Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова; с лирикой поэта . Выяснить, что стихотворение«Парус»- «грустный приговор всеотрицанию; показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил. У учащихся формируются навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства (живописью и музыкой); развивается навыка выразительного чтения стихотворения. Воспитательные задачи урока предусматривают эстетическое образование учащихся; развитие интереса к творчеству великих соотечественников. На уроке используется презентация(собзданный электронный продукт), портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет; репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина; романс Варламова на стихи Лермонтова "Белеет парус одинокий" в исполнении С. Лемешева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_6_kl_-_.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по литературе в 6 классе по теме:
«М.Ю. Лермонтов «Парус. Жажда борьбы и
свободы - основной мотив стихотворения»
Государственное специальное коррекционное образовательное
учреждение № 480 Кировского района
г. Санкт-Петербурга
учителя Корейс Елены Геннадьевны.
Тема: М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -
основной мотив стихотворения.
Цели урока:
1.Образовательные:
1) Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;
2) Продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю. Лермонтова – «Парус»- «грустный приговор всеотрицанию»;
3) Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.
2. Развивающие:
1) Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;
2) Продолжить развитие навыка выразительного чтения стихотворения;
3. Воспитывающие:
1) содействие эстетическому образованию учащихся;
2) воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;
3) воспитание культуры труда.
Оборудование урока:
1.Портреты М.Ю.Лермонтова (гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)
2.Репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.
3.Цветные мелки
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
- На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ (по статье учебника) о судьбе М.Ю. Лермонтова.
Прослушивание сообщений учащихся.
3. Обобщение учителя о поэте.
Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.
4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова.
- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.
- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?
- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?
- Прочитайте эпиграф к статье поэта?
- Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир
раздумий и желаний поэта?
5. Сообщение темы урока.
- Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений
М.Ю. Лермонтова « Парус».
- Символом чего может быть для вас слово « парус»?
- Как вы думаете, чем поражает человека море?
- Какое море в тихую погоду?
- А в бурю?
6. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина?
- Рассмотрите репродукции.
- Какие краски использует художник, изображая море?
- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
7. Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус».
- Послушайте стихотворение Лермонтова.
- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?
- Какое настроение возникает в связи с этим произведением? (грустное, взволнованное, печальное).
8.Анализ стихотворения.
- Выделите основные ключевые слова стихотворения.
Учитель записывает на доске.
буря одинокий покой мятежный |
- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)
- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)
- Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
- Что такое буря?
- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)
- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)
- Посмотрим на доску. В черновом варианте было: « Белеет парус отдаленный».
- Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?
- « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.
- Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
I строфа
1 стих } состояние мира 3 стих вопросы автора
2 стих 4 стих
- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? (точечным)
- Чтение второй строфы.
- Как меняется изображение паруса?
- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук).
- Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)
Обобщение учителя:
- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.
- К чему свойственно стремление человека? (к счастью)
- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.
- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? ( туман – загадка, предвестия; потом- это разражается в трагедию).
- Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа – парус между двух начал).
- В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему? (луч выделяется)
- Какие это краски? (божественные)
- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).
Обобщение учителя:
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)
- А в последней? (мятежный)
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом –« мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
9. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.
10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений.
-Определите настроение стихотворения?
-Настроение романса?
- Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
11.Домашнее задание.
1) выучить стихотворение наизусть;
2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;
3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».
12. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....
Конспект урока по литературе ФГОС "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»".
Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС...
Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»
Конспект содержит разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения....
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".
Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения"....
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...