Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"
план-конспект урока

Бурда Наталья Анатольевна

Конспект коррекционно-развивающего урока  по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями

по теме: "Настроение в музыке"

 

 

                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_dlya_5_klassa.docx134.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

коррекционно-развивающего урока  по музыке в 5 классе

для учащихся с интеллектуальными нарушениями

по теме:C:\Users\123\Downloads\Новая папка\96b64333.jpg

                             

                                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                                     Бурда Наталья Анатольевна

Государственное казенное общеобразовательное

                                                                                               учреждение Краснодарского края

                                                                                                    специальная (коррекционная) школа

                                                                                               ст-цы Темиргоевской

Бурда Наталья Анатольевна
Предмет: музыка
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний

Тема

 Настроение в музыке

Цель.

-создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;

- освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи  жизнью и с другими видами искусства.

Задачи.

Образовательные:

- обучать применению в практической деятельности понятий «весело» и «грустно»;

-определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека, видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.

 Коррекционно-развивающие:

- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

-  корригировать и развивать связную устную речь;

- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

 - развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений 

Воспитательные:

- воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

-  воспитывать интерес к классической музыке через слушание.

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

БУД

  • Личностные: 

- положительное    отношение    к    окружающей    действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

- адекватно  эмоционально  откликаться  на  произведения  литературы,  музыки, живописи и др

  •  Регулятивные

 - работать  с  учебными  принадлежностями  и организовывать рабочее место

- принимать  цели  и  произвольно  включаться  в  деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

- активно   участвовать   в  деятельности,  контролировать  и оценивать свои действия и действия одноклассников

- соотносить  свои  действия  и  их  результаты  с  заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  •  Коммуникативные:

- использовать   принятые  ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

  • Познавательные:

- выделять  существенные,  общие  и отличительные  свойства предметов

- дать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями

-наблюдать,  работать  с  информацией   

Планируемые результаты.

Предметные: формирование умения эмоционально откликаться на музыку, выражая свое отношение.

Метапредметные: установление ассоциативных связей.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы обучения.

 Информационно-рецептивный, направленный на получение информации

Репродуктивный,  направленный на закрепление навыков и умений

Эвристический, направленный на развитие воображения

Формы организации познавательной деятельности.

 Индивидуальная работа, фронтальная работа

Оборудование:

 

 

Для обучающихся: демонстрационные карточки (смайлики), карандаши, карточки для самостоятельной работы

 

Для педагога: демонстрационные карточки, карточки для словарной работы, мультимедийный проектор, ноутбук.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Повторение домашнего задания.

3. Целеполагание. Мотивация.

4. Изучение нового материала.

5. Динамическая пауза.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов.

Рефлексия деятельности.

Оценивание детей.

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуйте мои друзья!

Улыбнитесь соседу справа,

Улыбнитесь соседу слева,

Улыбнитесь Наталье Анатольевне.

- И вот с таким хорошим настроением мы начнем наш урок.

Садитесь, пожалуйста, ребята! У вас на столах лежат карточки и смайлики. Это нам нужно для проведения урока. Когда нам они потребуются на уроке, вы будете работать с ними.

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока.

А сейчас всё внимание на меня.

- Послушайте ребята стихотворение и расскажите о чем оно?

(звучит музыкальный фрагмент Фридерика Шопена «Весенний вальс»)

 Тихо-тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плывут звуки речки пенной,

Тихо дремлет лес и луг…

 Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой!

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок,

У весны среди зимы…

- Ребята о чем говорится в стихотворении?

 Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Ответы детей( о музыке, о лесе, о реке ….)

Целеполагание. Мотивация

Учитель. Не правда ли, прекрасная музыка Фридерика Шопена и замечательные стихи Константина Ибряева.

Сегодня мы на уроке  поговорим о музыке и настроении в музыке, попытаемся понять, о чём она рассказывает и какие чувства передает. Мы будем

- слушать музыку ;

- говорить о настроениях в музыки и в жизни;

- проведём  физкультминутку;

- выполним   арттерапевтические распевки;

-  и, конечно же, будем петь.

- И так ребята тема нашего урока «Настроение в музыке»

Музыка- это язык чувств, а что нам помогает лучше её понять? 

 У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть и радость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело- грустно» .Её написал  композитор Людвиг ван  Бетховен.

Прислушайтесь, и вы услышите, как меняется настроение в музыке. 

Вступают в диалог, в сотрудничество с учителем. Проявляют активность в ретроспективной деятельности.

Ответы детей (поэзия и живопись)

Этап подготовки к усвоению нового материала

Прослушивание пьесы.

Знакомятся с новым музыкальным произведением

Ребята, какое настроение вы услышали, прослушав музыку?

Мелодия части пьесы, которая называется "Грустно" создается плавной, "гладкой" мелодией. А веселая, шутливая, беззаботная мелодия части "Весело" звучит отрывисто, легко и нежно.

Давайте попробуем передать настроение в музыке движениями рук - отрывистыми, четкими или плавными, размашистыми и определим, сколько частей в пьесе.

Ответы детей (Веселое, радостное, грустное, печальное)

Этап усвоения новых знаний

Повторное слушанье пьесы.

Музыкально ритмическое упражнение «Дирижер»

Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников

Дети сколько частей вы услышали в пьесе.(ответы детей)

Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя часть - печальное, грустное.

 

  Ответы детей(три части, первая и третья веселая а вторая грустная) Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного  и определяют форму пьесы

 

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Учащимся предлагается музыкальная игра «Угадай настроение»

Цель игры: выявить у ребенка умение кодировать возникшее сопереживание с помощью знаковой системы со звучанием музыкального образа.

Суть методики: ребенку дается бланк, простой карандаш и смайлики на которых схематически изображены  определенные эмоциональные  выражения: страх, спокойствие, горе, гнев, грусть, радость.

Детям предлагается последовательно прослушать музыкальные произведения, определяющие настроения:

- радость («Праздничная увертюра» Д, Д. Шостакович),

-  гнев  («Прорыв» Роберт Шуман),

 -  спокойствие («Лебедь»  Шарль Камилл Сен-Санс),  

-  горе  (5 симфония вступление  Петр Ильич Чайковский)

  поразмышлять над эмоциональным содержанием музыки,  подобрать соответствующий смайлик и схематически изобразить его на бланке

- А теперь поиграем в игру «Угадай настроение».

- Условия игры таковы: посмотрите внимательно на смайлики, лежащие на столе, и определите эмоциональное содержание каждого. Прослушайте музыкальное произведение, поразмышляйте,  какие эмоции вызвала у вас музыка. После прослушивания музыкального фрагмента,  определите, какое настроение у этого произведения, и затем изобразите смайлик соответствующий вашему сопереживанию музыки на предложенном листе бумаги.

         

 Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру.

самостоятельная работа по карточками

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Работа с мультимедийной системой.

Рассматривание репродукций картин.

- Молодцы, ребята.  

А кто мне скажет, что такое ЛАД?

(на доску прикрепляю карточку со  словом  «ЛАД»)

Слайд №4      картинка «Два лада» Нестерова М

.

Эта картина — двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве 

Слайд№5           картина З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»

Картина запечатлела момент  перерыва в работе юной художницы с кисточками в руках и дочерьми рядом. Доченьки радостно подбежали к маме, когда у нее выдалась свободная минута времени. Хоть среда и создается рабочая, художница не выпускает кисти из рук, атмосфера расслабляет и успокаивает. Ведь три близких человека наслаждаются обществом друг друга.

Правильно. ЛАД – это согласие.

(на доску прикрепляю карточку со словом  «согласие»)

И теперь, ребята,  нас ждёт интересное открытие!

Чем пользуются художники, когда рисуют картины? Правильно, красками.

А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение?

                

Верно, звуками.

 У художников 2 группы красок – теплые тона, назовите самый теплый тон? И холодные тона, какой самый холодный тон?

Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад».

Лад – это краска музыкального произведения, песни.

А кто из вас, ребята, знает, какие лады существуют в музыке?

                 

А лад бывает мажорный – сочный, яркий радостный  и минорный – задумчивый, углубленный, печальный.

(на доске крепятся карточки со  словами  «мажор» и «минор») 

И наша следующая задача – научиться определять мажорные и минорные лады.

Слайд № 6 стихотворение про лад.

Дружбу звуков, говорят, называют словом  «лад».  

Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада:

Существуют с давних пор лад мажор и лад минор.   (на доске «минор» «мажор»)

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный

Мир в полумрак погружённый нарисует лад минорный

Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”.)

Ответы детей красками. карандашами,  кистями

Дети отвечают: (звуками.)

Дети рассуждают какой самый теплый тон красок, какой самый холодный

 ответы детей(веселый, грустный….)

Этап закрепление новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Работа с интерактивной доской

интерактивное задание Минор и Мажор

Слайд № 7 минор и мажор и характеристики

Ребята чтобы закрепить знания о миноре и мажоре поработаем у доски.

Слайд № 8 интерактивное задание Минор и Мажор

 На экране изображены два брата Минор и Мажор и полянка с красивыми цветами. В далекой стране Ладии жили два брата – Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был плясун–хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого брата  звали, Мажор, а грустного Минор. Однажды они гуляли на полене красивых цветов и где прятались под цветами феечеки-мелодинки. Давайте поможем братьям собрать феечек домой.  Феечки поют песенки и по ним мы определим, в какой домик их поселить, к брату Минору или брату Мажору

Молодцы, ребята, все справились. Ну что, научились мы с вами определять мажорные и минорные лады? Справились мы с поставленными задачами?

(Выходят по одному ученику, выбирают  цветок, слушают мелодию, и определяют в какое домик  следует поселить эту мелодию:  туда, где живёт Минор, или туда, где живёт Мажор)

Ответы детей.

Динамическая пауза

Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Проведем физкультминутку под веселую песенку «Доброта»

/ открыть презентацию физкультминутки/

Отдохнули? В каком ладу была наша физминутка?

                

Выполняют движения под музыку стоя между партами.

дети отвечают (мажор)

Этап вокально-хоровой работы

Упражнения на развитие певческих навыков

Пение песни

Ребята, вот у нас два друга. Два брата Мажор и Минор и один из них грустит. Кто он?  ( дети: минор)

Давайте его развеселим. Споем ему веселую песенку. Но прежде чем петь давайте подготовим наш инструмент – голос.  

Арт-терапевтические распевки, упражнения на дыхание.

- артикуляционная гимнастика для лица и голоса

- распевка «Я иду и мое море»

- распевка «Кошка едет на такси»

- распевка «Часики идут»

Пение.

 Слайд № 10 с текстом песни «Большой хоровод»

На прошлом уроке  мы познакомились песенкой «Большой хоровод». Споём хором эту песню.

                (дети поют)

А какой характер у этой песни?

Молодцы!

Дети выполняют распевочные упражнения

Дети исполняют песню по музыку с помощью учителя.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Выводы, обсуждения усвоенных знаний. Оценка деятельности на уроке.

Ребята, подходит к концу наш урок. Мы с вами справились  с поставленными задачами? Научились применять понятия «весело» и «грустно»? Покажите смайликами, если всё понятно – весёлый смайлик, теперь его зовут Мажор. А, если не поняли, то смайлик Минор. Молодцы.

 Научились определять Мажор и Минор? Смотрю на смайлики, как вы разобрались, все ли? Молодцы! А как на человека влияет мажорная музыка?

Ребята,  если мы понятия «мажор» и «минор» перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору?

Вам урок понравился?  Покажите смайликами с каким настроением мы с вами заканчиваем урок

Ребята, подведём итог нашего урока.  

Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?

Что было интересно для вас на этом уроке?

Я благодарю вас за урок. Вы  все отлично работали на уроке и в подарок от меня вам эти смайлики.

Урок закончен.

До новых встреч!

 

Ответы детей

Показывают смайлики.

Ответы детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....