Настроение картины и музыки
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Бажанова Татьяна Петровна

Урок музыки в 5 классе. Разработка состоит из конспекта урока и презентации к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc49.5 КБ
Office presentation icon 5_kl.4_chetvert.ppt1.13 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

 Тема: «Настроение картины и музыки»

 

Выполнила: Учитель музыки МБОУ  №1

                                                      Бажанова Т.П.  

Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и

           пейзажность русской народной песни.

 

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Вечерний звон» сл. .Козлова.

2. Запись колокольного звона Ростова Великого.

3. Звон маленького  колокольчика

4.Русская народная песня И. И. Макарова, муз А Л. Гурилева

                                                                       «Однозвучно гремит колокольчик»

 Дополнительный материал:

  1. репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон»
  2. показ  звонниц Ростова Великого, Софийской, Кремлевской .
  3. стихи К.Случевского(1886г)
  4. стихи Ф.Глинки (1825г)
  5. стихи Н.И. Рыленкова   «Все в тающей дымке…»
  6. слайды 23  

                                                         Ход урока

   1.Вступительная беседа.

   Звучит в записи колокольный звон Ростова великого.

       Ребята что это звучит? (звон колоколов)

   Показ  звонниц Ростова великого, Кремлевской, Софийской .                          

(слайд№2,3,4,)

  На нашей земле к ним всегда относились с особым уважением.

  На Руси колокола появились в 10 веке, вместе с Православием.

  Они стали неотъемлемой частью церковных обрядов (слайд№5,6,7) Для них          строились специальные звонницы. Родилось искусство русских звонарей,   которое от века к веку усовершенствовали свое мастерство. (слайд№8)

 Существует несколько видов церковного звона. Мы познакомимся  с

  некоторыми.

ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА:

   -БЛАГОВЕСТ-звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.

 -ТРЕЗВОН-звон в несколько колоколов в три приема ,без переборов до трех раз.

 -ПЕРЕЗВОН - поочередно перебираются все колокола друг за другом. Этот звон-символ печали.

 ЗАТРАВКА  - нечастый звон в один самый маленький колокол, как предуведомление о начале звона.

 ПЕРЕБОРЫ - довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого, после него начинается «красный звон»

   ПОГРЕБАЛЬНЫЙ - медленные размеренные одиночные удары в колокол    поочередно.

   (раздается звон маленького колокольчика)

  Что это? (маленький колокольчик)

   В конце 18 века в России стали изготавливать миниатюрную копию большого колокола-колокольчика(показ колокольчиков слайд №9,10,11)

     Существует красивая легенда о появлении первого колокольчика. Это произошло в Валдае Новгородской губернии (слайд №12 ) В 1478 году по приказу царя Василия 3 вечевой новгородский колокол ( слайд№13)               был снят с    Софийской звонницы    отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со   всеми русскими колоколами и проповедовал больше новгородской вольницы.

   При перевозке по Волдайским  горам сани, на которых везли колокол,    перевернулись, колокол упал в овраг и разбился в дребезги. Какая-то неведомая сила множество мелких осколков превратила в маленькие колокольчики. местные жители подобрали эти колокольчики и стали отливать по их подобию другие ,разнося по всему свету серебристый звон. Считается, что так зародился народный промысел-литье колокольчиков.

                                         Разбили колокол ,разбили!

 Сгребли валдайцы  медный сор

                                        И колокольчики отлили

                                        И отливают до сих пор…

                                        И ,быль     старинную вещая,

В тиши степей  ,в глуши лесной

                                       Тот колокольчик, изнывая ,

                                       Гудит и бьется под дугой.

 Зачем был нужен маленький колокольчик?(его подвешивали под дугой лошади.)

 Поэтому колокольчик стали называть поддужным. На протяжении около полутора столетий, с конца18 века и до начала20 века, поддужные колокольчики играли заметную роль(показ изображения тройки (  слайд№14)

Тройки с колокольчиками сопровождали свадьбы, проводы, гуляния и другие события народной жизни; главным образом колокольчики  использовались в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника (средней лошади) показ дуги  (слайд №15)    

 Крайние лошади в тройке назывались пристяжными.

                  Вот мчится тройка удалая

                  Вдоль по дороге столбовой,

                 И колокольчик, дар Валдая,

                 Гудит уныло под дугой.

                 Ямщик лихой - он стал с полночи,

                 Ему взгрустнулось в тиши,

                 И он запел  про ясны очи,

                 Про очи девицы души.

   Кто такой ямщик (это человек, управляющий лошадьми и хорошо знающий дорогу.) (слайд № 16)

  Зачем ямщикам был нужен колокольчик,(«голос»колокольчика промчавшейся тройки был слышен за много верст и помогал заблудившемуся путнику выйти на дорогу. Его звон слышали на почтовой станции, г де сменных лошадей…)

   Помимо поддужных колокольчиков, в упряжке троек звенели бубенцы (слайд № 17,18) металлические шарики с дробиной внутри, каждая тройка имела свое уникальное звучание, поэтому звенящую часть конской упряжки называли ямской гармонью.  

 3.звучит песня «Однозвучно гремит колокольчик» (слайд №19)                          Однозвучно гремит колокольчик.

И дорога пылится слегка

   И уныло по ровному полю

    Разливается песнь ямщика.

                   Сколько грусти в той песни унылой.

             Столько грусти в напеве родном.

                Что в душе моей хладной, остылой

  Разогрелося сердце огнем.

   И припомнил я ночи иные

                                              И родные поля и леса

  И на очи, давно уж сухие,

     Набежала, как искра слеза .

               Однозвучно гремит колокольчик,

  И дорога пылится слегка.

           И замолк мой ямщик, а дорога

         Предо мной  далека , далека…

 О чем это песня? Что вам здесь видится? (бескрайние просторы, человек находится долгое время в пути . Все это скрашивает его одиночество, это воспоминания, задушевная песня ямщика и гремящий колокольчик.

   Стихи этой песни написал крепостной потомственный ямщик Иван Иванович Макаров. Он родился в 1821году в селе Сива Пермской губернии.

 В 22 года он был отдан в рекруты, за сочинительство, приказал барин. Макаров был приписан ямщиком к Пермской конвойной роте. Он сапро вождал  партии ссыльных до Тобольска и продолжал писать стихи.

 Жизнь Макарова оборвалась трагически. В февральскую стужу 1852 года лошади сбились с дороги, и он был найден замерзшим.

4.Работа над песней. Разучивание.

 5.Работа над репродукцией картины И.Левитана (слайд №20)   «Вечерний звон» (слайд №21)

 Беседа по картине.

  1)Внимательно вглядитесь в картину И.Левитана «Вечерний звон»

Тихо или громко звучит картина? Мажорное или минорное впечатление оставляет ее колорит (соединение красок)

 2)Как художник добивается почти музыкальной плавности?

 Если бы вы писали музыку к картине, какой бы вы выбрали характер музыкального языка: песенный, танцевальный,  маршевый?

 3)Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот уголок Родины?

 6.Слушание русской народной песни «Вечерний звон» (слайд № 22)

 7.Работа над песней

 1)Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной? Почему?

 Что в ней изобразительно слова или музыка?

 2)Как хоровые  краски рисуют картину теплого вечера? Что более важно: изобразительность или выразительность?

 3)Почему И.Левитан назвал свою картину «Вечерний звон»? Сравните ее краски и настроение с русской народной песней «Вечерний звон»

 8.Итог урока.

 Послушайте стихи русского поэта Н.Рыленкова «Все в тающей дымке».

 (слайд№23)

Как вы думаете, если бы их мог услышать И.Левитан. согласился бы он с поэтом ?

                 Здесь мало увидеть,

                 Здесь нужно всмотреться.

                 Чтоб ясной любовью

                 Наполнилось сердце.

                Здесь мало услышать,

                Здесь вслушаться нужно,

                Чтоб в душу созвучья

                Нахлынули дружно.

                Чтоб вдруг отразили

                Прозрачные воды

                Всю прелесть застенчивой

                Русской природы.

                           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Урок картина настроение

Открытый урок по ФГОС 3 класс...

Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

Урок музыки на целенный на восприятие настроений  в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделиро...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"

Конспект коррекционно-развивающего урока  по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке"        ...

Картина настроения

Нетрадиционное рисование...


 

Комментарии

Макеева Наталья Александровна

Огромное спасибо за Ваш труд!