Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_parus.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -
основной мотив стихотворения.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;
  • изучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» - «грустный приговор всеотрицанию»;
  • показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.
  1. Развивающие:
  • 1)  Сформировать навыки   сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;
  • 2)  Продолжить развитие навыка выразительного чтения стихотворения;
  • 3) развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
  1. Воспитывающие:
  • содействие эстетическому образованию учащихся;
  • воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;
  • воспитание культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

  • портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)
  • репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.
  • презентация
  • романс А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий»
  • аудиозапись чтения стихотворения «Парус»
  • иллюстрации учащихся к стихотворению «Парус».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Переход к теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

15 октября 2014 года - 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой знаменательной дате и посвящается наш урок.

Чтение учителем стихотворения В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».

Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

2. Проверка домашнего задания.

- На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ (по статье учебника)  о судьбе М.Ю. Лермонтова.

Вопросы:

  1. Как прошло детство Лермонтова?
  2. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?
  3. Кто из писателей интересовал юного Лермонтова?
  4. Какие предметы изучал поэт в пансионе?
  5. Что ещё вам известно о жизни и творчестве Лермонтова?

Прослушивание сообщений учащихся.

3. Обобщение учителя о поэте. Презентация (слайды 1-10).

Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. «Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.

III. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова (слайд 11)

- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.

- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?

- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?

- Коллективное составление кластера (слайд 12)

IV. Знакомство со стихотворением «Парус» (слайды 13-21). 

1. Выразительное чтение стихотворения:

а) аудиозапись

б) чтение учащимися.

2. Вопросы для обсуждения:

- Символом чего может быть для вас слово «парус»?

- Как вы думаете, чем поражает человека море?

- Какое море в тихую погоду?

- А в бурю?

3. Вопросы на понимание содержания текста:

- Всё ли понятно в этом стихотворении?

- О чём оно? (О лодке под парусом, плывущей в море).

- Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.

Сравните ваш пейзаж с акварелью «Парус» М.Ю. Лермонтова.

- Какие краски вы использовали бы? (Белый, голубой, лазурный, золотой, синий, черный, коричневый).

-  Совпадают ли картины, «нарисованные» вами в вашем воображении и созданная М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Парус»? (Не совсем).

- В чём разница между стихотворением поэта и вашим словесным рисунком?

4. Работа с художественным словом

В стихотворении М.Ю. Лермонтова есть какая-то тайна, загадка. Попробуем разгадать её.

- Какие красочные определения, образные определения (эпитеты) подбирает поэт к слову «парус»?

Парус – одинокий, мятежный (записать в тетрадь).

- В нашей обыденной речи можно к парусу приложить такие определения? (Нет).

- О ком так можно сказать? (О человеке).

Одинокий человек, мятежный человек (записать в тетрадь).

- Что означает слово «мятежный»? (сначала дают свое понимание, потом знакомятся со словарными статьями из Академического толкового словаря, т. 2, 3).

Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник;

2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств.

Фразеологический оборот: не находить себе места.

Иными словами, мятущийся, мятежный – «не может найти себе места».

- Выделите основные ключевые слова стихотворения.

Учитель записывает на доске.

             

              буря                                                                                 одинокий

            покой           мятежный

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт?

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

- Посмотрим на доску. В черновом варианте было: «Белеет парус отдаленный». Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?

- «Белеет парус одинокий…», а потом говорится «он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили?  Каким было бы изображение? (точечным)

Чтение второй строфы. 

- Как меняется изображение паруса?

- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? (Приближение через звук).

- Каким предстает море?  (И радостное, и грустное: «Играют волны, но ветер свищет»)

- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.

- К чему свойственно стремление человека? (к счастью)

- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.

- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? (туман – загадка, предвестия; потом - это разражается в трагедию).

- В черновике стихотворения сначала было представлено «струя и луч»? Почему?  (луч выделяется)

- Какие это краски? (божественные)

- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось передать такое сложное состояние? (слайд 22)

(Эпитеты; интонация вопроса, восклицания; паузы (многоточие); строение строф, основанное на противопоставлении смысла 1-2 и 3-4 строк.)

       - А как поэт строит предложения?

       Записать предложение с прямым порядком слов:

         1           2           3    4       5             6          7

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Разобрать по членам предложения; доказать, почему мы называем это порядок слов прямым.

Сравнить с предложением в тексте:

      3         2             1

Белеет парус одинокий

  4       6        7          5

В тумане моря голубом.

(Учащиеся обращают внимание на изменение порядка слов: поэт меняет местами подлежащее и сказуемое «белеет парус», определение и подлежащее «парус одинокий», обстоятельство и определение к нему «в тумане … голубом», разделяет определение и обстоятельство дополнением «в тумане моря голубом»).

Вывод: такое изменение (нарушение) прямого порядка слов в художественном стихотворном тексте не только подчиняется ритмическому рисунку, но и является средством выразительности, придает фразе напряженность, неровность, привлекает внимание читателя, слушателя к отдельным словам в предложении, очевидно, важным для понимания смысла стихотворения. Этот прием называется инверсия. 

- Какие интонации слышатся в этих предложениях? (Вопросительные, восклицательные).

- Обратите внимание: в стихотворении 4 раза стоит знак «многоточие». Что он обозначает? (Недосказанность, недоговоренность, незавершенность мысли, немой вопрос).

- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы? И возможны ли они вообще? (Нет).

Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается ответом, а в этом стихотворении ответа нет. Состояние возбужденности, взволнованности, тревоги не рассеивается, а усиливается. Такой приём называется риторическим вопросом (вопросом, не требующим ответа).

5. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина, иллюстрациям учащихся.

- Рассмотрите репродукции.

- Какие краски использует художник, изображая море?

- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

- А какие картины нарисовали наши ученики-художники, как они изобразили парус?

6. Обобщение учителя по анализу стихотворения

- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.

- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)

- А в последней? (мятежный)

- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом –«мятежный»? (Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)

- Что же нужно парусу? (буря и покой).

- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).

- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.

- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

- Докажите, что основной мотив стихотворения – жажда борьбы и свободы.

V. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися (2 ученика).

VI.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Прослушивание современного исполнения романса (Хор Турецкого). Сопоставление настроений.

-Определите настроение стихотворения.

-Настроение романса.

- Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

VII. Обобщение (слайд 23). Рефлексия. Выставление оценок.

Продолжить предложение:

  • я считаю, что наиболее удачным на уроке было…
  • мне хотелось бы порекомендовать…
  • я сегодня открыл для себя…
  • я (не) доволен своим результатом…
  • меня порадовало…

VIII. Домашнее задание.

1) выучить стихотворение наизусть;

2) составить проект «Я и «Парус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_

Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...

Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащ...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....

Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...

На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова....

Конспект урока . М.Ю.Лермонтов "Парус".

Данная методическая разработка представляет собой анализ стихотворения М.Ю.Лемонтова "Парус", которая поможект учителю организовать работу на уроке....

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения"....