Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_a._urok_literatury_6_klass.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.Б.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 2 г. Серпухова Московской области
Урок литературы. 6 класс.
УМК п/р В.П. Полухиной.
Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова.
Жажда борьбы и свободы…
- Цель урока:
познакомить учащихся с особенностями лирики М.Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Парус».
Задачи урока:
- дать основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста;
- объяснить смысл и назначение приема «инверсия».
- Оформление доски (заполняется по ходу урока):
Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник; 2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств. Фразеологический оборот: не находить себе места. | Михаил Юрьевич Лермонтов Парус Прямой порядок слов: 1 2 3 4 5 Одинокий парус белеет в голубом 6 7 тумане моря. Инверсия: 3 2 1 Белеет парус одинокий 4 6 7 5 В тумане моря голубом. Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении. | Средства выразительности: эпитеты одинокий мятежный интонация вопросительная восклицательная паузы строение строф инверсия |
- Ход урока:
- Чтение стихотворения учителем (наизусть), учащиеся следя по тексту.
- Вопросы на понимание содержания текста:
- Всё ли понятно в этом стихотворении?
- О чём оно? (О лодке под парусом, плывущей в море).
- Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.
3. Сравните ваш пейзаж с акварелью «Парус» М.Ю. Лермонтова.
- Какие краски вы использовали бы? (Белый, голубой, лазурный, золотой, синий, черный, коричневый).
- Совпадают ли картины, «нарисованные» вами в вашем воображении и созданная М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Парус»? (Не совсем).
- В чём разница между стихотворением поэта и вашим словесным рисунком? (Затрудняются ответить).
4. В стихотворении М.Ю. Лермонтова есть какая-то тайна, загадка. Попробуем разгадать её.
- Какие красочные определения, образные определения (эпитеты)подбирает поэт к слову
«парус»?
Парус – одинокий, мятежный (записать в тетрадь).
- В нашей обыденной речи можно к парусу приложить такие определения? (Нет).
- О ком так можно сказать? (О человеке).
Одинокий человек, мятежный человек (записать в тетрадь).
- Что означает слово «мятежный»? (сначала дают свое понимание, потом знакомятся со словарными статьями из Академического толкового словаря, т. 2, 3).
Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник;
2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.
Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств.
Фразеологический оборот: не находить себе места.
Иными словами, мятущийся, мятежный – «не может найти себе места».
- Найдите в стихотворении строки, характеризующие это состояние.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!..
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Какие интонации слышатся в этих предложениях? (Вопросительные, восклицательные).
- Обратите внимание: в стихотворении 4 раза стоит знак «многоточие» Что он обозначает? (Недосказанность, недоговоренность, незавершенность мысли, немой вопрос).
- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы? И возможны ли они вообще? (Нет).
Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается отвеом, а в этом стихотворении ответа нет. Состояние возбужденности, взволнованности, тревоги не рассеивается, а усиливается.
5. А теперь зачитайте только 1 и 2 строки каждой строфы. О чём они? (В них собственно и
представлена картина моря, по которому плывет парус (лодка) - то, что «рисовали» дети
словами в начале урока).
Вывод: стихотворение М.Ю. Лермонтова передает не только картину плывущего по морю
паруса, но и состояние человека: взволнованность, тревогу, смятение, борьбу
противоположных чувств, переживание. Образ паруса сложен. Это не просто объект
изображения, а способ передачи состояния души, внутренних переживаний человека.
6. С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось передать такое
сложное состояние?
Эпитеты; интонация вопроса, восклицания; паузы (многоточие); строение строф, основанное на противопоставлении смысла 1-2 и 3-4 строк.
- А как поэт строит предложения?
Записать предложение с прямым порядком слов:
1 2 3 4 5 6 7
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Разобрать по членам предложения; доказать, почему мы называем это порядок слов прямым.
Сравнить с предложением в тексте:
3 2 1
Белеет парус одинокий
4 6 7 5
В тумане моря голубом.
(Учащиеся обращают внимание на изменение порядка слов: поэт меняет местами подлежащее и сказуемое «белеет парус», определение и подлежащее «парус одинокий», обстоятельство и определение к нему «в тумане … голубом», разделяет определение и обстоятельство дополнением «в тумане моря голубом»).
Вывод: Такое изменение (нарушение) прямого порядка слов в художественном стихотворном тексте не только подчиняется ритмическому рисунку, но и является средством выразительности, придает фразе напряженность, неровность, привлекает внимание читателя, слушателя к отдельным словам в предложении, очевидно, важным для понимания смысла стихотворения. Этот прием называется инверсия. (Записать в тетрадь).
Прочитать в учебнике на стр. 152 об инверсии.
IV. Итог урока:
- О чем же стихотворение М.Ю. Лермонтова?
(В стихотворении изображена неуспокоенная, мятежная душа человека, его жажда борьбы и свободы).
- Попытайтесь самостоятельно прочесть эти строки и донести до слушателей состояние души героя. (Чтение стихотворения учащимися).
V. Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Учебник – стр. 152 – повторить, что такое инверсия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
"Музыка - оружие в борьбе за свободу!"
Урок музыки. 6 класс....
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....
Нидерланды в борьбе за свободу. 7 кл.
Технологическая карта....
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения....
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения"....