Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_6_kl_-_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус».
Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения».
Учитель русского языка и литературы Скворцова М.В.
Цели урока:
1.Образовательные:
1) Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;
2) Продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю. Лермонтова – «Парус»- «грустный приговор всеотрицанию»;
3) Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.
2. Развивающие:
1) Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;
2) Продолжить развитие навыка выразительного чтения стихотворения;
3. Воспитывающие:
1) содействие эстетическому образованию учащихся;
2) воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;
3) воспитание культуры труда.
Оборудование урока:
1.Портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)
2.Репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.
3. Компьютер, проектор.
4. Презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
Краткий рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
(Прослушивание сообщения учащегося.)
3. Обобщение учителя о поэте.
Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.
4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова.
- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.
- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?
- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?
- Прочитайте эпиграф к статье поэта?
- Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир
раздумий и желаний поэта?
5. Сообщение темы урока.
- Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова
« Парус».
История создания стихотворения (сообщение ученика)
Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву).
Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.
- Символом чего может быть для вас слово « парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?
6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения « Парус».
- Послушайте стихотворение Лермонтова «Парус».
- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?
- Какое настроение возникает в связи с этим произведением? (грустное, взволнованное, печальное).
-Какое слово определяет это настроение? (эпитет «одинокий»)
- Эпитет «одинокий стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Такой приём в литературе называется инверсией.
Запись в тетради:
Инверсия – необычный порядок слов в предложении. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.
7.Анализ стихотворения.
- Выделите основные ключевые слова стихотворения.
Буря одинокий
Покой мятежный
- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)
- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)
- Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт?
- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)
- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)
- Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.
- Оно разное. Сначала туманное (« в тумане моря»-метафора), потом игривое(играют волны - олицетворнение), затем спокойное.
- Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.
- «Одинокий и мятежный»
- Правильно. Известно, что в черновом варианте было: « Белеет парус отдаленный».
- Почему Лермонтов заменил одно слово другим?
- Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет, но и состояние души человека.
- Что этим достигается?
- « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.
- Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?
- Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
I строфа
1 стих } состояние мира 3 стих вопросы автора
2 стих 4 стих
- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? (точечным)
- Чтение второй строфы.
- Как меняется изображение паруса?
- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук).
- Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)
Обобщение учителя:
- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.
- К чему свойственно стремление человека? (к счастью)
- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.
- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении?
( туман – загадка, предвестия; потом - это разражается в трагедию).
- Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа – парус между двух начал).
- В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему? (луч выделяется)
- Какие это краски? (божественные)
- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).
Обобщение учителя:
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)
- А в последней? (мятежный)
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – «мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
- В сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
8. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.
9. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.
- Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в живописи и в музыке.
- Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский, а также Куинджи, С. Щедрин.
- Рассмотрите репродукции.
- Какие краски использует художник, изображая море?
- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений
- Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова в исполнении С. Лемеша.
Прослушивание записи. Определение характера музыки
На доске слова для справок:
напряжённо | задумчиво |
стремительно | размеренно |
взволнованно | не спеша |
бурно | торжественно |
порывисто | спокойно |
Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.
А что подчеркнул певец, исполняя романс?
А для вас, что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).
11.Домашнее задание.
1) выучить стихотворение наизусть;
2) сделать иллюстрацию к стихотворению.
12. Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
Урок в 5 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов "Бородино""
Технологическая карта урока....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения....
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения"....