Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"
план-конспект урока
Конспект коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями
по теме: "Настроение в музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_dlya_5_klassa.docx | 134.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе
для учащихся с интеллектуальными нарушениями
по теме:
Подготовила:
Бурда Наталья Анатольевна
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа
ст-цы Темиргоевской
Бурда Наталья Анатольевна
Предмет: музыка
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний
Тема | Настроение в музыке |
Цель. | -создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства; - освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи жизнью и с другими видами искусства. |
Задачи. | Образовательные: - обучать применению в практической деятельности понятий «весело» и «грустно»; -определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях; - учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека, видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства. Коррекционно-развивающие: - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление; - корригировать и развивать связную устную речь; - коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной); - развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений Воспитательные: - воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету - прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства; - воспитывать интерес к классической музыке через слушание. - воспитывать потребность в общении с музыкой. |
БУД |
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов - дать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями -наблюдать, работать с информацией |
Планируемые результаты. | Предметные: формирование умения эмоционально откликаться на музыку, выражая свое отношение. Метапредметные: установление ассоциативных связей. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Методы обучения. | Информационно-рецептивный, направленный на получение информации Репродуктивный, направленный на закрепление навыков и умений Эвристический, направленный на развитие воображения |
Формы организации познавательной деятельности. | Индивидуальная работа, фронтальная работа |
Оборудование:
| Для обучающихся: демонстрационные карточки (смайлики), карандаши, карточки для самостоятельной работы
Для педагога: демонстрационные карточки, карточки для словарной работы, мультимедийный проектор, ноутбук. |
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Повторение домашнего задания.
3. Целеполагание. Мотивация.
4. Изучение нового материала.
5. Динамическая пауза.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов.
Рефлексия деятельности.
Оценивание детей.
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй матушка земля! Здравствуйте мои друзья! Улыбнитесь соседу справа, Улыбнитесь соседу слева, Улыбнитесь Наталье Анатольевне. - И вот с таким хорошим настроением мы начнем наш урок. Садитесь, пожалуйста, ребята! У вас на столах лежат карточки и смайлики. Это нам нужно для проведения урока. Когда нам они потребуются на уроке, вы будете работать с ними. | Вместе с учителем приветствуют друг друга | |
Введение в тему урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока. | А сейчас всё внимание на меня. - Послушайте ребята стихотворение и расскажите о чем оно? (звучит музыкальный фрагмент Фридерика Шопена «Весенний вальс») Тихо-тихо рядом сядем Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, Разноцветном, расписном! И раздвинулись вдруг стены, Вся земля видна вокруг: Плывут звуки речки пенной, Тихо дремлет лес и луг… Вдаль бегут лесные тропки, Тают в дымке голубой. Это музыка торопит И зовёт нас за собой! Вместе с музыкой хорошей Вслед за нею можем сразу В дальний путь пуститься мы, Побывать в гостях у сказок, У весны среди зимы… - Ребята о чем говорится в стихотворении? | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Ответы детей( о музыке, о лесе, о реке ….) |
Целеполагание. Мотивация | Учитель. Не правда ли, прекрасная музыка Фридерика Шопена и замечательные стихи Константина Ибряева. Сегодня мы на уроке поговорим о музыке и настроении в музыке, попытаемся понять, о чём она рассказывает и какие чувства передает. Мы будем - слушать музыку ; - говорить о настроениях в музыки и в жизни; - проведём физкультминутку; - выполним арттерапевтические распевки; - и, конечно же, будем петь. - И так ребята тема нашего урока «Настроение в музыке» Музыка- это язык чувств, а что нам помогает лучше её понять? У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть и радость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело- грустно» .Её написал композитор Людвиг ван Бетховен. Прислушайтесь, и вы услышите, как меняется настроение в музыке. | Вступают в диалог, в сотрудничество с учителем. Проявляют активность в ретроспективной деятельности. Ответы детей (поэзия и живопись) | |
Этап подготовки к усвоению нового материала | Прослушивание пьесы. Знакомятся с новым музыкальным произведением | Ребята, какое настроение вы услышали, прослушав музыку? Мелодия части пьесы, которая называется "Грустно" создается плавной, "гладкой" мелодией. А веселая, шутливая, беззаботная мелодия части "Весело" звучит отрывисто, легко и нежно. Давайте попробуем передать настроение в музыке движениями рук - отрывистыми, четкими или плавными, размашистыми и определим, сколько частей в пьесе. | Ответы детей (Веселое, радостное, грустное, печальное) |
Этап усвоения новых знаний | Повторное слушанье пьесы. Музыкально ритмическое упражнение «Дирижер» Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников | Дети сколько частей вы услышали в пьесе.(ответы детей) Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя часть - печальное, грустное.
| Ответы детей(три части, первая и третья веселая а вторая грустная) Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного и определяют форму пьесы
|
Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока | Учащимся предлагается музыкальная игра «Угадай настроение» Цель игры: выявить у ребенка умение кодировать возникшее сопереживание с помощью знаковой системы со звучанием музыкального образа. Суть методики: ребенку дается бланк, простой карандаш и смайлики на которых схематически изображены определенные эмоциональные выражения: страх, спокойствие, горе, гнев, грусть, радость. Детям предлагается последовательно прослушать музыкальные произведения, определяющие настроения: - радость («Праздничная увертюра» Д, Д. Шостакович), - гнев («Прорыв» Роберт Шуман), - спокойствие («Лебедь» Шарль Камилл Сен-Санс), - горе (5 симфония вступление Петр Ильич Чайковский) поразмышлять над эмоциональным содержанием музыки, подобрать соответствующий смайлик и схематически изобразить его на бланке | - А теперь поиграем в игру «Угадай настроение». - Условия игры таковы: посмотрите внимательно на смайлики, лежащие на столе, и определите эмоциональное содержание каждого. Прослушайте музыкальное произведение, поразмышляйте, какие эмоции вызвала у вас музыка. После прослушивания музыкального фрагмента, определите, какое настроение у этого произведения, и затем изобразите смайлик соответствующий вашему сопереживанию музыки на предложенном листе бумаги.
| Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру. самостоятельная работа по карточками |
Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока | Работа с мультимедийной системой. Рассматривание репродукций картин. | - Молодцы, ребята. А кто мне скажет, что такое ЛАД? (на доску прикрепляю карточку со словом «ЛАД») Слайд №4 картинка «Два лада» Нестерова М . Эта картина — двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве Слайд№5 картина З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» Картина запечатлела момент перерыва в работе юной художницы с кисточками в руках и дочерьми рядом. Доченьки радостно подбежали к маме, когда у нее выдалась свободная минута времени. Хоть среда и создается рабочая, художница не выпускает кисти из рук, атмосфера расслабляет и успокаивает. Ведь три близких человека наслаждаются обществом друг друга. Правильно. ЛАД – это согласие. (на доску прикрепляю карточку со словом «согласие») И теперь, ребята, нас ждёт интересное открытие! Чем пользуются художники, когда рисуют картины? Правильно, красками. А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение?
Верно, звуками. У художников 2 группы красок – теплые тона, назовите самый теплый тон? И холодные тона, какой самый холодный тон? Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад». Лад – это краска музыкального произведения, песни. А кто из вас, ребята, знает, какие лады существуют в музыке?
А лад бывает мажорный – сочный, яркий радостный и минорный – задумчивый, углубленный, печальный. (на доске крепятся карточки со словами «мажор» и «минор») И наша следующая задача – научиться определять мажорные и минорные лады. Слайд № 6 стихотворение про лад. Дружбу звуков, говорят, называют словом «лад». Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада: Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. (на доске «минор» «мажор») Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный Мир в полумрак погружённый нарисует лад минорный | Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”.) Ответы детей красками. карандашами, кистями Дети отвечают: (звуками.) Дети рассуждают какой самый теплый тон красок, какой самый холодный ответы детей(веселый, грустный….) |
Этап закрепление новых знаний, продолжение работы по теме урока | Работа с интерактивной доской интерактивное задание Минор и Мажор | Слайд № 7 минор и мажор и характеристики Ребята чтобы закрепить знания о миноре и мажоре поработаем у доски. Слайд № 8 интерактивное задание Минор и Мажор На экране изображены два брата Минор и Мажор и полянка с красивыми цветами. В далекой стране Ладии жили два брата – Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был плясун–хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого брата звали, Мажор, а грустного Минор. Однажды они гуляли на полене красивых цветов и где прятались под цветами феечеки-мелодинки. Давайте поможем братьям собрать феечек домой. Феечки поют песенки и по ним мы определим, в какой домик их поселить, к брату Минору или брату Мажору Молодцы, ребята, все справились. Ну что, научились мы с вами определять мажорные и минорные лады? Справились мы с поставленными задачами? | (Выходят по одному ученику, выбирают цветок, слушают мелодию, и определяют в какое домик следует поселить эту мелодию: туда, где живёт Минор, или туда, где живёт Мажор) Ответы детей. |
Динамическая пауза | Физкультминутка | А теперь немного отдохнем. Проведем физкультминутку под веселую песенку «Доброта» / открыть презентацию физкультминутки/ Отдохнули? В каком ладу была наша физминутка?
| Выполняют движения под музыку стоя между партами. дети отвечают (мажор) |
Этап вокально-хоровой работы | Упражнения на развитие певческих навыков Пение песни | Ребята, вот у нас два друга. Два брата Мажор и Минор и один из них грустит. Кто он? ( дети: минор) Давайте его развеселим. Споем ему веселую песенку. Но прежде чем петь давайте подготовим наш инструмент – голос. Арт-терапевтические распевки, упражнения на дыхание. - артикуляционная гимнастика для лица и голоса - распевка «Я иду и мое море» - распевка «Кошка едет на такси» - распевка «Часики идут» Пение. Слайд № 10 с текстом песни «Большой хоровод» На прошлом уроке мы познакомились песенкой «Большой хоровод». Споём хором эту песню. (дети поют) А какой характер у этой песни? Молодцы! | Дети выполняют распевочные упражнения Дети исполняют песню по музыку с помощью учителя. |
Итоговый этап рефлексии учебной деятельности | Выводы, обсуждения усвоенных знаний. Оценка деятельности на уроке. | Ребята, подходит к концу наш урок. Мы с вами справились с поставленными задачами? Научились применять понятия «весело» и «грустно»? Покажите смайликами, если всё понятно – весёлый смайлик, теперь его зовут Мажор. А, если не поняли, то смайлик Минор. Молодцы. Научились определять Мажор и Минор? Смотрю на смайлики, как вы разобрались, все ли? Молодцы! А как на человека влияет мажорная музыка? Ребята, если мы понятия «мажор» и «минор» перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Вам урок понравился? Покажите смайликами с каким настроением мы с вами заканчиваем урок Ребята, подведём итог нашего урока. Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке? Что было интересно для вас на этом уроке? Я благодарю вас за урок. Вы все отлично работали на уроке и в подарок от меня вам эти смайлики. Урок закончен. До новых встреч!
| Ответы детей Показывают смайлики. Ответы детей
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"
Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...
Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида
У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса. Метапредметное обучение....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....