"Музыка - оружие в борьбе за свободу!"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки по теме "Музыка – оружие в борьбе за свободу!"
Цель: Показать учащимся роль музыки, песни в жизни человека на примере творчества М. Теодоракиса.
Задачи:
- Приобщать обучающихся к традициям других народов.
- Воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре греческого народа.
- Уметь анализировать музыку.
Оборудование Музыкальный центр, музыкальные записи, портрет композитора, иллюстрация греческого музыкального инструмента бузуки, иллюстрации Греции.
Ход урока
…Песня и стих – это бомба и знамя.
В. Маяковский.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие в далёкую страну – Греция. А путешествие наше будет не обычное, а музыкальное. Что вы знаете о Греции? Может, кто-то из вас был в этой удивительной стране? (Ответы детей.).
– Действительно, Греция великая страна расположенная на Балканском полуострове. Чистые и уютные городки Греции располагаются у подножия гор (Приложение 1). Пятая часть Греции – острова. Они очень живописны. Столица Греции – Афины, едва ли не самая молодая, и в тоже время самая древняя европейская столица. Современные Афины построены за последние сто с лишним лет. Современное градостроительство запретило строить дома в Афинах не выше девяти этажей, чтобы не закрывать вид старых колонн древнего города (Приложение 2). Также удивительный народ в Греции. Среди них было немало великих учёных, проникшие во многие тайны мира: Пифагор, Архимед, Аристотель. Боги у греков имели человеческий образ, а герои, рождённые, от браков богов и людей были могучи, отважны и умны. Греки – жизнерадостный народ. Они любят шутки, меткое слово. Ни один воскресный день не проходит без музыки и танцев.
Когда–то в Греции – солнечной Элладе, создавшей, в давние времена светлую, человеколюбивую культуру, прекрасное, полное жизни искусство – произошёл фашистский переворот. Власть захватили в свои руки враги греческого народа – фашистские полковники. Страну покрыли чёрные тучи. Это было в 1967 году. С первых дней фашистской оккупации греческий народ повёл решительную борьбу за изгнание захватчиков. Лучшие люди Греции встали на защиту своей Родины. В первых рядах бойцов был музыкант – композитор Микис Теодоракис (Приложение 3). Его оружием стали его песни, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за её свободу. Микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено. Но на окраине Афин, в маленьком кабачке, собирались любители песен – единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер певец аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, которые можно было услышать по радио и телевидению. Почему же сюда приходило столько людей? Чего они так терпеливо ждали? Каждый вечер наступала минута, когда музыкант переставал петь. Он клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его лица, его глаз все присутствующие понимали, что он молчит песни Теодоракиса. И вместе с ним все тоже молчали песни своего любимого композитора. То есть песни звучали внутри каждого, так, как они могли быть арестованы. Задумайтесь: песни не поют, а молчат! И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством, единой мыслью: свободу Родине! Песни, которые молчат становятся оружием в борьбе! И одну из таких песен мы сейчас послушаем. Эта песня называется “На побережье тайном”.
Звучит музыка.
Вопросы:
- Ваши впечатления о музыке? (Высказывания детей.)
- Как она звучала? (Спокойно, уравновешенно, мирно, беззаботно, добродушно.)
- В чём своеобразие этой музыки? (Исполнялась на греческом языке, греческие народные песенные интонации.)
Учитель: Поёт эту песню девятнадцатилетняя греческая певица Мария Фарандури в сопровождении маленького ансамбля: гитара, рояль, ударные и греческий струнный инструмент – бузуки (Приложение 4). Когда этот ансамбль вместе с Марией Фарандури был в Москве и записывал на пластинку песни Микиса Теодоракиса, сам композитор находился в тюрьме.
Вопросы:
- Почему Мария Фарандури в сопровождении маленького ансамбля записывала пластинку песен Микиса Теодоракиса в Москве, а не в Греции? (Так как песни М. Теодоракиса были запрещены в Греции. Музыкантов могли арестовать за исполнение песен этого композитора.)
- Как вы думаете: о чём пела Мария Фарандури? (О том с каким вдохновением, с кокой любовью смогли бы жить люди на земле, если бы они были свободны.)
Учитель: Не зная греческого языка, по самой музыке и по её исполнению мы можем почувствовать глубокую человечность этой песни, её пронизывающую жажду счастливой, спокойной жизни, а так же глубокую любовь к родной земле. Греческие народно – песенные интонации – основа этой своеобразной музыки.
Вторая песня Микиса Теодоракиса называется “Я – фронт!”. Внимательно вслушайтесь в музыку и сравните с предыдущей.
Звучит музыка
Вопросы:
- Одинаково ли звучали песни? (Нет.)
- Какая музыка по исполнению? (Призывная, ликующая, твёрдая, суровая, победная.)
- Всегда ли в этой песне музыка звучала одинаково? (Нет, второй куплет контрастный первому.)
- Кто исполняет эту песню? (Детский хор и музыкальный инструмент – рояль.)
- Что необычного заметили вы в звучании второго куплета этой песни? (Греческий народный танец “Сиртаки”.)
- Как вы думаете: музыка делает, людей сильнее помогая в борьбе с врагом? (Да.)
- Мы можем сказать, что музыка имеет огромную силу? (Да.)
Учитель: Я хочу рассказать вам одну историю. Когда люди узнали, что вот – вот должны прийти фашисты в их деревню, они ушли в море, исполняя свой национальный танец “Сиртаки”. Когда исполняется этот танец, руки кладут на плечи друг другу. Представьте себе какое единение. Сплочение всех людей. Даже во время Великой Отечественной Войны люди шли на расстрел с песнями. Музыка во все времена была поддержкой для человека.
Фашистская хунта вынуждена была отступить под воздействием международной общественности. Микис Теодоракис был освобождён из тюрьмы. Вот что означают слова: “Песня и стих – это бомба и знамя!”.
Вот и закончилось наше путешествие по Греции.
Вопросы:
- С какими песнями познакомились на уроке?
- Какой композитор их написал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...
На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова....
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....
Нидерланды в борьбе за свободу. 7 кл.
Технологическая карта....
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения....
урок музыки в 6 классе «Музыка – оружие в борьбе за свободу»
laquo;Преобразующая сила музыки»...