Настроение картины и музыки
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Урок музыки в 5 классе. Разработка состоит из конспекта урока и презентации к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 49.5 КБ |
5_kl.4_chetvert.ppt | 1.13 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Тема: «Настроение картины и музыки»
Выполнила: Учитель музыки МБОУ №1
Бажанова Т.П.
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и
пейзажность русской народной песни.
Музыкальный материал:
1. Русская народная песня «Вечерний звон» сл. .Козлова.
2. Запись колокольного звона Ростова Великого.
3. Звон маленького колокольчика
4.Русская народная песня И. И. Макарова, муз А Л. Гурилева
«Однозвучно гремит колокольчик»
Дополнительный материал:
- репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон»
- показ звонниц Ростова Великого, Софийской, Кремлевской .
- стихи К.Случевского(1886г)
- стихи Ф.Глинки (1825г)
- стихи Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…»
- слайды 23
Ход урока
1.Вступительная беседа.
Звучит в записи колокольный звон Ростова великого.
Ребята что это звучит? (звон колоколов)
Показ звонниц Ростова великого, Кремлевской, Софийской .
(слайд№2,3,4,)
На нашей земле к ним всегда относились с особым уважением.
На Руси колокола появились в 10 веке, вместе с Православием.
Они стали неотъемлемой частью церковных обрядов (слайд№5,6,7) Для них строились специальные звонницы. Родилось искусство русских звонарей, которое от века к веку усовершенствовали свое мастерство. (слайд№8)
Существует несколько видов церковного звона. Мы познакомимся с
некоторыми.
ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА:
-БЛАГОВЕСТ-звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.
-ТРЕЗВОН-звон в несколько колоколов в три приема ,без переборов до трех раз.
-ПЕРЕЗВОН - поочередно перебираются все колокола друг за другом. Этот звон-символ печали.
ЗАТРАВКА - нечастый звон в один самый маленький колокол, как предуведомление о начале звона.
ПЕРЕБОРЫ - довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого, после него начинается «красный звон»
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ - медленные размеренные одиночные удары в колокол поочередно.
(раздается звон маленького колокольчика)
Что это? (маленький колокольчик)
В конце 18 века в России стали изготавливать миниатюрную копию большого колокола-колокольчика(показ колокольчиков слайд №9,10,11)
Существует красивая легенда о появлении первого колокольчика. Это произошло в Валдае Новгородской губернии (слайд №12 ) В 1478 году по приказу царя Василия 3 вечевой новгородский колокол ( слайд№13) был снят с Софийской звонницы отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и проповедовал больше новгородской вольницы.
При перевозке по Волдайским горам сани, на которых везли колокол, перевернулись, колокол упал в овраг и разбился в дребезги. Какая-то неведомая сила множество мелких осколков превратила в маленькие колокольчики. местные жители подобрали эти колокольчики и стали отливать по их подобию другие ,разнося по всему свету серебристый звон. Считается, что так зародился народный промысел-литье колокольчиков.
Разбили колокол ,разбили!
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили
И отливают до сих пор…
И ,быль старинную вещая,
В тиши степей ,в глуши лесной
Тот колокольчик, изнывая ,
Гудит и бьется под дугой.
Зачем был нужен маленький колокольчик?(его подвешивали под дугой лошади.)
Поэтому колокольчик стали называть поддужным. На протяжении около полутора столетий, с конца18 века и до начала20 века, поддужные колокольчики играли заметную роль(показ изображения тройки ( слайд№14)
Тройки с колокольчиками сопровождали свадьбы, проводы, гуляния и другие события народной жизни; главным образом колокольчики использовались в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника (средней лошади) показ дуги (слайд №15)
Крайние лошади в тройке назывались пристяжными.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он стал с полночи,
Ему взгрустнулось в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы души.
Кто такой ямщик (это человек, управляющий лошадьми и хорошо знающий дорогу.) (слайд № 16)
Зачем ямщикам был нужен колокольчик,(«голос»колокольчика промчавшейся тройки был слышен за много верст и помогал заблудившемуся путнику выйти на дорогу. Его звон слышали на почтовой станции, г де сменных лошадей…)
Помимо поддужных колокольчиков, в упряжке троек звенели бубенцы (слайд № 17,18) металлические шарики с дробиной внутри, каждая тройка имела свое уникальное звучание, поэтому звенящую часть конской упряжки называли ямской гармонью.
3.звучит песня «Однозвучно гремит колокольчик» (слайд №19) Однозвучно гремит колокольчик.
И дорога пылится слегка
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Сколько грусти в той песни унылой.
Столько грусти в напеве родном.
Что в душе моей хладной, остылой
Разогрелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра слеза .
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека , далека…
О чем это песня? Что вам здесь видится? (бескрайние просторы, человек находится долгое время в пути . Все это скрашивает его одиночество, это воспоминания, задушевная песня ямщика и гремящий колокольчик.
Стихи этой песни написал крепостной потомственный ямщик Иван Иванович Макаров. Он родился в 1821году в селе Сива Пермской губернии.
В 22 года он был отдан в рекруты, за сочинительство, приказал барин. Макаров был приписан ямщиком к Пермской конвойной роте. Он сапро вождал партии ссыльных до Тобольска и продолжал писать стихи.
Жизнь Макарова оборвалась трагически. В февральскую стужу 1852 года лошади сбились с дороги, и он был найден замерзшим.
4.Работа над песней. Разучивание.
5.Работа над репродукцией картины И.Левитана (слайд №20) «Вечерний звон» (слайд №21)
Беседа по картине.
1)Внимательно вглядитесь в картину И.Левитана «Вечерний звон»
Тихо или громко звучит картина? Мажорное или минорное впечатление оставляет ее колорит (соединение красок)
2)Как художник добивается почти музыкальной плавности?
Если бы вы писали музыку к картине, какой бы вы выбрали характер музыкального языка: песенный, танцевальный, маршевый?
3)Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот уголок Родины?
6.Слушание русской народной песни «Вечерний звон» (слайд № 22)
7.Работа над песней
1)Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной? Почему?
Что в ней изобразительно слова или музыка?
2)Как хоровые краски рисуют картину теплого вечера? Что более важно: изобразительность или выразительность?
3)Почему И.Левитан назвал свою картину «Вечерний звон»? Сравните ее краски и настроение с русской народной песней «Вечерний звон»
8.Итог урока.
Послушайте стихи русского поэта Н.Рыленкова «Все в тающей дымке».
(слайд№23)
Как вы думаете, если бы их мог услышать И.Левитан. согласился бы он с поэтом ?
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....
Урок картина настроение
Открытый урок по ФГОС 3 класс...
Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.
Урок музыки на целенный на восприятие настроений в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделиро...
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"
Конспект коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке" ...
Картина настроения
Нетрадиционное рисование...
Комментарии
Огромное спасибо за Ваш труд!
Огромное спасибо за Ваш труд!