План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
план-конспект урока по музыке по теме
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_dmsh.docx | 27.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №3»
План-конспект открытого урока на тему:
«Настроения, чувства в музыке»
Преподаватель: Жаденова Татьяна Валерьевна
г. Наро- Фоминск
2012-2013 учебный год
Дата2012-2013г.
Предмет: фортепиано.
Тема: «Настроения, чувства в музыке».
Тип занятия: комбинированное.
Предмет: фортепиано
Цель урока: формирование музыкальной культуры детей, начиная с раннего этапа обучения.
Задачи урока:
Обучающие:
-вызывать и поддерживать интерес к музыке;
- расширять знания о музыке;
-побуждать к оценке музыки ( эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.
Развивающие:
-развивать творческое воображение;
-развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможности каждого ребенка.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;
-воспитывать проявления эмоциональной отзывчиврсти;
-воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование:
Нотная литература. Инструмент Фортепиано, аудио и видеоносители.
Репертуар: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Применение знаний и умений.
IV. Обобщение занятия, подведение итогов.
I. Организационный момент:
- приветствие;
- оглашение темы урока;
- знакомство с ученицами.
II. Актуализация опорных знаний
Педагог. Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся «талонами красоты». Постигая язык одного искусства-музыки, ребенок параллельно осваивает выразительный смысл других художественных произведений. При этом, что весьма существенно, язык других искусств
( живописи, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой на основании эмоций, переживаний, чувственного образа. В результате у детей формируется неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.
На уроке используются такие методы и приемы, музыкального воспитания, которые побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. При этом каждый из трех основных методов - наглядный, словесный, практический – применяется с нарастанием, от прямого воздействия(исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения, к самостоятельному поиску детьми способов исполнения.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развивать все лучшее , заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности.
При ознакомлении с произведением педагог может дирижерским жестом, танцевальными движениями, прикосновением руки педагога к руке ребенка, эмоционально-выразительным пояснением характера музыки, тихого выразительного напевания мелодии, выражением глаз, улыбки или серьезности, помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыки, «заражает» отношением к музыке взрослого, его чувствами.
III. Применение знаний и умений
Педагог.Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передаёт прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия.
Многие зарубежные и отечественные - классики писали музыку для детей.
Уже в раннем возрасте мы широко используем альбомы фортепьянных пьес: П.Чайковского,, А.Гречанинова, С. Майкапара, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, Й. Гайдна, И.-С.Баха, В.-А.Моцарта и др..
Чтобы детское исполнительство и творчество было более разнообразно и активно, ребёнку нужно накапливать музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характеров в произведении, соотнося музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности , они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию и не несёт развивающие функции.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.
ВЕСЕЛО-ГРУСТНО
Педагог.У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело- грустно» Л. Бетховена.
Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент- треугольник. Как весело позвякивает колокольчик? ( педагог вызванивает ритмический рисунок первой части пьесы.) А треугольник имеет более долгий продолжительный звук (выходят дети подготовительного класса и исполняют вместе с педагогом это произведение).Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя-печальное, грустное.
ПРОСЬБА, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Педагог. Сейчас… сыграет вам пьесу композитора Г. Свиридова, которая называется « Ласковая просьба». Как звучит эта пьеса?
Ребёнок. Ласково.
Педагог. Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, не разрешили того, о чем он просил.
А сейчас мы прослушаем в исполнении…пьесу композитора П. И. Чайковского « Болезнь куклы». О настроении, выраженном в этой музыке, можно догадаться по названию. Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
Музыка может передавать черты характера человека. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы: « Плакса», « Злюка», « Резвушка». Мелодии « Плаксы» и «Злюки» очень похожи- обе изображают капризных, непослушных девочек. Но мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально. В пьесе «Злюка»-громче, отрывистее, резче.
ОБРАЗЫ
Педагог .А сейчас в исполнении… прослушайте пьесу Д. Кабалевского, которая называется « Клоуны». В исполнении Е. Оружейникова « В цирке»
Какая музыка по настроению?
Ребёнок. Весёлая, задорная, озорная.
Педагог. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун весёлый, умелый, а другой - неудачник. Послушайте, как звучит мелодия. Вначале она направляется вверх и звучит радостно и легко, а в средней части-вниз и звучит приглушенно, грустно. Мелодия в исполнении Егора имеет решительный, порывистый характер, для неё характерна яркая динамика, четкая артикуляция.
РАЗНЫЕ ЧУВСТВА
Педагог. Мы говорили с вами о том, что музыка выражает какое-нибудь настроение человека, его чувства, образы. И сейчас в исполнении… прозвучит произведение « Лунный свет»…, « История, увиденная во сне»…, « Нежность». Музыка в этих произведения рассказывает о грусти, нежности , доброте. И звучит она ласково, иногда печально и как будто жалуется и вздыхает о чём-то, стараясь передать чувства и переживания людей. Исполняя эти произведения, следует обратить внимание на гармоническую красочность, смену ладов, услышать мерцание мажорных красок на общем минорном фоне.
IV. Обобщение занятия, подведение итогов
Педагог. В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребёнок слушал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением и аккомпанементом на народных инструментах. Большое влияние на формирование музыкальной культуры оказала религия.
Для формирования основ музыкальной культуры детей необходимо дать: представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать умения сравнивать контрастные произведения, развивать умения находить тембры музыкальных инструментов
Литература:
1.Й. Гат. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Музыка Москва, 1967.
2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Госмузиздат, 1961.
3.Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.
4.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.
5.Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.
6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
7.Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.
8.Тимакин Е. Воспиташе пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.
9.Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.:Музыка, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: «Настроение».
Ознакомление детей с понятиями: интонация, пантомимика...
ПРАЗДНИК ЦВЕТА, ЧУВСТВ И МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА
Великий русский поэт Есенин сказал о своем творчестве так: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». Так или нет? Разрешить эту проблему необходимо на примерах сти...
Классный час на тему "Настроение"
Презентация и конспект могут использоваться на классных часах в 5-6 классах....
Внеурочное занятия по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»
Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме "Настроение"...
Презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»
Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" по теме "Настроение" (5 класс)...
Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"
Конспект коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке" ...
Презентация - Воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыки
Как воспитать нравственно-патриотические чувства средствами музыки у воспитанников детского сада...