Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.
план-конспект урока по музыке на тему

Лисиенко Марина Михайловна

Урок музыки на целенный на восприятие настроений  в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.Создание музыкально -художественного образа в цвете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-stsenariy_uroka_v_1_kl_nastroenie_osen.docx356.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                     

Тема урока: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

Цель урока:  Восприятие настроений  в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

Под музыку   И. Штрауса «Сказки Венского леса» ученики входят в класс. Приветствие.

-Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как  НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

Ученики:     Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

-А какие цвета нам говорят о грусти?

Ученики:  Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

-Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся  немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

Ученики: Осень.

-А почему? Что происходит?

Ученики:   Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

-Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

Ученики:  Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

-Покажите рукой, жестом эти движения сверху в них. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)  

-Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

-Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные,  широкие взмахи.

-Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

Ученики:   В желтый. Оранжевый. Красный.

-ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память  теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

 Смотрите, смотрите! падает лист!

А воздух осенний прозрачен и чист

Весной, разрывая клейкие почки

на ветках взрывались хлопушки – листочки.

Смотрите, смотрите! Падает лист

желтый, сухой, он теперь неказист

листья писали мазками теней

портреты июльских солнечных дней.

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки?   Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

-Что можно сказать о том, как звучит музыка?

Ученики:   Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально, печально, неторопливо, таинственно.

-А что происходит в природе?

Ученики:  Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

-Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

Ученики:  Светло – голубой.

-Возьмите  кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

Ученики:  Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые  опавшие листья.

-Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

Ученики:  Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

-Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

Ученики:   Пора золотой осени.

-Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

                             Золотая, осенняя ранница,

                          Красотой ты на свете одна

                          Солнце в пуще глубокой купается

                          и никак не достанет до дна.

                         Закружится листва по околице,

                         словно рой золотых лепестков

                         то взлетит она, то успокоится

                         и расстелется вдоль берегов.

                         А они берега  бережистые

                         подхватили осенний напев,

                         льется, льется мелодия чистая

                         среди желтых осенних дерев.

                         Притяни, обними  на прощание,

                         и поверь в этот день золотой

                         что под ними при ярком свидании

                          прошумел золотою листвой.

 -И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Ученики:  Настроение можно передать в цвете.

-Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное  содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

Ученики:  движениями. ( показываем  движением рук)

-Давайте еще раз прислушаемся к звукам  уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование по влажной бумаге.

                                       НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАНО:

                                       М. Стефанович  « Смотрите, падает лист»

                                      В.Дубовка  « Золотая осенняя ранница»

                                      Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

                                      Репродукция « Осень» Левитан

                                      А. Вивальди «Осень»

                                      Картина (масло) Ю.Скорик  «Осень».

        Видеопрезентация   «Прощание с летом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что можно услышать в музыке?

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы пережива...

«Я хочу услышать музыку».

Разработка урока музыки с использованием технологии деятельностного подхода....

План-конспект урока музыки в 1 классе по теме "Как можно услышать музыку?"

В материале урока  использованы пьесы  П.И. Чайковского  «Подснежник» из цикла  «Времена года» и «Весенняя песня В.А.Моцарта...

Авторская программа «Семь цветов музыки» (игровая музыка)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развинию музыкальных способностей и общего эстетического разхвития дошкольников с возможность дистанционного обучения. Срок реали...

Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"

Конспект коррекционно-развивающего урока  по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке"        ...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству и музыке для учащихся 5-6-7 классов. Познавательная викторина « МУЗЫКА ЦВЕТА»

Активизировать познавательную деятельность учащихся,формировать способность общаться с искусством вне урока- вот основная цель мероприятия....