Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Корейс Елена Геннадьевна

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_parusu.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус » Учитель ГСК ОУ № 480 Кировского района Санкт-Петербурга Корейс Е. Г .

Слайд 2

Цели урока: Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова; Определить основной мотив стихотворения; Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил; Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства; Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов Сведения о жизни поэта М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский . 1837

Слайд 4

География Лермонтова Имение Тарханы Московский благородный пансион Петербург Школа Гвардейских Прапорщиков Дуэль в Пятигорске Ссылка на Кавказ

Слайд 5

Родители поэта Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795 – 1817 ) , её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет . Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив

Слайд 6

протекало в поместье бабушки, Тарханах , Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство Лермонтова М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818

Слайд 7

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Слайд 8

1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе Московский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца. Автопортрет Обучение в пансионе

Слайд 9

В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. Трагическая гибель. 1841 М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г.

Слайд 10

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Слайд 11

. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова Автопортрет

Слайд 12

Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю? Сообщение темы урока

Слайд 13

Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри

Слайд 14

Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832

Слайд 15

Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Одинокий Покой Мятежный Какое чувство вызывает парус у самого поэта? ( сочувствие ) Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

Слайд 16

- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море? (перемены, трагедия) ( жизнь, судьбу )

Слайд 17

Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы. Работа с черновиками стихотворения

Слайд 18

Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? I строфа (точечным) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Слайд 19

Чтение второй строфы . - Как меняется изображение паруса? Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ( Приближение через звук). - Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Слайд 20

Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление) - Что же нужно парусу? (буря и покой). - Что же это за слова в русском языке? (антонимы). - А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

Слайд 21

Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

Слайд 22

Домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть; 2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»; 3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».

Слайд 23

Ссылки: Музей в Тарханах Романс Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащ...

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Парус"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения....

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения"....

Конспект урока по литературе "М.Ю.Лермонтов "Парус"

Конспект урока по литературе для 6 класс по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Парус"...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил".

Презентация является ярким дополнением к уроку по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил"....