
| Сюита, сонатно-симфонический цикл | Ответ на уроке |
| ||
15 | Жанры светской музыки: камерная инструментальная | 1 |
|
| Этюд, прелюдия, ноктюрн, баллада, вальс, мазурка, полонез
| Ответ на уроке |
| ||
16 | Жанры светской музыки: камерная инструментальная, Ф.Шопен | 1 |
|
| Ответ на уроке | ||||
17 | Жанры светской музыки: соната, концерт, симфония | 1 |
|
| Концерт, концертная симфония | Ответ на уроке |
| ||
18 | Жанры светской музыки. А.Вивальди "Времена года", "Итальянский концерт" | 1 |
|
| Программная музыка
| Ответ на уроке |
| ||
19 | Жанры светской музыки. Свиридов Музыкальные иллюстрации "Метель" | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
20 | Жанры светской музыки. Л.Бетховен "Эгмонт" | 1 |
|
| Увертюра | Ответ на уроке |
| ||
21 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.Г. Шнитке | 1 |
|
| Сюита в старинном стиле | Пополнение личной фонотеки | |||
22 | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов XX века. К.Орф, М.Равель | 1 |
|
|
| Пополнение личной фонотеки |
| ||
23 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Рефератифвные работы на тему «Разнообразие вокальной и инструментальной музыки» | Музыкальная жизнь Урала Анатолий Давидович Кривошей | |||
| Музыкальный образ и музыкальная драматургия (12ч) | ||||||||
24 | Образы духовной музыки: реквием |
|
|
| Моцарт «реквием» | Рассуждать о различии и общности законов жизни и музыки. Исследовать развитие музыкальных образов в сочинениях больших и малых форм, стараясь выявить и объяснить все драматургические моменты законами жизни. Понимать музыкальную драматургию как способ воплощения диалектической сущности законов жизни. Выявлять в музыкально-драматургическом процессе конфликтность и интонационные взаимосвязи, противоречивость и переход образов друг в друга. Приводить конкретные примеры того, как содержание определяет форму музыки. | Ответ на уроке |
| |
25 | Жанры светской музыки: опера, балет | 1 |
|
| Драматургия, конфликт | Сообщение на тему «Опера и балет в творчестве русских композиторов» |
| ||
26 | Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж.Бизе, Д.Верди | 1 |
|
| Инструментальная музыка, вокальная музыка, опера, балет.
| Музыкальная викторина |
| ||
27 | Жанры светской музыки: опера. Чайковский "Ромео и Джульетта" | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
28 | Жанры светской музыки: балет. Прокофьев "Ромео и Джульетта" | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
29 | Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. (Л.Бернстайн "Вестсайдская история". Мюзикл) | 1 |
|
| Выразительность, изобразительность | Ответ на уроке |
| ||
30 | Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. ( Н.Рота муз. к к/ф "Ромео и Джульетта") | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
31 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Глюк "Орфей и Эвридика". Опера | 1 |
|
| Образ-портрет, образ-пейзаж | Ответ на уроке |
| ||
32 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Журбин "Орфей и Эвридика".Рок-опера | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| |||
33 | Певческие голоса, хоры, оркестры | 1 |
|
|
"Ла-Скала" (Италия, Милан), "Гранд-опера" (Франция, Париж), "Ковент-Гарден" (Англия, Лондон), "Метрополитен-опера" (США, Нью-Йорк) | Пополннение личной фонотеки |
| ||
34 | Всемирно известные театры оперы и балета | 1 |
|
| Реферативные работы на тему «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» |
| |||
35 | Обобщение и повторение материала |
|
|
|
| Ответ на уроке | Е.Родыгин "А мне все кажется" из к/ф "Во власти золота" |
7 классс | ||||||||||
№ п/п | Название раздела. Тема. | К-во час. | Дата | Кор-ка даты | Федеральный государственный образовательный стандарт | НРК | ||||
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | ||||||||
Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох (13ч) | ||||||||||
1 | Стилевая основа музыки. Вводный урок | 1 |
|
| Класика и современность | Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор- исполнитель-слушатель). Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров. Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных стилей и жанров. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения. | Ответ на уроке |
| ||
2 | Особенности музыки эпохи возрождения и барокко | 1 |
| Месса, вокально-драматический жанр | Ответ на уроке | Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители | ||||
3 | Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке | 1 |
|
| Сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кода | Ответ на уроке |
| |||
4 | Особенности венской классической школы. И.Гайдн "Симфония №103" | 1 |
| Симфония | Ответ на уроке |
| ||||
5 | Особенности венской классической школы. В. Моцарт "Симфония №40" | 1 |
|
| Главная партия, побочная партия, контраст | Ответ на уроке |
| |||
6 | Особенности венской классической школы. Л.Бетховен "Соната № 8" | 1 |
| Ответ на уроке |
| |||||
7 | Особенности венской классической школы. Л.Бетховен "Симфония № 5" |
|
| Мотив судьбы | Ответ на уроке |
| ||||
8 | Романтизм в западноевропейской музыке | 1 |
|
| Лирико-драматическая симфония | Ответ на уроке |
| |||
9 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Р.Шуман | 1 |
|
|
| Подготовка сообщений на тему «Шуман-жизнь и творчество» |
| |||
10 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. И.Штраус | 1 |
|
| Жанры в творчестве И.Штрауса | Подготовка сообщений на тему «Штраус-король вальсов» |
| |||
11 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Ф.Лист | 1 |
| Рапсодия, прелюдия. | Ответ на уроке |
| ||||
12 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Э.Григ | 1 |
|
| Симфоническая юита | Музыкальая викторина |
| |||
13 | Обобщение и повторение материала | 1 |
| Возрождение, барокко, классицизм, романтизм | Музыкальая викторина | В.Вольфович "Наш дом" | ||||
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы (11ч) | ||||||||||
14 | Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы | 1 |
|
|
| Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. | Ответ на уроке | |||
15 | Характерные черты русской национальной музыкальной школы (В.Калинников "Симфония №1") | 1 |
| Ответ на уроке |
| |||||
16 | Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы (М. И. Глинка опера "Иван Сусанин") | 1 |
|
| Героико-трагическая опера, картинность | Ответ на уроке |
| |||
17 | Картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы (А.Бородина опера "Князь Игорь") | 1 |
| Русская эпическая опера | Ответ на уроке |
| ||||
18 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргского | 1 |
|
| Мусоргский «Картинки с выставки» | Музыкальная викторина |
| |||
19 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве, Н.А. Римского-Корсакова | 1 |
|
| Римский-Корсаков «Золотой петушок», «Скаазка о царе салтане», «Садко» | Сообщение на тему "Римский-Корсаков-русский музыкальный сказочник» |
| |||
20 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского ("Симфония №5") | 1 |
| П.И.Чайковский "Симфония №5" |
| Ответ на уроке |
| |||
21 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С.В.Рахманинова | 1 |
|
| Всенощная, древние песнопения | Ответ на уроке |
| |||
22 | Особенности проявления романтизма в русской музыке | 1 |
|
| Рахманинов «Задремали звезды» | Ответ на уроке |
| |||
23 | Исполнение как искусство интерпретации. | 1 |
|
| Транскрипция, интерпретация | Ответ на уроке |
| |||
24 | Выдающиеся российские исполнители: С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др. | 1 |
|
| С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др. | Ответ на уроке | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков | |||
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве (11ч) | ||||||||||
25 | Стилевое разнообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.) | 1 |
|
| Полистилистика | Понимать музыку в целом как «звуковую печать» эпохи. Воспринимать знаковые произведения музыкального искусства в логике чередования в культуре эпох, художественных направленностей, стилей, школ. Понимать непреходящее значение музыкальной классики как музыки, закономерно преодолевшей границы своего времени. Давать характеристику творческой манере композитора и тем самым выявлять его принадлежность к определенной музыкальной эпохе. Знать основные жанры джазовой музыки, особенности ее ратмики и интонирования, широкие возможности для импровизаций. Понимать современное состояние массовой музыкальной культуры как противостояние возвышенного и низменного. | Ответ на уроке |
| ||
26 | Характерные черты музыки различных стилевых направлений |
|
|
| Класика, современность
| Ответ на уроке |
| |||
27 | Симфоджаз (Дж.Гершвин) | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| ||||
28 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.И.Хачатурян | 1 |
|
|
Дивертисмент, сольные и массовые танцы (классические и характерные), па-де-де, музыкально-хореографические сцены | Ответ на уроке |
| |||
29 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. Р.Щедрин "Кармен-сюита". Балет | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| ||||
30 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. С.Прокофьев. "Соната №2", "Симфония №1" | 1 |
|
| С.Прокофьев. "Соната №2", "Симфония №1" | Ответ на уроке |
| |||
31 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.Д.Шостакович "Симфония №7" | 1 |
|
| Д.Шостакович "Симфония №7" | Ответ на уроке |
| |||
32 | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности XX века. (Б.Бриттен, А.Шенберг) | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
33 | Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов современности | 1 |
|
|
| Презентация на тему «Выдающиеся композиторы современности» | Челябинские композиторы. А.Кривошей | |||
34 | Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования | 1 |
|
| Музей музыкальной культуры и музыкального оразования, Московская Государственная консерватория имени П.И.Чайковского Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова | Музыкальная викторина |
| |||
35 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Ответ на уроке |
|
7. Учебно-методический комплекс
Программа | Учебник | Учебная дополнительная литература для учащихся | Учебно – методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся |
Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 | Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. | Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 5класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение ина, Е.А. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 5 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. |
8. Материально- техническое обеспечение
Информационные источники (печатные пособия)
- Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.
- Методические пособия (рекомендации по проведению уроков музыки).
- Методические журналы по искусству.
- Учебно0методические комплекты, учебники по музыке, соответствующие выбранной программе.
- Хрестоматии с нотным материалом.
- Сборники песен и хоров.
- Словари.
- Энциклопедии.
- Книги о музыке, научно-популярная литература по искусству.
Специализированные информационные источники
- Музыка//средства ИКТ//цифровые образовательные ресурсы//информационные источники//специализированные//по музыке
- Иллюстрации по музыке.
- Галерея портретов выдающихся композиторов.
- Фонохрестоматия по музыке.
Музыкальные инструменты
- Комплект музыкальных инструментов (фортепиано, гитара, баян).
- Клавишный синтезатор.
Средства информационно-коммукационных технологий (ИКТ)
- Универсальный настольный компьютер.
- Цифровой проектор.
- Экран настенный.
Специализированные средства ИКТ
9. Планируемые предметные результаты освоения курса ООП ООО по музыке
Содержательный компонент | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
5 класс | ||
Музыка как вид искусства | • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимо дополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно- творческой деятельности. | • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально- эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения. |
6 класс | ||
Музыкальный образ и музыкальная драматургия | • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. | • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. |
7 класс | ||
Музыка в современном мире: традиции и инновации | • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета. | • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...
Рабочая программа по математике для 9 класса на 2014-2015 учебный год
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:1.Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мне...
Рабочая программа Горячев А.В. 2 класс(ФГОС) 2014-2015 уч.год
Данная рабочая программа учебного курса информатики для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы по информатике для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений автор...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС), 2014 - 2015 год
Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом ФГОС. Используемый УМК: 1.Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Льво...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС), 2014-2015 год
Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор- составитель С.И.Львова.Используемый...