План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
план-конспект урока по музыке по теме

Жаденова Татьяна Валерьевна

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_dmsh.docx27.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №3»

                             План-конспект  открытого урока на тему:

«Настроения, чувства в музыке»

                                                     Преподаватель: Жаденова Татьяна Валерьевна

                                                                 г. Наро- Фоминск

                                         2012-2013 учебный год

Дата2012-2013г.

Предмет: фортепиано.

Тема: «Настроения, чувства в музыке».

Тип занятия: комбинированное.

Предмет: фортепиано

Цель урока: формирование  музыкальной культуры детей, начиная с раннего этапа обучения.

Задачи урока:

Обучающие:

-вызывать и поддерживать интерес к музыке;
- расширять знания о музыке;

-побуждать к оценке музыки ( эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.

Развивающие:

-развивать творческое  воображение;

-развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможности каждого ребенка.

Воспитательные:

- воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;

-воспитывать проявления эмоциональной  отзывчиврсти;

-воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование:

Нотная  литература.  Инструмент  Фортепиано, аудио и видеоносители.

Репертуар:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План урока:

 I.  Организационный момент.
II.   Актуализация опорных знаний.

III.    Применение знаний и умений.
IV.    Обобщение занятия, подведение итогов.

                                      I. Организационный момент:
-    приветствие;
-   оглашение темы урока;
-   знакомство с ученицами.

                                 II.  Актуализация опорных знаний

   Педагог.  Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.

    Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной  классики и народной  музыки, являющихся           «талонами красоты». Постигая язык одного искусства-музыки, ребенок параллельно осваивает выразительный смысл других  художественных произведений. При этом, что весьма существенно, язык других искусств

( живописи, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой на основании эмоций, переживаний, чувственного образа. В результате у детей формируется неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.

    На уроке используются такие методы и приемы, музыкального воспитания, которые побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, эстетической  активности.  При этом каждый из трех основных методов - наглядный, словесный, практический – применяется с нарастанием, от прямого воздействия(исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения, к самостоятельному поиску детьми способов  исполнения.

     Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развивать все лучшее , заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности.

    При ознакомлении с произведением педагог может дирижерским жестом, танцевальными движениями, прикосновением руки педагога к руке ребенка, эмоционально-выразительным пояснением характера музыки, тихого выразительного напевания мелодии, выражением глаз, улыбки или серьезности, помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыки, «заражает» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

                                 III. Применение знаний и умений        
         Педагог.Музыкальная  культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация  передаёт прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия.        

    Многие зарубежные и отечественные - классики писали музыку для детей.

Уже в раннем возрасте мы широко используем         альбомы фортепьянных пьес: П.Чайковского,,         А.Гречанинова, С. Майкапара, С.Прокофьева,         Д. Шостаковича, Й. Гайдна, И.-С.Баха, В.-А.Моцарта и др..        

     Чтобы детское исполнительство и творчество было более разнообразно и активно, ребёнку нужно накапливать музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характеров в произведении, соотнося музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности        , они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию и не несёт развивающие функции.        

    Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.

                                         ВЕСЕЛО-ГРУСТНО

Педагог.У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело- грустно» Л. Бетховена.

Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент- треугольник. Как весело позвякивает колокольчик?        ( педагог вызванивает ритмический рисунок первой части пьесы.) А треугольник имеет более долгий продолжительный звук (выходят дети подготовительного класса и исполняют вместе с педагогом это произведение).Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя-печальное, грустное.

ПРОСЬБА, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ

 Педагог.   Сейчас… сыграет вам пьесу композитора Г. Свиридова, которая называется « Ласковая просьба». Как звучит эта пьеса?

Ребёнок. Ласково.

Педагог. Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, не разрешили того, о чем он просил.

А сейчас мы прослушаем в исполнении…пьесу композитора П. И. Чайковского « Болезнь куклы». О настроении, выраженном в этой музыке, можно догадаться по названию. Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

   Музыка может передавать черты характера человека. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы: « Плакса», « Злюка», « Резвушка». Мелодии « Плаксы» и «Злюки» очень похожи- обе  изображают капризных, непослушных девочек. Но мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально. В пьесе «Злюка»-громче, отрывистее, резче.

ОБРАЗЫ

      Педагог .А сейчас в исполнении… прослушайте пьесу Д. Кабалевского, которая называется « Клоуны».  В исполнении Е. Оружейникова « В цирке»

 Какая музыка по настроению?

Ребёнок. Весёлая, задорная, озорная.

Педагог. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун весёлый, умелый, а другой - неудачник. Послушайте, как звучит мелодия. Вначале она направляется вверх и звучит радостно и легко, а в средней части-вниз и звучит приглушенно, грустно. Мелодия в исполнении Егора имеет решительный, порывистый характер, для неё характерна яркая динамика, четкая артикуляция.

РАЗНЫЕ ЧУВСТВА

    Педагог. Мы говорили с вами о том, что музыка выражает какое-нибудь настроение человека, его чувства, образы. И сейчас в исполнении… прозвучит произведение « Лунный свет»…, « История, увиденная во сне»…, « Нежность». Музыка в этих произведения рассказывает о грусти, нежности , доброте. И звучит она ласково, иногда печально и как будто жалуется и вздыхает о чём-то, стараясь передать чувства и переживания людей.  Исполняя эти произведения, следует обратить внимание на гармоническую красочность, смену ладов, услышать мерцание мажорных красок на общем минорном фоне.

                            IV.    Обобщение занятия, подведение итогов

Педагог. В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребёнок слушал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением и аккомпанементом на народных инструментах. Большое влияние на формирование музыкальной культуры оказала религия.  

    Для формирования основ музыкальной культуры детей необходимо дать:  представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать умения сравнивать контрастные произведения,          развивать умения находить тембры музыкальных инструментов

            

                                                        Литература:

1.Й. Гат. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Музыка Москва, 1967.

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Госмузиздат, 1961.

3.Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

4.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.

5.Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.

6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М.:ТЦ Сфера, 2010.

7.Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.

8.Тимакин Е. Воспиташе пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.

9.Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.:Музыка, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему: «Настроение».

Ознакомление детей с понятиями: интонация, пантомимика...

ПРАЗДНИК ЦВЕТА, ЧУВСТВ И МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА

Великий русский поэт Есенин сказал о своем творчестве так: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине».  Так  или нет?  Разрешить эту проблему необходимо на примерах сти...

Классный час на тему "Настроение"

Презентация и конспект могут использоваться на классных часах в 5-6 классах....

Внеурочное занятия по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме "Настроение"...

Презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" по теме "Настроение" (5 класс)...

Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"

Конспект коррекционно-развивающего урока  по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке"        ...

Презентация - Воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыки

Как воспитать нравственно-патриотические чувства средствами музыки у воспитанников детского сада...