Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_parus.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -
основной мотив стихотворения.
Цели урока:
- Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;
- изучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» - «грустный приговор всеотрицанию»;
- показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.
- Развивающие:
- 1) Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;
- 2) Продолжить развитие навыка выразительного чтения стихотворения;
- 3) развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
- Воспитывающие:
- содействие эстетическому образованию учащихся;
- воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;
- воспитание культуры речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
- портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)
- репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.
- презентация
- романс А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий»
- аудиозапись чтения стихотворения «Парус»
- иллюстрации учащихся к стихотворению «Парус».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Переход к теме урока.
- Вступительное слово учителя.
15 октября 2014 года - 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой знаменательной дате и посвящается наш урок.
Чтение учителем стихотворения В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
2. Проверка домашнего задания.
- На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ (по статье учебника) о судьбе М.Ю. Лермонтова.
Вопросы:
- Как прошло детство Лермонтова?
- Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?
- Кто из писателей интересовал юного Лермонтова?
- Какие предметы изучал поэт в пансионе?
- Что ещё вам известно о жизни и творчестве Лермонтова?
Прослушивание сообщений учащихся.
3. Обобщение учителя о поэте. Презентация (слайды 1-10).
Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. «Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.
III. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова (слайд 11)
- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.
- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?
- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?
- Коллективное составление кластера (слайд 12)
IV. Знакомство со стихотворением «Парус» (слайды 13-21).
1. Выразительное чтение стихотворения:
а) аудиозапись
б) чтение учащимися.
2. Вопросы для обсуждения:
- Символом чего может быть для вас слово «парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?
3. Вопросы на понимание содержания текста:
- Всё ли понятно в этом стихотворении?
- О чём оно? (О лодке под парусом, плывущей в море).
- Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.
Сравните ваш пейзаж с акварелью «Парус» М.Ю. Лермонтова.
- Какие краски вы использовали бы? (Белый, голубой, лазурный, золотой, синий, черный, коричневый).
- Совпадают ли картины, «нарисованные» вами в вашем воображении и созданная М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Парус»? (Не совсем).
- В чём разница между стихотворением поэта и вашим словесным рисунком?
4. Работа с художественным словом
В стихотворении М.Ю. Лермонтова есть какая-то тайна, загадка. Попробуем разгадать её.
- Какие красочные определения, образные определения (эпитеты) подбирает поэт к слову «парус»?
Парус – одинокий, мятежный (записать в тетрадь).
- В нашей обыденной речи можно к парусу приложить такие определения? (Нет).
- О ком так можно сказать? (О человеке).
Одинокий человек, мятежный человек (записать в тетрадь).
- Что означает слово «мятежный»? (сначала дают свое понимание, потом знакомятся со словарными статьями из Академического толкового словаря, т. 2, 3).
Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник;
2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.
Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств.
Фразеологический оборот: не находить себе места.
Иными словами, мятущийся, мятежный – «не может найти себе места».
- Выделите основные ключевые слова стихотворения.
Учитель записывает на доске.
буря одинокий покой мятежный |
- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)
- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)
- Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт?
- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)
- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)
- Посмотрим на доску. В черновом варианте было: «Белеет парус отдаленный». Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?
- «Белеет парус одинокий…», а потом говорится «он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.
- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? (точечным)
Чтение второй строфы.
- Как меняется изображение паруса?
- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? (Приближение через звук).
- Каким предстает море? (И радостное, и грустное: «Играют волны, но ветер свищет»)
- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.
- К чему свойственно стремление человека? (к счастью)
- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.
- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? (туман – загадка, предвестия; потом - это разражается в трагедию).
- В черновике стихотворения сначала было представлено «струя и луч»? Почему? (луч выделяется)
- Какие это краски? (божественные)
- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).
- С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось передать такое сложное состояние? (слайд 22)
(Эпитеты; интонация вопроса, восклицания; паузы (многоточие); строение строф, основанное на противопоставлении смысла 1-2 и 3-4 строк.)
- А как поэт строит предложения?
Записать предложение с прямым порядком слов:
1 2 3 4 5 6 7
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Разобрать по членам предложения; доказать, почему мы называем это порядок слов прямым.
Сравнить с предложением в тексте:
3 2 1
Белеет парус одинокий
4 6 7 5
В тумане моря голубом.
(Учащиеся обращают внимание на изменение порядка слов: поэт меняет местами подлежащее и сказуемое «белеет парус», определение и подлежащее «парус одинокий», обстоятельство и определение к нему «в тумане … голубом», разделяет определение и обстоятельство дополнением «в тумане моря голубом»).
Вывод: такое изменение (нарушение) прямого порядка слов в художественном стихотворном тексте не только подчиняется ритмическому рисунку, но и является средством выразительности, придает фразе напряженность, неровность, привлекает внимание читателя, слушателя к отдельным словам в предложении, очевидно, важным для понимания смысла стихотворения. Этот прием называется инверсия.
- Какие интонации слышатся в этих предложениях? (Вопросительные, восклицательные).
- Обратите внимание: в стихотворении 4 раза стоит знак «многоточие». Что он обозначает? (Недосказанность, недоговоренность, незавершенность мысли, немой вопрос).
- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы? И возможны ли они вообще? (Нет).
Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается ответом, а в этом стихотворении ответа нет. Состояние возбужденности, взволнованности, тревоги не рассеивается, а усиливается. Такой приём называется риторическим вопросом (вопросом, не требующим ответа).
5. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина, иллюстрациям учащихся.
- Рассмотрите репродукции.
- Какие краски использует художник, изображая море?
- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
- А какие картины нарисовали наши ученики-художники, как они изобразили парус?
6. Обобщение учителя по анализу стихотворения
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)
- А в последней? (мятежный)
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом –«мятежный»? (Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
- Докажите, что основной мотив стихотворения – жажда борьбы и свободы.
V. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися (2 ученика).
VI.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Прослушивание современного исполнения романса (Хор Турецкого). Сопоставление настроений.
-Определите настроение стихотворения.
-Настроение романса.
- Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
VII. Обобщение (слайд 23). Рефлексия. Выставление оценок.
Продолжить предложение:
- я считаю, что наиболее удачным на уроке было…
- мне хотелось бы порекомендовать…
- я сегодня открыл для себя…
- я (не) доволен своим результатом…
- меня порадовало…
VIII. Домашнее задание.
1) выучить стихотворение наизусть;
2) составить проект «Я и «Парус».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_
Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...
Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащ...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...
На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова....
Конспект урока . М.Ю.Лермонтов "Парус".
Данная методическая разработка представляет собой анализ стихотворения М.Ю.Лемонтова "Парус", которая поможект учителю организовать работу на уроке....
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения"....