Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока музыки | 23.27 КБ |
kartiny_prirody_v_muzyke.pptx | 2.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Зайчук Марина Николаевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ № 15
округ Муром
Разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Картины природы в музыке»
Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие –
Познакомить с творчеством русского композитора - М. П. Мусоргского;
расширить и углубить представления об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.
Развивающая –
Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.
Воспитательная –
Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.
Тип урока: интегрированный - музыка, литература и живопись.
Музыкальный материал:
Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко».
Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Изменить состоянье души может лес,
Над рекой красота небосвода,
Дивный мир совершает так много чудес,
Всегда радует сердце природа.
(А. Болутенко)
слайд
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.
Работа по теме урока
- Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.
- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И. Левитана, В.Васнецова.
слайд
Что мы видим в них? (природу).
- А можем ли мы увидеть музыку? Как?
- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?
- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, и наиграю знакомую для вас интонацию.
Тема «Утра» Грига
- Что это, откуда, кто композитор?
слайд
- Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы?
- Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка. А что можно изобразить в музыке?
Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.
слайд
- Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности.
- Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?
- Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них
Слайд
Ученик рассказывает о М. П. Мусоргском.
Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине. Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».
Слайд
- Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке».
- Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.
На доске нотный пример главной мелодии вступления
- Каков характер этой мелодии?
- Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?
- Эту мелодию хочется петь (поет учитель на у)
- А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.
- Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).
-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?
Ответы, размышления детей.
слайд
- А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.
Слушание (релаксация)
- Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?
- Как развивалась главная тема?
- Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины
Слайд
Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее: о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.
Домашнее задание
- Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)
Вокально – хоровая работа
- К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве.
Слайд
Мы продолжим работу над одной из его песен «Далеко ли, близко».
- Начните петь эту песню с душой, с чувством проникновения и любви к своей родной природе, к своей Родине.
Исполнение 1 куплета.
Работа над разучиванием всей песни.
Итог
- Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.
Красота Земли неповторима,
Не пройти красы чудесной мимо,
Ведь она безмерно хороша!
Каждому полезно человеку
Побывать в лугах, в лесной тиши,
Посмотреть на голубую реку,
Чтобы не ожесточить души.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменить состоянье души может лес, Над рекой красота небосвода, Дивный мир совершает так много чудес, Всегда радует сердце природа. (А. Болутенко )
«Долина реки. Осень» И. Левитан Дубовая роща в Абрамцево» В. Васнецов Долина реки. Осень. И. Левитан. «Хвойный лес.Солнечный день» И. Шишкин
Картины природы в музыке «Утро» Э.Григ
Изобразительные подробности
Картины природы в музыке «Утро» Э.Григ
Модест Петрович Мусоргский
Оркестровое вступление к опере « Хованщина » «Рассвет на Москве – реке»
Георгий Александрович Струве
Красота Земли неповторима, в восторге от неё душа. Не пройти красы чудесной мимо, Ведь она безмерно хороша! Каждому полезно человеку Побывать в лугах, в лесной тиши, Посмотреть на голубую реку, Чтобы не ожесточить души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....
Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".
Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".
Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....