Рабочая программа Горячев А.В. 2 класс(ФГОС) 2014-2015 уч.год
методическая разработка по информатике и икт на тему
Данная рабочая программа учебного курса информатики для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы по информатике для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора Горячев А.В. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_klass_fgos_bochek.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56» | |
Программа согласована с научно-методическом советом Протокол № ___ от «___» ____ 2014г. Руководитель научно-методического совета ___________________ А.Н.Зубарева Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики и информатики Протокол № ___ от «___» ____ 2014г. Руководитель методического объединения ___________________ Чучумашева Л.В. | Утверждаю Директор школы ______________ Л.Л.Тамбовцева |
Рабочая программа по курсу ИНФОРМАТИКИ для 2 класса на 34часа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному Приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897. | |
Составитель программы учитель информатики Бочек Андрей Иванович | |
г.Новокузнецк 2014-2015 г. |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного курса информатики для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы по информатике для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора Горячев А.В. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Информатика. 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2 – х частях. – Изд. 3 – е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»). И методическое пособие для учителя Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения, является программой базового уровня обучения.
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является использование методики составного урока на основе дифференцированного подхода, учет психолого-физиологических возрастных особенностей обучающихся, уровня развития мышления, памяти, речи, внимания.
Цель:
- Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- Формирование таких общеучебных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и другие;
- Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование использования средств информационых и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умении и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представлять ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного процесса
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров;
- могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
Место учебного предмета в учебном плане
Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).
Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.
Содержание учебного предмета
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Тематическое планирование с определение основных видов деятельности
Наименование раздела | № урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Диагностический инструментарий |
План действий и его описание | 1-2 | Вводный инструктаж по ТБ. Признаки предметов | Познакомить учащихся с правилами техники безопасности и гигиены при работе на компьютере; дать учащимся общие представления о признаках предметов. | |
Описание предметов | Дать представление об описании предметов; описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам. | |||
3-4 | Состав предметов | группировать предметы по разным признакам и составу; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. | ||
Действия предметов | Описывать предметы через их признаки, составные части, действия; научить обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | |||
5-6 | Симметрия | Дать представление симметрии; систематизация знаний учащихся по построению симметричных изображений; обучение построению симметричных изображений фигур, нахождению оси симметрии некоторых фигур; | ||
Координатная сетка | Познакомить учащихся с понятием системы координат; научить находить объекты на координатной сетке; | |||
7-8 | Контрольная работа №1 «Отличительные признаки и составные части предметов» | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Отличительные признаки и составные части предметов». | ||
Работа над ошибками. Анализ Контрольной работы. | Научить анализировать свою работу и научиться находить ошибки и исправлять их. | |||
9-10 | Действия предметов | Научить определять и называть действия предметов; научить определять результат действия; научить определять действие, которое привело к данному результату. | ||
Обратные действия | Закрепить знания об обратных действиях, последовательности событий, алгоритме. | |||
Отличительные признаки и составные части предметов | 11-12 | Последовательность действий | Провести подготовку к введению понятия «алгоритм»; научить определять последовательность событий; | |
Алгоритм | Ввести понятие «алгоритм»; научить составлению и выполнению алгоритма; научить поиску ошибок и исправлению алгоритма. | |||
13-14 | Ветвление | Повторение понятия “алгоритм”, знакомство с новой алгоритмической конструкцией, закрепление понятия “ветвление”; | ||
Контрольная работа №2 «План действий и его описание» | Проверить качество усвоения учебного материала по теме: «План действий и его описание» | |||
15-16 | Работа над ошибками. Анализ Контрольной работы. | Научить анализировать свою работу и научиться находить ошибки и исправлять их. | ||
Повторение изученного материала по разделу. Множество. Элементы множества. | Повторить и закрепить пройденный материал. Ввести понятие «множество»; ввести понятие «элементы множества»; научить определять принадлежность элемента множеству. | |||
17-18 | Способы задания множества | Закрепить у учащихся знания понятий «множество» и «элемент множества»; научить способам задания множеств: перечисление и задание общего свойства элементов. | ||
Сравнение множеств. | Познакомить с понятием «равенства множества», « пустое множество»; помочь научиться сравнивать множества по числу элементов. | |||
19-20 | Отображение множеств | Изучить понятие «отображение множеств», научить ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества. | ||
Кодирование | Познакомить с кодированием информации. | |||
Логические рассуждения | 21-22 | Вложенность множеств | Изучить отношения между множествами: включения и равенства; познакомить с понятием «вложенности» (включения) множеств; познакомить с понятием «подмножество»; изучить равенство множеств, как частный случай включения. | |
Пересечение множеств | Начать изучение операций над множествами; познакомить учащихся с понятием «пересечение» множеств;научить определять элементы, принадлежащие пересечению множеств (классификация по двум и более свойствам). | |||
23-24 | Объединение множеств | Дать представление об объединении множеств. Научить определять элементы, принадлежащие и не принадлежащие объединению множеств. | ||
Контрольная работа №3 «Множества» | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Множества» | |||
25-26 | Работа над ошибками. Анализ Контрольной работы. | Научить анализировать свою работу и научиться находить ошибки и исправлять их. | ||
Повторение изученного материала по разделу. | Повторить и закрепить пройденный материал. | |||
27-28 | Высказывание. Понятия «истина» и «ложь» | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. | ||
Отрицание | закрепить понятия “истина”, “ложь”; познакомить с понятием “отрицание”; научить отрицанию некоторого свойства с помощью частицы “не”; научить классифицировать предметы по одному свойству. | |||
29-30 | Высказывание со связками «И», «ИЛИ» | Обобщить понятия высказывание, отрицание; строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». | ||
Графы. Деревья | Отображать предложенную ситуацию с помощью графов; способствовать формированию умения классифицировать и узнавать предметы по нескольким свойствам (с помощью дерева); | |||
31-32 | Комбинаторика. | формировать представление учащихся о понятии комбинаторика; научить решать некоторые задачи комбинаторного типа. | ||
Контрольная работа № 4 «Логические рассуждения» | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Логические рассуждения» | |||
33-34 | Работа над ошибками. Анализ Контрольной работы. | Научить анализировать свою работу и научиться находить ошибки и исправлять их. | ||
Повторение изученного материала по разделу. | Повторить и закрепить пройденный материал. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК по информатике издательства «Баласс».
А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина, Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики для 2-го класса.
Планируемые результаты изучения информатики
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015
Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015...
Рабочая программа по русскому языку 10 кл. 2014-2015 уч. г.
Программа разработана на основе учебной линии Н Гольцовой...
Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...
Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа по физике 7-9 класс 2014-2015 учебный год
В этом учебном году школа проходит акредитацию, в связи с этим были сделаны программы с учетом требований управления образования.Программа для 7-9 класса по учебнику Пёрышкин...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС), 2014-2015 год
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.УМК под редакцией Г.В. Москвина: Москвин...